г. Пермь |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А50-12940/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя -Управления образования Администрации Суксунского городского округа Пермского края: Мальцева Т.Ю., паспорт, доверенность от 12.04.2021,
от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Пермскому краю: Чепакова С.В., служебное удостоверение, доверенность от 30.12.2020;
от третьего лица - Министерства финансов Пермского края: Соснина С.С., служебное удостоверение, доверенность от 01.03.2021;
от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федерального казначейства по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 сентября 2021 года по делу N А50-12940/2021
по заявлению Управления образования Администрации Суксунского городского округа Пермского края (ОГРН 1195958043192, ИНН 5917005827)
к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1025900526893, ИНН 5902290900)
третьи лица: Министерство спорта Российской Федерации, Министерство физической культуры и спорта Пермского края, Министерство финансов Пермского края
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Управление образования Администрации Суксунского городского округа Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю о признании недействительным представления от 22.04.2021 N 20-10/13.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.09.2021 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным представление Управления Федерального казначейства Пермского края от 22.04.2021 N 20-10/13, как не соответствующее бюджетному законодательству. На Управление Федерального казначейства по Пермскому краю судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с судебным актом, УФК по Пермскому краю обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе УФК по Пермскому краю настаивает на доводах о том, что Управлением образования Суксунского городского округа не соблюдены требования бюджетного законодательства, постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 "Об утверждении государственной программы Российской федерации "Развитие физической культуры и спорта", постановления Правительства Пермского края от 14.03.2019 N 158-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием", соглашения от 07.05.2019 N 57651000-1-2019-004 о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования Пермского края; отмечает, что документов, подтверждающих проведение тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО) на территориях МАОУ "Суксунская СОШ N 1" и МАОУ "Суксунская СОШ N 2" в ходе плановой выездной проверки Управлением образования Суксунского городского округа административному органу не представлено.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель заявителя и представитель Министерства финансов Пермского края возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Министерство физической культуры и спорта Пермского края в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу также выразило несогласие с доводами апеллянта, указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Министерство спорта Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции без участия представителей Министерства спорта Российской Федерации и Министерства физической культуры и спорта Пермского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
В целях реализации данной программы 09.02.2019 между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Пермского края заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 N 77-08-2019-192.
Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2019 N 158-П утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Порядок N 158-П).
Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждено постановлением Правительства Пермского края от 05.04.2019 N 235-П "Об утверждении распределения субсидий из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств субсидий из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием".
07.05.2019 между Министерством физической культуры и спорта Пермского края и администрацией Суксунского муниципального района, на основании представленных заявок, заключено соглашение N 57651000-1-2019-004 о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в размере 1 857 383 руб.
Указанная субсидия в согласованном объеме перечислена Управлению образования администрации Суксунского муниципального района платежными поручениями от 16.09.2019 N 795084, от 29.09.2019 N 61283, от 18.11.2019 N707894.
Данные средства субсидии (в том числе, средства федерального бюджета в размере 1764513,85 руб.) были направлены муниципальным образованием на приобретение спортивно-технологического оборудования (контракты от 12.08.2019 N 0356300254719000002/1 (платежное поручение от 12.09.2019 N 15912 на сумму 345 000 руб.) от 16.08.2019 N 0356300254719000003/2 (платежное поручение от 24.09.2019 N 16394 на сумму 1 209 280 руб.) от 02.10.2019 N 0356300254719000004/3 (платежное поручение от 14.11.2019 N 20409 на сумму 403 103 руб.).
Приобретенное спортивно-технологическое оборудование было установлено на спортивных площадках муниципальных автономных общеобразовательных учреждений "Суксунская средняя общеобразовательная школа N 1" и Суксунская средняя общеобразовательная школа N 2" и закреплено за ними на праве оперативного управления (распоряжения Комитета имущественных отношений администрации Суксунского муниципального района от 19.09.2019 N 431, 04.10.2019 N 446, N 447, от 10.12.2019 N 544, N 545).
Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю в соответствии с приказом от 25.02.2021 N 81, в период с 03.03.2021 по 12.03.2021 в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта".
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6.1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 N 777-08-2019-192, пунктов 2.1, 2.3 и приложения N 1 Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2019 N 158-п, Управлением образования Администрации Суксунского городского округа платежными поручениями от 12.09.2019 N 15912, от 24.09.2019 N 16394, от 14.11.2019 N 20409 за счет субсидии на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, источником которой являются средства федерального бюджета, в сумме 1 764 513,85 рублей оплачено спортивно-технологическое оборудование, приобретенное по Муниципальным контрактам от 12.08.2019 N0356300254719000002/1, от 16.08.2019 N 0356300254719000003/2, от 02.10.2019 N 0356300254719000004/3 для МОУ "Суксунская СОШ N1" и МОУ "Суксунская СОШ N 2", не включенным в Перечень спортивных площадок и объектов тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта на территории Суксунского муниципального района, что является нецелевым использованием бюджетных средств.
По результатам проверки Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю заявителю выдано представление от 22.04.2021 N 20-10/13, содержащее требование устранить нарушение бюджетного законодательства путем перечисления средств в сумме 1 764 513,85 рублей в доход федерального бюджета и принять меры по устранению его причин и условий.
Полагая, что данное представление не соответствует закону, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое представление недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что средства субсидии направлены на достижение целей, для которых они предоставлялись - закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО), оснований для их возврата в доход федерального бюджета не имеется.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Положения казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится управление.
В силу пункта 5 Положения полномочиями казначейства является контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктами 66, 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092) акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
На основании пункта 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Исходя из данных норм, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое представление внесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.
Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 5 нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта; несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.
Из положений статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2019 N 158-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Порядок N 158-п).
В соответствии с п. 2.2.1 Порядка N 158-п субсидии предоставляются по следующим направлениям: создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским
физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Согласно п. 2.3.1 Порядка N 158-п Средства субсидии направляются на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО), согласно перечню, утвержденному приказом Министерства спорта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.4 Порядка N 158-п условиями предоставления субсидий являются:
наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования Пермского края, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из бюджета Пермского
края субсидии (п. 2.4.1 Порядка N 158-п),
в случае предоставления субсидии по направлению, указанному в пункте 2.2.1 настоящего Порядка, - наличие муниципального центра тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (п. 2.4.2 Порядка N 158-п),
наличие соглашения о предоставлении субсидии, заключенного в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" по форме, аналогичной типовой форме соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации (п. 2.4.4 Порядка N 158-п).
В соответствии с п. 6.4 Порядка N 158-п нецелевое использование субсидии, нарушение порядка и (или) условий ее предоставления (расходования), установленных настоящим Порядком и (или) соглашением о предоставлении субсидии, влекут применение бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для вывода о нецелевом использовании бюджетных средств и вынесения Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю оспариваемого представления послужило то обстоятельство, что приобретенное спортивно-технологическое оборудование установлено на спортивных площадках МОУ "Суксунская СОШ N 1" и МОУ "Суксунская СОШ N 2", не включенных в Перечень спортивных площадок и объектов тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта на территории Суксунского муниципального района.
Признавая указанный вывод казначейства ошибочным, оспариваемое представление недействительным, суд первой инстанции правильно указал, что условие о включении спортивного объекта в перечень спортивных площадок и объектов тестирования для сдачи нормативов ГТО на территории Суксунского городского округа для целей предоставления субсидии вышеупомянутыми правовыми актами не предусмотрено.
Данное условие также отсутствует в соглашении от 09.02.2019 N 77-08-2019-192, заключенном между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Пермского края и в соглашении от 07.05.2019 N 57651000-1-2019-004, заключенном между заявителем и Министерством физической культуры и спорта Пермского края.
Материалами дела подтверждается, что поставленное оборудование установлено на спортивных площадках МАОУ "Суксунская СОШ N 1" и МАОУ "Суксунская СОШ N 2" и используется для подготовки и сдачи нормативов ГТО.
Между МАОУ "Суксунская СОШ N 1", МАОУ "Суксунская СОШ N 2" и Муниципальным учреждением физической культуры и спорта "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Лидер" заключены договоры о совместном использовании спортивно-технологического оборудования для проведения подготовительных занятий для сдачи учащимся нормативов ГТО, а также использования данных школ как базы для сдачи нормативов ГТО населением Суксунского муниципального района.
Согласно приказу Муниципального учреждения физической культуры и спорта "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Лидер" от 30.12.2019 N 73-ЦТ спортивные площадки МАОУ "Суксунская СОШ N 1" и МАОУ "Суксунская СОШ N 2" являются дополнительными местами для выполнения видов испытаний (тестов), нормативов, а также местами для подготовки населения Суксунского городского округа к выполнению видов испытаний (тестов), нормативов.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, средства субсидии направлены на достижение целей, для которых они предоставлялись - закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Следовательно, оснований для вывода о нецелевом использовании средств субсидии и возложения на заявителя обязанности возвратить данные средства в доход федерального бюджета не имеется.
На основании изложенного, повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что законность вынесения оспариваемого представления заинтересованным лицом не доказана (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и признал представление недействительным.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, то признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Управление Федерального казначейства по Пермскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 сентября 2021 года по делу N А50-12940/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12940/2021
Истец: Управление образования Администрации Суксунского городского округа Пермского края
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ