город Омск |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А75-9870/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11654/2021) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.09.2021 по делу N А75-9870/2021 (судья Голубева Е.А.), принятое по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1048602093011, ИНН 8602200058, адрес: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Геологическая, 2) к индивидуальному предпринимателю Чечко Олесе Алексеевне о взыскании задолженности по требованию об уплате налога, пени и штрафа от 01.10.2019 N 87327 в сумме 69 649 руб. 19 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - до и после перерыва Белицкая Алена Владимировна, по доверенности от 12.01.2021 сроком действия 1 год, до и после перерыва Кузнецова Наталья Станиславовна, по доверенности от 09.09.2021 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Чечко Олесе Алексеевне (далее - ответчик, предприниматель, ИП Чечко О.А.) о взыскании задолженности по требованию об уплате налога, пени и штрафа от 01.10.2019 N 87327 в сумме 69 649 руб. 19 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.09.2021 по делу N А75-9870/2021 в удовлетворении требований отказано. В обоснование судебного акта указано на нарушение процедуры принудительного взыскания, именно, ненаправление требования об уплате налога, пени и штрафа в адрес ответчика.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Оспаривая выводы суда первой инстанции, налоговый орган поясняет, что Чечко О.А. не обращалась в Инспекцию с просьбой (заявлением) о выдаче каких-либо неполученных документов, в том числе копии оспариваемого требования об уплате от 01.10.2019 N 87327, однако, является арбитражным управляющим с 24.11.2008, самостоятельно исчисляет и уплачивает фиксированную сумму страховых взносов ежегодно. Копия требования прилагалась к административному иску Инспекции, который получен налогоплательщиком 21.05.2020 при рассмотрении дела N 2а-5381/2020 в Сургутском городском суде Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Срок взыскания налоговым органом по требованию от 01.10.2019 N 87327 не утрачен.
От ИП Чечко О.А. поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому предприниматель указывает, что налоговым органом нарушена процедура взыскания налоговой задолженности, поскольку доказательств, подтверждающих направление требования в адрес ИП Чечко О.А, не представлено.
ИП Чечко О.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании был объявлен перерыв в течение дня (до 15 час. 30 мин.) в связи с необходимостью представления Инспекцией дополнительных документов.
В течение перерыва Инспекция представила суду копии документов, связанных с вынесением судебного приказа в отношении Чечко О.А., а именно: заявление от 25.11.2019 о выдаче судебного приказа с приложением выписки из ЕГРИП в отношении Чечко О.А., расшифровки задолженности налогоплательщика, требования по состоянию на 01.10.2019 N 87327, расчетом сумм пени, включенной в требование N 87327.
В судебном заседании, возобновленном после перерыва, судом приобщены к материалам дела поступившие документы, представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом представленных документов.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей налогового органа, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в 2017 и 2018 годах Чечко О.А. являлась плательщиком страховых взносов как арбитражный управляющий и как индивидуальный предприниматель.
За период с 01.01.2017 по 31.12.2017 сумма для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составила 23 400 руб., на обязательное медицинское страхование - 4 590 руб.
За период с 01.01.2018 по 31.12.2018 сумма для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составила 26 545 руб., на обязательное медицинское страхование - 5 840 руб.
Инспекция, полагая, что Чечко О.А. не исполнена обязанность по уплате страховых взносов, сформировала требование об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 01.10.2019 N 87327, в котором налогоплательщику предлагалось в установленный срок (до 19.11.2019) исполнить обязанность по уплате недоимки в общей сумме 79 410 руб. 69 коп.
Чечко О.А. частично произведена оплата в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 год по ставке 1 процент по налогу в размере 4 488 руб. 99 коп., по пени в размере 158 руб. 99 коп. в связи с предоставлением в Инспекцию уточненной налоговой декларации за 2018 год.
Инспекция пришла к выводу, что обязательства по уплате недоимки ответчиком в полном объеме не исполнены, поскольку по состоянию на 12.05.2020 за ответчиком числится недоимка в размере 69 649 руб. 19 коп., в том числе, по требованию об уплате от 01.10.2019 N 87327:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год в размере 23 400 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год в размере 26 545 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год в размере 2 726 руб. 65 коп. (произведено уменьшение 25.11.2019 в сумме 4 488 руб. 99 коп. за 2018 год: 7 215 руб. 64 коп. - 4 488 руб. 99 коп. = 2 726 руб. 65 коп.);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2017 год в размере 4 590 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2018 год в размере 5 840 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 5 438 руб. 56 коп., начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ за период с 10.01.2018 по 30.09.2019;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 1 108 руб. 98 коп., начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ за период с 10.01.2018 по 30.09.2019.
Неисполнение требования N 87327 в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании обязательных платежей в судебном порядке.
07.09.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, обжалуемое Инспекцией в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его изменения, исходя из следующего.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" приняты Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд Обязательного медицинского страхования" утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в порядке, предусмотренном НК РФ (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта.
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.
В соответствии со статьей 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, адвокаты уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определялись в спорный период в следующем порядке:
- в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 23 400 руб. за расчетный период 2017 года, 26 545 руб. за расчетный период 2018 года;
- в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 23 400 руб. за расчетный период 2017 года (26 545 руб. за расчетный период 2018 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период ((доход - 300 000 руб.) *1%).
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2017 год определены в фиксированном размере 4 590 руб., за 2018 год - в фиксированном размере - 5 840 руб.
Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками взносов самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Как следует из материалов дела, Инспекцией были предъявлены ИП Чечко О.А. требования по уплате следующих страховых взносов за 2017 и 2018 годы в общем размере 69 649 руб. 19 коп.:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год в размере 23 400 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год в размере 26 545 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год в размере 2 726 руб. 65 коп. (произведено уменьшение 25.11.2019 в сумме 4 488 руб. 99 коп. за 2018 год: 7 215 руб. 64 коп. - 4 488 руб. 99 коп. = 2 726 руб. 65 коп.);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2017 год в размере 4 590 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2018 год в размере 5 840 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 5 438 руб. 56 коп., начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ за период с 10.01.2018 по 30.09.2019;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 1 108 руб. 98 коп., начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ за период с 10.01.2018 по 30.09.2019.
Факт наличия законности данных начислений являлся предметом рассмотрения в рамках судебного дела N А75-10106/2020 (решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.01.2021 по делу N А75-10106/2020 вступило в законную силу 27.05.2021) и был признан установленным.
Указанное обстоятельство обладает преюдициальным значением при рассмотрении настоящего дела в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога (пени) признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Как указывает налоговый орган, требование от 01.10.2019 N 87327 о необходимости уплаты недоимки по страховым взносам было направлено ИП Чечко О.А. посредством личного кабинета налогоплательщика, в подтверждение чего ссылается на скриншот интернет-страницы, согласно которой требование N 87327 на сумму 74 297 руб. 17 коп. вручено ответчику 10.02.2020 (том 1, л.д.32).
Между тем, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ИП Чечко О.А. была представлена хронологическая распечатка полученных и отправленных сообщений из личного кабинета налогоплательщика, в которой среди полученных сообщений от налогового органа за период с 2018 года по май 2020 года названное требование отсутствует (том 1, л.д. 49-69).
В силу того, что положениями пункта 2 приказа Федеральной налоговой службы России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" формирование и ведение личного кабинета налогоплательщика, обеспечение доступа к нему осуществляется органами Федеральной налоговой службы России, а налогоплательщик лишен возможности вносить какие-либо корректировки в личный кабинет, то судом первой инстанции сделан вывод о том, что представленные Инспекцией скриншот интернет-страницы не является безусловным доказательством того, что требование N 87327 было подучено налогоплательщиком 10.02.2020.
При указанных обстоятельствах Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, расценив, что Инспекция не представила достоверных и допустимых доказательств направления требования от 01.10.2019 N 87327 в адрес ИП Чечко О.А., пришел к выводу о несоблюдении процедуры взыскания спорной задолженности и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Инспекции.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда о том, что скриншот интернет-страницы не является безусловным доказательством направления требования N 87327, однако полагает, что судом оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Из материалов настоящего дела следует, что, обращаясь в рамках настоящего дела с заявлением, Инспекция в качестве приложения к нему указала под N 5 требование от 01.10.2019 N 87237.
Также к заявлению в качестве доказательств его направления в адрес Чечко О.А. приложен список почтовых отправления от 19.05.2020 N 140 (том 1 л. д. 35-36) с оттисками печатей АО "Почты России", согласно которому документы направлены в адрес Чечко О.А. заказным письмом с трек-номером 80086548859122 и получены адресатом 22.05.2020.
Соответственно, материалами дела подтверждается, что ИП Чечко О.А. получила требование от 01.10.2019 N 87237 22.05.2020.
Кроме того, в материалы дела также было представлено определение от 16.04.2020 мирового судьи судебного участка N 7 Сургутского судебного района Конева Е.Н. об отмене судебного приказа от 02.03.2020 в связи с поступлениями возражений от ИП Чечко О.А. (том 1 л. д. 20).
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Инспекция представила документов, связанных с вынесением судебного приказа в отношении ИП Чечко О.А.
Из заявления от 25.11.2019 о выдаче судебного приказа судом апелляционной инстанции усматривается, что к нему также были приложены доказательства направления документов должнику (приложение N 8).
Таким образом, требование N 87237, помимо направления в личном кабинете, направлялось Чечко О.А. при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа, с заявлением о взыскании задолженности по требованию об уплате налога, пени и штрафа от 01.10.2019 N 87327 в рамках настоящего дела, что свидетельствует о соблюдении Инспекцией досудебного порядка.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что несоблюдение досудебного порядка могло бы быть основанием для оставления заявления налогового органа без рассмотрения, а не основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по существу.
Однако, суд апелляционной инстанции исходит из того, что налоговым органом были нарушены установленные вышеназванными нормами права срок для выставления требования (три месяца) и не соблюдена установленная статьями 46-47 НК РФ процедура принудительного взыскания налога (решение об обращении на денежные средства не принималось)
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
В определениях Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 N 790-О, от 25.03.2021 N 580-О также отражена правовая позиция, в соответствии с которой несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.
Таким образом, вопреки доводам ИП Чечко О.А., само по себе нарушение Инспекцией сроков направления в адрес налогоплательщика требования об уплате недоимки не свидетельствует о его недействительности, а лишь влечет изменение порядка исчисления сроков, предусмотренных НК РФ.
Согласно установленному порядку, на первом этапе налогоплательщику направляется требование об уплате налога, далее - в случае неисполнения требования в указанный срок - принимается решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах в банке, а при их недостаточности или отсутствии - за счет иного имущества. При нарушении налоговым органом срока принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств (имущества) налоговый орган имеет право обратиться в суд в течении 6 месяцев с момента истечения срока, установленного в тербовании.
Все указанные этапы последовательны и имеют давностные пределы.
В настоящем деле срок уплаты по страховым взносам за 2017 год наступил 01.07.2018, за 2018 год - 01.07.2019.
В соответствии со статьей 70 НК РФ Инспекции надлежало выставить в адрес ИП Чечко О.А. требования не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Из требования N 87237 следует, что таковое было составлено по состоянию на 01.10.2019, срок добровольного исполнения определен до 19.11.2019 (49 дней).
Соответственно, порядок исчисления сроков, предусмотренных НК РФ, в рассматриваемом деле выглядит следующим образом:
1 июля 2018 года + 3 месяца (на выставление требования) + 49 дней (срок добровольного исполнения указанный в требовании N 87237) + 6 месяцев (срок на обращение Инспекции в суд после истечения соответственно срока исполнения требования) = 19.05.2019 (дата, до которой Инспекция должна была обратиться с требованиями в суд о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год ).
1 июля 2019 года + 3 месяца (на выставление требования) + 49 дней (срок добровольного исполнения указанный в требовании N 87237) + 6 месяцев (срок на обращение Инспекции в суд после истечения соответственно срока исполнения требования) = 19.05.2020 (дата, до которой Инспекция должна была обратиться с требованиями в суд о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018 год).
Однако с заявлением о взыскании задолженности налоговый орган обратился только 21.05.2020, что подтверждается штемпелем входящей корреспонденции Сургутского городского суда (том 1 л. д. 15), то есть с пропуском срока по страховым взносам за 2017 год, за 2018 год.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в целях проверки доводов Инспекции о соблюдении сроков обращения в суд, Инспекцией были представлены, а судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, связанные с вынесение судебного приказа в отношении ИП Чечко О.А., а именно: заявление от 25.11.2019 о выдаче судебного приказа с приложением выписки из ЕГРИП в отношении ИП Чечко О.А., расшифровки задолженности налогоплательщика, требования по состоянию на 01.10.2019 N 87327, расчетом сумм пени, включенной в требование N 87327.
Из приобщенных документов, а также из определения от 16.04.2020 об отмене судебного приказа (том 1 л. д. 20) следует, что Инспекция первоначально обратилась в мировой суд с требованиями к ИП Чечко О.А. в ноябре 2019 года, то есть с пропуском срока по требованиям за 2017 год, однако, с соблюдением срока по требованиям за 2018 год.
Действительно, статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальный предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности в случае отмены судебного приказа.
Между тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц, в пункте 3 статьи 48 НК РФ указано, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно правовой позиции, отраженной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.01.2019 N 306-КГ18-17376 по делу N А12-7582/2018, основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение пункта 3 статьи 48 НК РФ по аналогии закона.
Поскольку исковое заявление было предъявлено Инспекцией в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (обратилась в Сургутский городской суд 21.05.2020, который впоследствии передал дело на рассмотрение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, то есть в течение полугода с момента отмены судебного приказа), то срок на предъявление требований по страховым взносам за 2018 год Инспекцией не пропущен.
При этом, констатируя пропуск срока по требованиям за 2017 год, суд апелляционной инстанции исходит из того, что возможность исчисления срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа возможно исключительно в случае соблюдения срока обращения в суд, предусмотренного статьей 46 НК РФ.
Обратное толкование норм действующего законодательства позволило бы налоговому органу необоснованно продлевать сроки для предъявления требований и преодолевать установленную законом процедуру взыскания задолженностей.
Ссылки налогового органа на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135 по делу N А21-10479/2019, в котором указано на то, что превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 - 47 НК РФ, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет, не могут быть применены в рамках данного дела, поскольку в конкретной ситуации налоговым органом решение об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банке не принималось в отличие от дела N А21-10479/2019, в котором налоговым органом не была нарушена процедура, предусмотренная положениями статьи 46 НК РФ.
Таким образом, требования налогового органа о взыскании с ИП Чечко О.А. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 29 271 руб. 65 коп. (26 545 руб. + 2 726 руб. 65 коп.), а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб. подлежат удовлетворению.
Согласно расчету налогового органа сумма пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год за период с 10.01.2018 по 30.09.2019 составила 1 825 руб. 88 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год за период с 10.01.2018 по 30.09.2019 составила 720 руб. 03 коп.
На основании вышеизложенного, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.09.2021 по делу N А75-9870/2021 подлежит изменению в указанной части, требования Инспекции подлежат частичному удовлетворению по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2018 год.
Судебные расходы по государственной пошлине распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.09.2021 по делу N А75-9870/2021 - изменить, изложив в следующей редакции:
"Исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Чечко Олеси Алексеевны в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Инспекция недоимку по требованию об уплате от 01.10.2019 N 87327:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2018 год в размере 26 545 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2018 год в размере 2 726,65 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2018 год в размере 5 840 руб.
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 1 825,88 руб., начисленные на задолженность за 2018 год в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса за период с 10.01.2018 по 30.09.2019;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 720,03 руб., начисленные на задолженность за 2018 год в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса за период с 10.01.2018 по 30.09.2019.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Чечко Олеси Алексеевны в доход федерального бюджета 1506 руб. государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9870/2021
Истец: ИФНС по г Сургуту ХМАО-Югры
Ответчик: Арбитражный управляющий Чечко Олеся Алексеевна, Чечко Олеся Алексеевна