г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А56-11977/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Софян Б.С. по доверенности от 26.11.2020,
от ответчика: Рыженков И.В. по доверенности от 11.01.2021,
от 3-го лица: 1 - карпухина Н.Ф. по доверенности от 27.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32512/2021) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2021 по делу N А56-11977/2021, принятое
по иску ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга"
3-е лицо: 1. Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга
2. Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее ГУП "Водоканал СПб", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга" (далее Выборгское РЖА, ответчик) о взыскании задолженности за прием сточных вод в размере 38 124 382,59 рублей, пени, начисленные по 15.01.2021 в размере 4 932 769 рублей и пени, рассчитанные по пунктам 6.4 статей 13 и 14, а также пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, начисленные с 16.01.2021 по дату фактического исполнения основного обязательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (далее Администрация) и Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее Комитет).
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2021 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе, поддержанной в судебном заседании, ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
По его мнению, основания для возложения на него обязанности по оплате ресурса в сумме, большей, чем на то выделено бюджетных средств, не имеется. Надлежащим ответчиком Учреждение полагает Администрацию.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы в отзыве возражал, указывая на то, что позиция ответчика противоречит нормам действующего законодательства. Задолженность подтверждена документально.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.01.2019 между истцом (Организация ВКХ) и ответчиком (абонент) заключен договор N 36-078650-ПС-ВО (далее договор-1), в соответствии с условиями которого организация ВКХ, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации ВКХ оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
Разделом III договора-1 стороны предусмотрели тарифы, сроки и порядок оплаты.
Пунктом 73 договора-1 предусмотрено, что абонент производит оплату организации ВКХ стоимости принятых сточных вод по настоящему договору в пределах лимита выделенных бюджетных обязательств, предусмотренного бюджетом на 2019-2021 годы, в размере 186 432 000,00 рублей, с учетом НДС, в том числе:
- на 2019 год - в размере 62 144 000,00 рублей, в том числе НДС;
- на 2020 год - в размере 62 144 000,00 рублей, в том числе НДС;
- на 2021 год - в размере 62 144 000,00 рублей, в том числе НДС.
03.03.2020 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к договору-1, которым внесены изменения в пункт 73 договора-1, а именно абонент производит оплату организации ВКХ стоимости принятых сточных вод по настоящему договору в пределах лимита выделенных бюджетных обязательств, предусмотренного бюджетом на 2019-2021 годы, в размере 196685800 рублей, с учетом НДС, в том числе:
- на 2019 год - в размере 62 144 000,00 рублей, в том числе НДС;
- на 2020 год - в размере 72 397 800,00 рублей, в том числе НДС;
- на 2021 год - в размере 62 144 000,00 рублей, в том числе НДС.
17.07.2020 сторонами подписано дополнительное соглашение N к договору-1, которым внесены изменения в пункт 73 договора-1, а именно абонент производит оплату организации ВКХ стоимости принятых сточных вод по настоящему договору в пределах лимита выделенных бюджетных обязательств, предусмотренного бюджетом на 2019-2021 годы, в размере 146397400 рублей, с учетом НДС, в том числе:
- на 2019 год - в размере 62 144 000,00 рублей, в том числе НДС;
- на 2020 год - в размере 22 109 400,00 рублей, в том числе НДС;
- на 2021 год - в размере 62 144 000,00 рублей, в том числе НДС.
Истцом в период с 01.10.2019 по 31.12.2019 были оказаны услуги, предусмотренные условиями договора-1.
Ответчик оказанные услуги принял, но не оплатил, задолженность Выборгского РЖА перед истцом составила 38 073 120,11 рублей.
02.02.2018 между истцом (организация ВКХ) и ответчиком (абонент) заключен договор водоотведения N 36-060105-ПС-ВО (далее договор-2), в соответствии с условиями которого организация ВКХ, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации ВКХ оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
Разделом III договора-2 стороны предусмотрели тарифы, сроки и порядок оплаты.
Пунктом 75 договора-2 предусмотрено, что абонент производит оплату организации ВКХ стоимости принятых сточных вод по настоящему договору в пределах лимита выделенных бюджетных обязательств, предусмотренного бюджетом:
- на 2018 год - в размере 991 902,23 рублей, в том числе НДС;
- на 2019 год - в размере 1 102 960,00 рублей, в том числе НДС;
- на 2020 год - в размере 1 226 418,76 рублей, в том числе НДС.
24.01.2019 между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору-2, которым внесены изменения в пункт 75 договора-2, а именно абонент производит оплату организации ВКХ стоимости принятых сточных вод по настоящему договору в пределах лимита выделенных бюджетных обязательств, предусмотренного бюджетом:
- на 2018 год - в размере 270 156,45 рублей, в том числе НДС;
- на 2019 год - в размере 427 702,38 рублей, в том числе НДС;
- на 2020 год - в размере 475 700,00 рублей, в том числе НДС.
Истцом в период с 01.10.2019 по 31.12.2019 были оказаны услуги, предусмотренные условиями договора-2.
Ответчик оказанные услуги принял, но не оплатил, задолженность Выборгского РЖА перед истцом составила 51 262,48 рублей.
Поскольку в претензионном порядке задолженность не была погашена, Водоканал обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском о взыскании долга и неустойки.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 541, 544, 779, 781, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 14, 15, пунктом 6.4 статей 13 и 14 статьи Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", принимая во внимание, что факт оказания истцом услуг в спорный период подтверждается материалами дела, при этом доказательств оплаты их не представлено, требования признал обоснованными.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие оснований для оплаты стоимости оказанных услуг в заявленном истцом размере ввиду того, что ответчик с учетом положений бюджетного законодательства отвечает по своим обязательствам только в пределах бюджетных ассигнований, отклоняются с учетом положений пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также правового подхода, сформированного в Определении Верховного Суда Российской Федерации 310-ЭС20-6179 от 08.10.2020, по смыслу которых наличие у ответчика статуса субъекта бюджетных правоотношений не отменяет его гражданско-правовых обязательств, правовой режим которых в данном случае регулируется нормами статей 307, 309, 420 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 15, 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которой, разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленные к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной.
Учреждение, вопреки доводу в апелляционной жалобе, является надлежащим ответчиком по делу, требования заявлены в связи с нарушением договорных обязательств между сторонами.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2021 по делу N А56-11977/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11977/2021
Истец: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга