г. Красноярск |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А33-14935/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" ноября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ким С.Д.,
при участии представителя истца - Коростелевой Н.А. по доверенности от 12.11.2021 N 3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Каратузское дорожное ремонтно-строительное управление"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" августа 2021 года по делу N А33-14935/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Каратузское дорожное ремонтно-строительное управление" (ИНН 2419005755, ОГРН 1192468008688, далее - АО "Каратузское ДРСУ", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края (ИНН 2466133722, ОГРН 1052466191580, далее - ответчик) о признании права собственности АО "Каратузское ДРСУ" на нежилое здание (склад негорючих материалов), общей площадью 338,8 м2, расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, 3 км на северо-запад от с. Каратузское, с кадастровым номером 24:19:0000000:1608, о признании права собственности АО "Каратузское ДРСУ" на сооружение (АЗС-2), общей площадью 145,9 м2, расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, 3 км на северо-запад от с. Каратузское, с кадастровым номером 24:19:0000000:1434.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25.08.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- в материалах дела имеется выписка из единого государственного реестра недвижимости от 19.06.2020, подтверждающая регистрацию права хозяйственного ведения за государственным предприятием Красноярского края "Каратузское дорожное ремонтно-строительное управление" на вышеуказанные объекты;
- АО "Каратузское ДРСУ" является правопреемником ГП КК "Каратузское ДРСУ";
- в настоящее время в Реестре государственной собственности Красноярского края учтены данные объекты недвижимости.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Приказом агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 05.12.2018 N 10-1076п государственное предприятие Красноярского края "Каратузское дорожное ремонтно-строительное управление" приватизировано путем преобразования в АО "Каратузское ДРСУ"; утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного предприятия.
Согласно передаточному акту от 11.03.2019 АО "Каратузское ДРСУ" передан подлежащий приватизации имущественный комплекс ГП КК "Каратузское ДРСУ", в состав которого вошли, в том числе, следующие объекты:
- здание (склад негорючих материалов) с кадастровым номером 24:19:0000000:1608, расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, 3 км на северо-запад от с. Каратузское, 1982 года, литер Б, общая площадь 338,8 кв.м;
- АЗС-2 (сооружение) с кадастровым номером 24:19:0000000:1434, расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, 3 км на северо-запад от с. Каратузское, 1991 года, литер N 1-7, общая площадь 145,9 кв.м;
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (арендодатель) и государственное предприятие Красноярского края "Каратузское дорожное ремонтно-строительное управление" (арендатор) заключили договор аренды от 17.03.2008 N 05-36, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 24:19:0101013:0005, площадью 38 352 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, 3 км, на северо-запад от с. Каратузское, в границах, указанных на кадастровом плане земельного участка от 07.02.2008 N 19/08-94, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью (приложение N 1) для ведения производственной деятельности.
Согласно пункту 1.2 на участке имеются объекты недвижимости: здание (склад негорючих материалов), расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, 3 км на северо-запад от с. Каратузское, 1982 года, литер Б, общей площадью 338,8 кв.м; АЗС-2 (сооружение), расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское.
07.05.2019 Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (арендодатель) и государственное предприятие Красноярского края "Каратузское дорожное ремонтно-строительное управление" (арендатор) заключили дополнительное соглашение к указанному договору аренды.
АО "Каратузское ДРСУ" обратилось с заявлениями о государственной регистрации права собственности в отношении следующих объектов недвижимости: здания с кадастровым номером 24:19:0000000:1608, расположенного по адресу: 662850, Красноярский край, р-н Каратузский, с. Каратузское, 3 км на северо-запад от с. Каратузское; сооружения с кадастровым номером 24:19:0000000:1434, расположенного по адресу: 662850, Красноярский край, р-н. Каратузский, 3 км на северо-запад от с. Каратузское.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, по решению государственного регистратора прав осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении: здания с кадастровым номером 24:19:0000000:1608 и сооружения с кадастровым номером 24:19:0000000:1434 было приостановлено (уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 31.12.2019 NN КУВД-001/2019-16445451/1, от 19.04.2019 КУВД-001/2019-4271222/2). Основанием для приостановления послужило отсутствие в представленных на государственную регистрацию документах сведений о передаче в собственность АО "Каратузское дорожное ремонтно-строительное управление" земельного участка с кадастровым номером 24:19:1501004:519.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление действий по государственной регистрации прав было приостановлено. В связи с неустранением приведенных в уведомлениях о приостановлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, Управлением приняты решения в форме уведомления об отказе государственной регистрации прав от 21.05.2019, от 19.07.2019 NN КУВД-001/2019-4271222/3, КУВД-001/2019-16445451/8.
Не согласившись с решениями регистрирующего органа, считая отказы незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.11.2020 по делу N А33-24021/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Ссылаясь на невозможность зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество иным образом, кроме как на основании решения суда, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Предметом спора является требование о признании права собственности на нежилое здание и сооружение (АЗС-2).
В обоснование требования о признании права собственности на нежилое здание (склад негорючих материалов), общей площадью 338,8 м2, расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, 3 км на северо-запад от с. Каратузское, с кадастровым номером 24:19:0000000:1608, сооружение (АЗС-2), общей площадью 145,9 м2, расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, 3 км на северо-запад от с. Каратузское, с кадастровым номером 24:19:0000000:1434, истец ссылается на приказ агентства по управлению государственным имуществом от 05.12.2018 N 10-1076п, передаточный акт от 11.03.2019.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права отнесено к способу защиты гражданского права.
Иск о признании права собственности является вещно-правовым способом защиты нарушенного или оспоренного права собственности, направленным на констатацию возникшего по основаниям, установленным гражданским законодательством, права собственности на индивидуально-определенную вещь в споре с лицом, которое не признает это право, нарушает его, оспаривает или создает препятствия в его осуществлении или оформлении. Иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 52 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 59 Постановления N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанного разъяснения не может быть удовлетворен иск о признании никогда не регистрировавшегося истцом права, фактические основания которого либо возникли после вступления в силу Закона о регистрации, либо не относятся к предусмотренным законом исключениям. Указанное разъяснение корреспондирует положениям пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Поскольку обстоятельства, с которыми истец связывает возникновение у него права собственности (приказ агентства по управлению государственным имуществом от 05.12.2018 N 10-1076п, передаточный акт от 11.03.2019), имели место после вступления в законную силу Закона о регистрации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при отсутствии государственной регистрации право собственности истца на спорные объекты недвижимости на основании указанных документов не возникло.
Кроме того, пунктами 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков: находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
К ограниченным в обороте землям относятся, в том числе, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные под объектами гидротехнических сооружений (подпункт 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к числу гидротехнических сооружений отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2002 N 3531/00, скважина и насосная станция при использовании их как единое целое составляют единый имущественный комплекс - гидротехническое сооружение (статья 134 Гражданского кодекса Российской Федерации), при этом скважина в виде ее сооружений не относится к недрам согласно определению недр, содержащемуся в Законе Российской Федерации "О недрах".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-24021/2020 установлено, что в соответствии со сведениями ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 24:19:1501004:519 относится к категории земли - земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование: "для ведения производственной деятельности". Из указанного земельного участка 15.10.2019 образован участок с кадастровым номером 24:19:1501004:1122 и передан в аренду АО "Каратузское ДРСУ", на земельном участке с кадастровым номером 24:19:1501004:1122 расположено сооружение: разведочно-эксплуатационная скважина с кадастровым номером 24:19:0000000:1430.
Таким образом, приватизация здания и сооружения должна была осуществляться одновременно с отчуждением земельного участка, занимаемого этими объектами и необходимого для их использования. Доказательства невозможности раздела земельного участка на момент приватизации истцом не представлены.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что требование действующего законодательства при приватизации ГП КК "Каратузское ДРСУ" в части одновременной приватизации здания, сооружения и земельного участка, на котором расположены здание и сооружение, не соблюдено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предъявление истцом требования о признании права собственности на указанные объекты недвижимости при отсутствии спора о праве преследует цель преодолеть не соблюдение требования законодательства при приватизации ГП КК "Каратузское ДРСУ" в части одновременной приватизации здания, сооружения и земельного участка, на котором расположены здание и сооружение, в обход законодательства о приватизации и регистрации прав на недвижимое имущество, что противоречит установленному публичному порядку, в связи с чем, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы отражают субъективную оценку обстоятельств настоящего дела, входящих в предмет доказывания, и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права либо о наличии выводов, не соответствующих обстоятельствам дела. Несогласие заявителя с результатами оценки исследованных судом первой инстанции доказательств и установленных обстоятельств не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" августа 2021 года по делу N А33-14935/2021 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" августа 2021 года по делу N А33-14935/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14935/2021
Истец: АО "КАРАТУЗСКОЕ ДОРОЖНОЕ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Саморегулируемой организации независимых арбитражных управляющих "Дело"
Третье лицо: УФРС