19 ноября 2021 г. |
Дело N А65-12853/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Некрасовой Е.Н., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 ноября 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 августа 2021 года по делу N А65-12853/2021 (судья Бредихина Н.Ю.)
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613),
при участии третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:
общества ограниченной ответственностью "Автошоп", РТ, г.Казань,
муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", РТ, г. Казань
о снятии с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742 (по уточненным требованиям по состоянию на 16.08.2021),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление Росреестра по РТ) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2021, от 30.07.2021 к участию в деле в порядке ст.51 АПК РФ привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, общество ограниченной ответственностью "Автошоп", Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, где он просил суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:50:240301:100.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнила данное уточненное заявление и просила суд снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742, пояснив, что кадастровый номер 16:50:240301:100, указанный в уточненном заявлении от 11.08.2021, указан ошибочно.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 августа 2021 года заявленные требования с учетом их уточнения удовлетворены. Возложена обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции удовлетворены исковые требования к ненадлежащему ответчику по данному делу. Управление Росреестра по Республике Татарстан не имеет спора с истцом, не претендует и не может претендовать на объект недвижимого имущества. Считает, что требования заявителя об обязании Управления снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости могут быть заявлены только в порядке обжалования действий (бездействий) органа регистрации прав, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Автошоп" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:011722:141, 16:50:011722:23, о чем свидетельствует запись регистрации в сведениях ЕГРН N 16-16/001-16/097/003/2015-5797/1, N 16-16-01-16/395/2007-093.
22.10.2015 ООО "Автошоп" обратилось в адрес МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с заявлением о перераспределении земельного участка по ул. КСКА, д.3А с кадастровым номером 16:50:011722:141.
12.04.2016 МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" направило в адрес ООО "Автошоп" письмо N 15/04-05-5414 о рассмотрении возможности перераспределения земельного участка в иных границах.
28.06.2016 МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" направило в адрес ООО "Автошоп" письмо N 15/04-05-10811 о том, что представленное обществом письмо о подготовке проекта межевания территории по ул. КСКА, 3А г.Казани проходит согласование в установленном порядке.
11.06.2016 Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани вынесено постановление о подготовке проекта межевания территории по ул. КСКА.
05.06.2017 вынесено постановление Мэра г.Казани о назначении публичных слушаний по проекту межевания территории по ул. КСКА.
19.07.2017 по итогам публичных слушаний подготовлено заключение.
13.07.2018 постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 3982 утвержден проект межевания территории по ул. КСКА, который предусматривает образование земельных участков:
- ЗУ1 площадью 1090 кв.м. путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:141, находящегося в частной собственности, с видом разрешенного использования - административные офисы, расположенного по адресу: г.Казань, Вахитовский район, ул. КСКА, д.3А;
- ЗУ2 площадью 231 кв.м. путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, находящегося в частной собственности, с видом разрешенного использования - административные офисы, расположенного по адресу: г.Казань, Вахитовский район, ул. КСКА, д.3Б.
03.08.2018 ООО "Автошоп" обратилось в адрес МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с заявлением о перераспределении земельного участка в соответствии с проектом межевания территории по ул. КСКА утвержденного Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13.07.2018 N 3982.
31.10.2018 МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее по тексту -Управление) направило в адрес ООО "Автошоп" письмо об отказе в перераспределении земельного участка в соответствии с проектом межевания территории по ул. КСКА, утвержденным Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13.07.2018 N 3982 на основании под.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам).
При этом, в указанном письме Управление сообщило ООО "Автошоп" о том, что в соответствии с картой зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки часть II Градостроительного устава г.Казани, земельные участки ЗУ1 и ЗУ2 расположены в зоне обслуживания населения на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры.
Запрашиваемые земельные участки расположены в границах зон объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Казанского Кремля", включённого в список всемирного наследия, на территории действия требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.09.2015 N 2367. Земельные участки расположены в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ (А)-3 с ограничениями по высоте 17 м, ЗРЗ (А)-5 с ограничениями по высоте 25 м.
Земельные участки ЗУ 1 и ЗУ 2 расположены в санитарно-защитной зоне промышленных площадок АО "Нэфис Косметикс", по территории участков проходит канализация, принадлежащая МУП "Водоканал", теплопровод, принадлежащий ОАО "КТК", необходимо согласование с эксплуатирующей организацией.
Земельный участок ЗУ 2 образован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 16:50:000000:22742. Для ЗУ 1 установлен вид разрешенного использования - "административные офисы, гаражи", для ЗУ 2 необходимо установить вид разрешенного использования - "Паркинги".
Запрашиваемые земельные участки ЗУ 1 и ЗУ 2 расположены в границах проекта межевания территории по ул. Габдуллы Тукая,97, необходима корректировка границ.
04.12.2018 и 05.08.2019 ООО "Автошоп" обратилось в адрес Управления с заявлением об исправлении технических ошибок в Постановлении Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 3982 о 13.07.2018.
27.06.2019 Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 2313 внесены изменения в постановление от 13.07.2018 N 3982 "Об утверждении проекта межевания территории по ул. КСКА" предусматривающие образование земельных участков:
- ЗУ1 площадью 1034 кв.м. путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:141, находящегося в частной собственности, с видом разрешенного использования - административные офисы, гаражи;
- ЗУ2 площадью 212 кв.м. (с видом разрешенного использования - гаражи, паркинги на отдельном земельном участке) и ЗУ3 площадью 19 кв.м. (с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования) путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742, находящегося в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, находящегося в частной собственности.
10.01.2020 ООО "Автошоп" обратилось в адрес МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" с заявлением о перераспределении земельного участка в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27.06.2019 N 2313 "О внесении изменений в Постановление об утверждении проекта межевания территории по ул. КСКА утвержденного Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13.07.2018 N 3982".
14.02.2020 Управление направило в адрес ООО "Автошоп" письмо N 15/22-05-10-578 об отказе в перераспределении земельного участка в соответствии с указанным заявлением на основании под.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам).
При этом, в указанном письме Управление сообщило, что согласно изменениям, внесенным в постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13.07.2018 N 3982 на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27.06.2019 N 2313, предусматривается перераспределение земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, находящегося в частной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742, образованного из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, что не соответствует сути образования земельных участков.
04.06.2020 Управление в адрес ООО "Автошоп" направило письмо N 15/04-ИСХ/5522 в котором сообщило, что в границах запрашиваемого земельного участка расположен участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742, который ранее образован из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, в соответствии с кадастровой выпиской земельный участок поставлен на кадастровый учет. Право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано. Учитывая изложенное, дальнейшая работа по образованию земельного участка возможна после снятия земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742 с кадастрового учета.
05.02.2021 в связи с изменением красных линий по ул. КСКА по Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29.11.2019 N 4260 "Об утверждении проекта межевания территории по ул. Габдуллы Тукая" и отказом Управления в согласовании на предоставление в собственность участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742 Постановлением N 301 Исполнительный комитет муниципального образования города Казани признал утратившим силу "Постановление Исполнительного комитета г.Казани от 13.07.2018 N 3982 "Об утверждении проекта межевания территории по ул. КСКА"".
По сведениям публичной карты, земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742 площадью 231 кв.м. по ул. КСКА, д.3Б с видом разрешенного использования - административные офисы, имеет статус "учтенный".
Поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742 препятствовал истцу в дальнейшей реализации проекта межевания территории по ул. КСКА, в связи с чем Исполнительным комитетом г.Казани принято решение подать заявление о снятии с кадастрового учета вышеуказанного земельного участка в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
19.04.2021 Управление Росреестра по РТ направило в адрес истца письмо, в котором сообщило, что снятие с государственного кадастрового учета данного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН в 2018 году возможно либо на основании вступившего в силу судебного акта, либо в соответствии с частью 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ.
Истец посчитав, что спорный земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742 ничьими правами не обременен, снятие его с кадастрового учета обусловлено пересечением с границами земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23 находящегося в собственности ООО "Автошоп", а также спорный земельный участок не может быть предметом гражданского оборота как самостоятельный объект недвижимости, постановление Исполнительного комитета г.Казани от 13.07.2018 N 3982, утвердившее схему расположения земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742 на кадастровом плане территорий, послужившее основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, отменено, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742 поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-03 "О государственной регистрации, недвижимости", обратился в арбитражный суд с уточненным требованием по состоянию на 16.08.2021.
Принимая решение об удовлетворении уточненных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 N 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в силу статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Как указано в части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты.
Исходя из положений Федерального закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что Федеральный закон N 218-ФЗ прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности.
Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса).
Обращаясь в суд с требованием, направленным на прекращение кадастрового учета в отношении спорного земельного участка, истец указывал, что спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, принадлежащего ООО "Автошоп" на праве собственности и поставлен на государственный кадастровый учет на основании признанного утратившим силу Постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13.07.2018 N 3982 "Об утверждении проекта межевания территории по ул. КСКА", который имел статус "учтенный".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
На основании пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Формальный подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с государственного кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки принципиальной возможности постановки объекта на учет нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимого имущества возможно не только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 218-ФЗ, но и в случае, если объект недвижимого имущества был поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением действующего законодательства.
Согласно ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки. В данном случае существует законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации принадлежащего права на распоряжение заявленными участками (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).
Порядок образования земельных участков регламентирован положениями статей 11.2 - 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса). Требования к содержанию решений об образовании земельных участков установлены в пункте 4 статьи 11.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 указанной статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что основанием для постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742 явилось Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13.07.2018 N 3982 "Об утверждении проекта межевания территории по ул. КСКА", которое в последующем было признано утратившим силу на основании Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 25.12.2018 года N 6477.
Основанием для признания утратившим силу постановления Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани N 2463 от 18.05.2018 явилось следующее.
13.07.2018 постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 3982 утвержден проект межевания территории по ул. КСКА, который предусматривает образование земельных участков:
- ЗУ1 площадью 1090 кв.м. путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:141, находящегося в частной собственности, с видом разрешенного использования - административные офисы, расположенного по адресу: г.Казань, Вахитовский район, ул. КСКА, д.3А;
- ЗУ2 площадью 231 кв.м. путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, находящегося в частной собственности, с видом разрешенного использования - административные офисы, расположенного по адресу: г.Казань, Вахитовский район, ул. КСКА, д.3Б.
31.10.2018 Управление направило в адрес ООО "Автошоп" письмо об отказе в перераспределении земельного участка в соответствии с проектом межевания территории по ул. КСКА утвержденного Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13.07.2018 N 3982 в котором указало, что в соответствии с картой зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки часть II Градостроительного устава г.Казани, земельные участки ЗУ1 и ЗУ2 расположены в зоне обслуживания населения на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры.
Запрашиваемые земельные участки расположены в границах зон объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Казанского Кремля", включённого в список всемирного наследия, на территории действия требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.09.2015года N 2367. Земельные участки расположены в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ (А)-3 с ограничениями по высоте 17 м, ЗРЗ (А)-5 с ограничениями по высоте 25 м.
Земельные участки ЗУ 1 и ЗУ 2 расположены в санитарно-защитной зоне промышленных площадок АО "Нэфис Косметикс", по территории участков проходит канализация, принадлежащая МУП "Водоканал", теплопровод, принадлежащий ОАО "КТК", необходимо согласование с эксплуатирующей организацией.
Земельный участок ЗУ 2 образован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 16:50:000000:22742. Для ЗУ 1 установлен вид разрешенного использования - "административные офисы, гаражи", для ЗУ 2 необходимо установить вид разрешенного использования - "Паркинги".
Запрашиваемые земельные участки ЗУ 1 и ЗУ 2 расположены в границах проекта межевания территории по ул. Габдуллы Тукая,97, необходима корректировка границ.
14.02.2020 Управление направило в адрес ООО "Автошоп" письмо N 15/22-05-10-578 об отказе в перераспределении земельного участка указав, что согласно изменениям, внесенным в постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 13.07.2018 N 3982 на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 27.06.2019 N 2313, предусматривается перераспределение земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, находящегося в частной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742, образованного из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, что не соответствует сути образования земельных участков.
04.06.2020 Управление в адрес ООО "Автошоп" направило письмо N 15/04-ИСХ/5522, в котором сообщило, что в границах запрашиваемого земельного участка расположен участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742, который ранее образован из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23. в соответствии с кадастровой выпиской земельный участок поставлен на кадастровый учет. Право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано. Учитывая изложенное, дальнейшая работа по образованию земельного участка возможна после снятия земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742 с кадастрового учета.
По сведениям публичной карты, земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742 площадью 231 кв.м. по ул. КСКА, д.3Б с видом разрешенного использования - административные офисы, поставленный на кадастровый учет 13.08.2018, категория земель - земли населенных пунктов, образованный из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, имеет статус "учтенный".
В результате принятого Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани решения о образовании нового участка в сведениях государственного кадастрового учета произошли изменения, повлекшие за собой наложение границ земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23 с земельным участком с кадастровым номером 16:50:000000:22742, а также в связи изданием Постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29.11.2019 N 4260 "Об утверждении проекта межевания территории по ул. Габдуллы Тукая" земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742 расположился в зоне кранных линий.
05.02.2021 в связи с изменением красных линий по ул. КСКА по Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29.11.2019 N 4260 "Об утверждении проекта межевания территории по ул. Габдуллы Тукая", которые затрагивает спорный земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742 и отказом Управления в согласовании на предоставление в собственность участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742 Постановлением N 301 Исполнительный комитет муниципального образования города Казани признал утратившим силу "Постановление Исполнительного комитета г.Казани от 13.07.2018 N 3982 "Об утверждении проекта межевания территории по ул. КСКА"".
Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 "Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" изложено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Позиция истца по делу сводится к тому, что наличие сведений о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости нарушает права и законные интересы Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, а также собственника земельного участка с кадастровым номером 16:50:011722:23, иных способов защиты нарушенного права (помимо обращения в арбитражный суд) орган местного самоуправления не имеет, как верно указано судом первой инстанции, отсутствие оснований, предусмотренных в Законе N 218-ФЗ, для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, не должно служить препятствием судебной защите.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 8127/13, лица, участвующие в деле, обязаны соблюдать принципы арбитражного процесса по опровержению доказательств, представленных другой стороной.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что в настоящее время на государственном кадастровом учете стоят два земельных участка с кадастровыми номерами 16:50:000000:22742 и 16:50:011722:23, тогда как документ-основание постановки земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742 на кадастровый учет (постановление администрации от 13.07.2018 N 3982) отменено органом местного самоуправления в порядке самоконтроля.
Управление как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, ответственный за подлинность информации в отношении недвижимого имущества, не имеет возможности самостоятельно устранить недостоверность сведений ЕГРН.
Отсутствие законодательного регулирования в области определения порядка снятия с кадастрового учета спорного земельного участка при отсутствии спора о правах на него не может препятствовать реализации прав субъектов земельных правоотношений и их судебной защите.
В данном случае спорный земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:22742 ничьими правами не обременен, снятие его с кадастрового учета обусловлено пересечением с границами иного земельного участка.
Иных способов защиты нарушенного права, иначе, чем путем обращения в суд с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:50:000000:22742, у истца не имеется.
Суд первой инстанции верно отметил, что ответчик, не приняв во внимание названные обстоятельства, ограничился формальной констатацией отсутствия перечисленных в Федеральном законе N 218-ФЗ оснований для снятия спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.
В рассматриваемом случае арбитражный суд верно указал, что истец обратился с рассматриваемыми требованиями о снятии земельного участка с кадастрового учета в суд не в порядке административной процедуры, а в порядке судебной защиты своих нарушенных прав, гарантированной статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", "учтенные или актуальные", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость, либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 02.10.2015 N 306-КГ-11928, от 08.02.2016 N 310-ЭС15-19011, от 23.05.2018 N 306-КГ18-5258.
При таких условиях, суд первой инстанции верно признал обоснованной позицию истца о том, что отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота на судебную защиту.
Доказательства наличия спора о праве судом при рассмотрении дела не установлено.
При этом истец, лишенный фактически возможности сформировать земельный участок в соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, для реализации проекта межевания территории по ул. КСКА г.Казани, не имеет иной, кроме обращения в суд, возможности защитить свои нарушенные права.
Истец представил доказательства невозможности преобразования спорного земельного участка.
Учитывая основания постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет и отсутствие у истца иного, несудебного, порядка защиты своих нарушенных прав, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных требований истца.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Республике Татарстан полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции и, по сути, являются изложением позиции ответчика по делу. Между тем, доводы Управления рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 августа 2021 года по делу N А65-12853/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12853/2021
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан ( Управление Росреестра по РТ), г.Казань
Третье лицо: ООО "Автошоп", Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани, 11 ААС РФ