г. Москва |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А40-63973/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2021 по делу N А40-63973/2021
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ПАО "МОЭК"
о признании незаконным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление), изложенные в письмах от 14.04.2021 N КУВД-001/2020-31507721/2, N КУВД-001/2020-31508217/2, N КУВД- 001/2020-31507964/2, N КУВД-001/2020-31507940/2 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:01:0004044:1382, 77:01:0004044:1383, 77:01:0004044:1384, 77:01:0004044:1385, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Магистральная 2-я, д. 7, строен. 1.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Определение Девятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.10.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.10.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении четырех нежилых помещений, расположенных по адресу: Москва, ул. Магистральная 2-я, д. 7, стр. 1, кадастровые номера 77:01:0004044:1382 (площадь 80,5 кв.м), 77:01:0004044:1383 (площадь 47,9 кв.м.), 77:01:0004044:1384 (площадь 80,5 кв.м.), 77:01:0004044:1385 (площадь 228,2 кв.м.).
Осуществление заявленных учетно-регистрационных действий было приостановлено 14.01.2021 в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в последствии письмами от 14.04.2021 N КУВД-001/2020-31507721/2, N КУВД-001/2020-31508217/2, N КУВД- 001/2020-31507964/2, N КУВД-001/2020-31507940/2 - отказано.
Полагая, что отказ регистрирующего органа неправомерен, нарушает права города Москвы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131 и 164, 551 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: - документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); - документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; - иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (п. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Судом установлено, что Департамент в целях осуществления государственной регистрации права собственности представило документы в объеме, предусмотренном законодательством, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для приостановления и отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности.
Требование Управления о представлении документов, подтверждающих отведение земельного участка под цели реконструкции здания, не соответствуют положениям Закона о регистрации.
Так, согласно положениям пункта 23 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации вправе приостановить осуществление государственной регистрации в случае, если земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта.
Вместе с тем Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) разделяет понятия строительства и реконструкции объектов капитального строительства (пункты 13, 14 статьи 1 ГрК РФ).
Следовательно, Управление не вправе приостанавливать, а также выносить решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на основании того, что земельный участок не предоставлен для целей реконструкции.
Исходя из положений статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
Согласно положениям пункта 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с указанным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
На основании ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В период 2002 - 2008 годов Правительством Москвы постановлениями от 02.07.2002 N 494-ПП, от 18.04.2006 N 268-ПП в рамках мероприятий по развитию объектов инженерной инфраструктуры были приняты решения о проведении реконструкции РТС, в том числе РТС "Красная Пресня".
В результате реконструкции РТС "Красная Пресня" за счет средств городского бюджета было реконструировано здание главного корпуса по адресу: г. Москва, ул. Магистральная 2-я, д. 7, стр. 1, выразившейся в пристройке к зданию ремонтной площадки площадью 80,5 кв.м, в последствии поставленной на государственный кадастровый учет под номером 77:01:0004044:1384, и ЧРП общей площадью 450,6 кв.м.
В состав ЧРП входят помещения: с кадастровым номером 77:01:0004044:1385 площадью 228,2 кв.м; с кадастровым номером 77:01:0004044:1383 площадью 47,9 кв.м; с кадастровым номером 77:01:0004044:1382 площадью 174,5 кв.м., общая площадь которых равна 450,6 кв.м.
Указанные объекты были введены в эксплуатацию в соответствии с Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 12.09.2011 N RU77181000-003681.
Следовательно, довод Управления об отсутствии заявленных к регистрации объектов недвижимости в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 12.09.2011 N RU77181000-003681 является необоснованным.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004044:11, на котором расположены указанные объекты, был предоставлен ОАО "Москапстрой" для реконструкции объекта городского заказа РТС "Красная Пресня" по договору безвозмездного срочного пользования от 05.06.2009 N М-01-605174.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ стороны предусмотрели срок действия договора безвозмездного срочного пользования до 31.12.2009 года.
Однако, поскольку после окончания срока действия договора аренды арендатор продолжил пользоваться земельным участком, при этом возражения арендодателя относительно его использования в целях реконструкции отсутствовали, договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок, что соответствует пункту 2 статьи 621 ГК РФ.
Таким образом, на момент ввода объекта в эксплуатацию указанный договор являлся действующим в силу п. 2 ст. 689, п. 2 ст. 621, п. 2 ст. 610 ГК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
Кроме того, на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.09.2011 N RU77181000-003681 и договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 05.06.2009 N М-01-605174 Управлением ранее было зарегистрировано право собственности города Москвы на здание с кадастровым номером 77:01:0004044:1036 по адресу: г. Москва, ул. Магистральная 2- я, д. 7, стр. 7, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Судом правомерно указано, что на дату ввода объектов в эксплуатацию вышеуказанный договор безвозмездного срочного пользования земельным участком являлся действующим.
Между тем, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для осуществления государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, в связи с чем, основания для отказа в регистрационных действиях отсутствуют.
Ответчик не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемых отказов, следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Кроме того, суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно обязал Управление Росреестра по Москве осуществить регистрационные действия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2021 по делу N А40-63973/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-63973/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ