17 ноября 2021 г. |
Дело N А84-2232/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.07.2021 по делу N А84-2232/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро коммутационной аппаратуры" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и по встречному заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро коммутационной аппаратуры" штрафных санкций,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Конструкторское бюро коммутационной аппаратуры" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением об отмене решения Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (далее - Центр ПФР, пенсионный фонд) от 29.03.2021 N 092S19210000806 о привлечении страхователя к ответственности за совершенное правонарушение в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Центр ПФР по установлению пенсий в г. Севастополе обратился в суд со встречным заявлением о взыскании с общества финансовой санкции в сумме 303 000,00 рублей, начисленной решением от 29.03.2021 N 092S19210000806.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22 июля 2021 года заявление общества удовлетворено частично; суд признал незаконным решение Центра ПФР от 29.03.2021 N 092S19210000806 в части привлечения общества к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере, превышающем 60 600,00 руб. В удовлетворении заявления общества в остальной части отказал. Встречное заявление Центра ПФР удовлетворено частично; суд взыскал с общества в пользу Центра ПФР финансовую санкцию за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах за октябрь 2020 года согласно решения от 29.03.2021 N092S19210000806 в размере 60 600,00 рублей. В удовлетворении заявления Центра ПФР в остальной части отказал. Распределил судебные расходы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Центр ПФР обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда в части снижения размера штрафа на сумму 242 400 руб. отменить, взыскать указанную сумму с общества, поскольку полагает, что основания для снижения размера финансовых санкций отсутствовали.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2021 произведена замена Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю в порядке процессуального правопреемства.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 29.10.2021 исправлена допущенная опечатка в пункте шесть резолютивной части решения суда от 15.07.2021 и тексте полного решения суда от 22.07.2021 по делу N А84-2232/2021 в части размера подлежащей взысканию с общества государственной пошлины.
До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю поступило заявление о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в ходе проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за октябрь 2020, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Центром ПФР было выявлено, что указанные сведения представлены заявителем 24.11.2020, то есть с нарушением сроков, предусмотренных подпунктом 1 пунктом 2.2. статьи 11 Закона N27-ФЗ (срок до 16.11.2020). По результатам проверки составлен акт N 092S18210000392 от 24.02.2021.
29.03.2021 Центром ПФР принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 092S19210000806, которым к обществу применены финансовые санкции в размере 303 000,00 руб.
26.04.2021 Центром ПФР выдано требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 092S01210001180.
Не согласившись с законностью размера наложенного на него штрафа, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд, указывает на наличие обстоятельств, смягчающих его ответственность, в частности, совершение правонарушения впервые, формальный характер правонарушения и отсутствие негативных последствий для бюджета.
Встречные исковые требования обусловлены несогласием Центра ПФР с требованиями о незаконности решения и необходимостью взыскания с общества финансовых санкций в размере 303000,00 рублей на основании решения от 29.03.2021 N 092S19210000806, поскольку в установленный срок в добровольном порядке финансовая санкция не оплачена.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Центра ПФР имелись правовые основания для привлечения общества к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Вместе с тем, пенсионным фондом при определении размера финансовых санкций не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершенное правонарушение.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В нарушение указанных норм обществом ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М (исходная) в электронном виде за октябрь 2020 года была представлена с нарушением срока - 24.11.2020.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании изложенного, по результатам рассмотрения акта от 24.02.2021, пенсионным фондом 29.03.2021 принято решение о привлечении учреждения к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 303 000 руб.
Факт нарушения срока представления отчетности по форме СЗВ-М материалами дела подтвержден и не оспаривается.
Процедура привлечения к ответственности органом соблюдена, расчет суммы финансовых санкций правильный, что также подтверждается материалами дела.
Таким образом, вывод суда о правомерном привлечении общества к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ является правильным.
Судебная коллегия пришла к выводу, что при вынесении решения суд первой инстанции обоснованно учел смягчающие ответственность обстоятельства и снизил размер штрафа.
Так, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Арбитражный суд правомерно применил в данном случае положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из этого закона, Закона N 27-ФЗ и Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание смягчающие вину обстоятельства: признание факта правонарушения и вины в его совершении; совершение правонарушения впервые; отсутствие негативных последствий для бюджета; отсутствие умысла в совершении правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможном снижении размера штрафа до 60 600 рублей.
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что в рассматриваемом случае на значительность размера штрафа повлияло большое количество работников (606 чел.), а не тяжесть совершенного проступка.
Учитывая, что в части взыскания финансовой санкции в размере 60600,00 рублей решение пенсионного фонда от 29.03.2021 N 092S19210000806 признано судом законным и обоснованным, встречное заявление пенсионного фонда суд первой инстанции правомерно удовлетворил частично и взыскал с общества финансовую санкцию за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах за октябрь 2020 года согласно решения от 29.03.2021 N 092S19210000806 в размере 60600,00 рублей.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 22 июля 2021 года по делу N А84-2232/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2232/2021
Истец: ООО "Конструкторское бюро коммутационной аппаратуры"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. СЕВАСТОПОЛЮ, ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе