г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А21-3470/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29352/2021) общества с ограниченной ответственностью "ВостокСитиСервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.07.2021 по делу N А21-3470/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВостокСитиСервис"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВостокСитиСервис" (далее - ООО "ВостокСитиСервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) от 11.03.2021 N ЖК-2/166/1/КАС/137-о.
Решением суда от 12.07.2021 в удовлетворении заявления ООО "ВостокСитиСервис" отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции дано неверное толкование части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Приказ Министерства от 12.02.2021 N ЖК-311/пр не направлялся в адрес Общества. Министерством нарушена статья 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Оспариваемое предписание не содержит указание на конкретные действия, которые должно осуществить Общество.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.03.2021 на основании приказа Министерства от 12.02.2021 N ЖК-311/пр и с целью проверки доводов обращений гражданина (вх. от 15.01.2021 N 137-о) по вопросу правильности расчета платы за электроэнергию, холодное водоснабжение, водоотведение, потребленные в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Флотская, д.9 за период с сентября 2020 по январь 2021 г., проведена внеплановая проверка за соблюдением Обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению указанного МКД, о чем составлен акт проверки от 11.03.2021 N ЖК-1/311пр/КАС/137-о.
По результатам проведенной Министерством проверки выявлено нарушение Обществом положений:
- подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416;
- пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
- подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110;
- подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", а именно соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которой лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ);
-подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416;
- частей 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
В связи с выявленными нарушениями Министерство выдало Обществу предписание от 11.03.2021 N ЖК-2/166/1/КАС/137-о, в котором указано на необходимость в срок до 11.06.2021 произвести перерасчет платы за период с сентября 2020 года по январь 2021 года за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 9 по ул. Флотской в г. Калининграде (электроэнергия, холодное водоснабжение, водоотведение), исходя из показаний общедомовых приборов учета соответствующих видов коммунальных ресурсов в случае, если объем фактического потребления коммунальных ресурсов ниже установленного норматива потребления коммунальных услуг; в случае превышения нормативного потребления исходя из утвержденного норматива, в соответствии с частями 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ для всех жителей многоквартирного дома N 9 по ул. Флотской г. Калининграда.
Считая выданное предписание незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не установив предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ) исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключение составляет случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если МКД оснащен ОДПУ, размер расходов на оплату потребленных коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения из указанного правила установлены в части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
По смыслу действующего правового регулирования рассматриваемая плата рассчитывается как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.
В ходе проверки Министерством установлено, что многоквартирный дом N 9 по ул. Флотской в г. Калининграде оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии со сроком поверки в 2033 году, холодного водоснабжения со сроком поверки в 2024 году.
Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных правл, показания приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения ООО "ВостокСитиСервис" к расчетам не принимаются. Плата за электроэнергию, холодное водоснабжение, водоотведение, потребляемые в целях содержания общего имущества, за период с сентября 2020 года по январь 2021 года рассчитана по нормативу потребления.
В ходе проверки установлен факт допущенных со стороны Общества нарушений требований жилищного законодательства, что повлекло принятие Министерством мер властного реагирования в виде выдачи оспариваемого предписания.
Предписание от 11.03.2021 N ЖК-2/166/1/КАС/137-о содержит указание на необходимость произвести перерасчет платы за период с сентября 2020 год по январь 2021 года за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 9 по ул. Флотской в г. Калининграде (электроэнергию, холодное водоснабжение, водоотведение) исходя из показаний общедомовых приборов учета соответствующих видов коммунальных ресурсов в случае, если объем фактического потребления коммунальных ресурсов ниже установленного норматива потребления коммунальных услуг; в случае превышения нормативного потребления исходя из утвержденного норматива, в соответствии с частями 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ для всех жителей многоквартирного дома N 9 по ул. Флотской г. Калининграда.
Таким образом, предписание содержит четкие формулировки относительно возможных последовательностей действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений.
В соответствии с приказом Министерства от 12.02.2021 N ЖК-311/пр проверка проводилась в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению МКД с целью проверки доводов обращения гражданина, проживающего по адресу: г. Калининград, ул. Флотская, д.9, кв.26 (вх. N 137-о от 15.01.2021) по вопросу правильности расчета платы за электроэнергию, холодное водоснабжение, потребленные в целях содержания общего имущества данного МКД на основании части 4.2 статьи 20 ЖК РФ (действовавшей в спорный период). Задачей проверки являлось рассмотрение обращения заявителя, проживающего по указанному выше адресу.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): лицензионный контроль; региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль.
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что жалоба лиц, проживающих в МКД, может служить основанием для проведения в отношении заявителя внеплановой проверки.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Судом первой инстанции установлено, что в адрес заявителя по электронной почте vostokcityservise@gmail.com (указанный на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.dom.gosuslugi.ru как принадлежащий ООО "ВостокСитиСервис") был направлен запрос N ЖК-311/пр от 12.02.2021 о предоставлении сведений и документов с приложением приказа о проведении внеплановой документарной проверки.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам подателя жалобы, Общество считается надлежащим образом извещенным о проведении в отношении него внеплановой документарной проверки.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на подателе апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 июля 2021 года по делу N А21-3470/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВостокСитиСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3470/2021
Истец: ООО "ВостокСитиСервис"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ