г. Пермь |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А50-31544/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д. Ю.,
судей Власовой О.Г., Яринского С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от истца: Мокрушина О.В., паспорт, доверенность от 12.10.2020;
от ответчика: Плешков И.В., паспорт, доверенность от 15.07.2021;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, публичного акционерного общества "Т Плюс",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 июля 2021 года по делу N А50-31544/2020
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилстандарт-П" (ОГРН 1135905006050, ИНН 5905300698)
об истребовании сведений,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Жилстандарт-П" об обязании в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить информацию, необходимую для начисления платы за коммунальную услугу отопления и горячего водоснабжения, оказываемую в многоквартирном доме по ул. Мира, 101 в г. Перми, по состоянию с 01.10.2016 по настоящее время - на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа ООО "Жилстандарт-П" и на электронном носителе, а также присуждения неустойки на случай неисполнения решения суда в размере 1 000 руб. за каждый день его неисполнения, начиная с даты вступления решения в законную силу и его фактического исполнения (с учетом уточнения от 13.04.2021).
Истец просит обязать ответчика предоставить ПАО "Т Плюс" следующие сведения по состоянию с 18.04.2018 по настоящее время:
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо;
адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги;
реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 июля 2021 года в иске отказано.
Апелляционную жалобу на решение подал истец, публичное акционерное общество "Т Плюс". Просит решение Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2021 по делу N А50-31544/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ПАО "Т Плюс" в полном объеме. Полагает, что вынесенное решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Истец не соглашается с выводом суда о том, что в Правилах N 354 отсутствует обязанность управляющей организации, при переходе собственников на прямые договоры до ведения п. 6 Правил N 354 актуализировать ранее переданную информацию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Т Плюс" и собственниками МКД по ул. Мира, 101 г. Перми, находящегося в управлении ООО "Жилстандарт-П", заключены с 2016 года прямые договоры на оказание услуг теплоснабжения, в подтверждение данного факта истцом представлены в материалы дела квитанции об оплате теплоэнергии за период с октября 2016 года по май 2021 года.
Истец пояснил, ввиду ненадлежащего исполнения собственниками обязательств по оплате оказанных услуг, а также в связи с непредставлением ответчиком сведений о собственниках и иных владельцах жилых помещений дома, ПАО "Т Плюс" лишено возможности взыскать в судебном порядке задолженность за фактически поставленные теплоресурсы.
Договор управления между ответчиком и собственниками помещений МКД N 101 ул. Мира заключен 12.02.2018. Объект включен в реестр лицензий Пермского края 18.04.2018 (лицензиат - ООО "ЖилстандартП").
Ссылаясь на положения пунктов 6, 6 (1) Правил N 354, а также на отказ ответчика в предоставлении указанных выше сведений, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовался ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), указав, что ответчиком предприняты все исчерпывающие меры для получения необходимых для передачи РСО сведений, истцом не представлено доказательств наличия у ответчика истребуемой информации (за исключением представленной), а также источников, где указанная информации может быть безусловно получена.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 указанной статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким случаям отнесены ситуации: 1) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации); 2) прекращения по инициативе ресурсоснабжающей организации договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией (по основаниям части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3) наличия между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией прямого договора ресурсоснабжения на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирном доме.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги. Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.
Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, является правомерным отказ в удовлетворении требования РСО о предоставлении управляющей организацией затребованной РСО информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешла на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании следующего.
Обосновывая свою позицию, истец указывает, что в соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ (ч. 11 ст. 161 ЖК РФ введена в действие Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ) управляющая организация обязана предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги. Частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ) к таким случаям отнесена ситуация: принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с РСО. В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен обязанностью управляющей компании по предоставлении данных. Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных. Изменения в Жилищный кодекс РФ в части предоставления управляющими организациями РСО необходимой информации для начисления платы за коммунальные услуги приняты и вступили в силу 03.04.2018, постановление N 897 от 13.07.2019 принято для реализации механизма передачи этой информации, поэтому распространяет свое действие на отношения сторон по ранее заключенным договорам, как минимум с начала действия ч. 11 ст. 161 ЖК РФ вступившей в силу с 03.04.2018 N 59-ФЗ.
Данные доводы были рассмотрены судом и обоснованно отклонены, приведены соответствующие мотивы и нормы права.
18.03.2021 ответчик направил истцу реестр собственников недвижимости данного дома с указанием перечня сведений, предусмотренных п. 6 Правил N 354, которыми он обладал (не в полном объеме).
В подтверждение невозможности представить истцу запрашиваемые сведения, ответчиком также представлены:
письмо Управления МВД России по г.Перми Отдел полиции N 2 от 26.03.2021 об отказе ответчику в предоставлении информации о зарегистрированных лицах в МКД ул.Мира, 101; письмо ГУ МВД России по Пермскому краю от 05.11.2019 об отказе ответчику в предоставлении данных в отношении физического лица, ввиду того, что сведения являются конфиденциальными, и не могут быть представлены без его согласия (такое же письмо от 25.05.2021 представил истец, с аналогичным отказом); письмо от 17.11.2020 об отказе Отделом полиции N 7 г.Перми в предоставлении адреса регистрации по месту жительства/пребывания и паспортных данных в отношении гражданина, в связи с подачей заявления о выдаче судебного приказа, по причине невозможности определить однозначно запрашиваемое лицо.
Ответчик пояснил, что принял все исчерпывающие меры для получения необходимых для передачи в ресурсоснабжающую организацию сведений.
Требования истца основаны на п. 6 Правил N 354. Указанная норма изменена Постановлением N 897, которая вступила в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации - 23.07.2019).
Часть 1 ст. 157.2, ч. 11 ст. 161 ЖК РФ введены в действие Федеральным законом от 03.04.2018 N 59, который вступил в силу со дня официального опубликования. Начало действия редакции с 03.04.2018. Распространяет свое действие на отношения сторон по ранее заключенным договорам.
Таким образом, положения, на которых основаны требования истца, действуют с начала действия ч. 11 ст. 161 ЖК РФ вступившей в силу с 03.04.2018, тогда как жители спорного дома перешли на прямые договоры до указанной даты - в 2016 году. В уточненной исковом заявлении от 13.04.2021 истец указал, что дебиторская задолженность по оплате коммунальных услуг в доме возникла с октября 2016 года.
В названных пунктах Правил N 354 отсутствует обязанность управляющей организации, при переходе собственников на прямые договоры до ведения п. 6 Правил N 354 актуализировать ранее переданную информацию.
Суд, оценив представленные в материалы дела сторонами доказательства по правилам ст. 67, 68, 71 АПК РФ, считает требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В рассматриваемом случае ПАО "Т Плюс" приступила к предоставлению коммунальных услуг (отопление, ГВС) собственникам МКД в 2016 году.
Норма, на которой основаны требования истца, действует с 31.07.2019. Между тем жители дома перешли на прямые договоры до указанной даты, что не оспаривается истцом. С учетом данного обстоятельства, основания для применения Правил N 354 в редакции от 13.07.2019 отсутствуют.
Имеющаяся в распоряжении ответчика информация о собственниках представлена истцу, что указывает на отсутствие со стороны ответчика умысла на не предоставление информации или уклонение от исполнения соответствующей обязанности. Возможности предоставления иной информации у ответчика не имеется. Обратного истцом не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Ответчиком представлены доказательства, что собственники помещений отказали ему в предоставлении таких сведений (решение по второму вопросу не принято. Протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 16.03.2021).
Суд признает, что ответчиком предприняты все исчерпывающие меры для получения необходимых для передачи РСО сведений.
Обращение с иском в суд имеет цель не только получения возможности принудительного исполнения решения, но также и цель внесения правовой определенности в отношения спорящих сторон, что достигается путем разрешения правового спора и принятия судебного акта, обладающего признаками исключительности, неопровержимости и исполнимости (обязательность исполнения решения).
Таким образом, судебный акт является исполнимым в том случае, если после внесения определенности в правоотношения сторон для сторон становится очевидным, какие действия должен совершить ответчик или воздержаться от их совершения, совершение таких действий становится для ответчика обязательным, и ответчик имеет реальную возможность исполнить такое решение.
Истцом не представлено доказательств наличия у ответчика истребуемой информации (за исключением представленной), а также источников, где указанная информации может быть беспрепятственно получена (ст. 65 АПК РФ).
Учитывая, что собственники спорного МКД перешли на прямые договоры до вступления в силу изменений, внесенных в Правила N 354 Постановлением N 897, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Предположение истца о том, что смена управляющей компании с ООО "УК "ЭКВО" на ООО "Жилстандарт-П" 18.04.2018 обусловила обязанность новой управляющей компании по актуализации сведений в отношении собственников по спорному дому, не основано на нормах материального права и подлежит отклонению. Согласно пункту 6(1) Правил N 354 актуализация сведений обусловлена изменением поименованных в пункте сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения, но не сменой управляющей организации.
В этой связи апелляционный суд, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в совокупности и во взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23 июля 2021 года по делу N А50-31544/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Д.Ю. Гладких |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-31544/2020
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: ООО "ЖИЛСТАНДАРТ-П"