город Ростов-на-Дону |
|
19 ноября 2021 г. |
дело N А32-15803/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Финанс-Эксперт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2021 по делу N А32-15803/2021
по иску ООО "Финанс-Эксперт"
к ответчику - ГКУ Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара"
о расторжении контракта, взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Финанс-Эксперт" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к государственному казенному учреждению Краснодарского края "Центр занятости населения г. Краснодара" о расторжении государственных контрактов N 0318200068120000162, N 0318200068120000163, взыскании убытков в размере 97598 руб. 26 коп.
Решением от 09.09.2021 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что контракты расторгнуты в одностороннем порядке 19.05.2021, сведения о расторжении размещены в ЕИС. ООО "Финанс-Эксперт" надлежаще уведомлен 08.05.2021 о расторжении государственных контрактов. Решениями Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 02.06.2021 N 15504/8, N 15505/8, N 15506/8 сведения в отношении ООО "Финанс-Эксперт" включены в реестр недобросовестных поставщиков. Исковые требования удовлетворению не подлежат.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что государственные контракты не предусматривали обязанность истца заключить договоры аренды помещения для организации образовательного процесса, необоснован. В цену государственных контрактов также включены расходы на аренду помещений, используемых для проведения обучения безработных граждан. В целях исполнения обязательств по контрактам истец заключил договор с Феодосиади К.Ф. В ответ на заявку ответчика от 11.02.2021 истец направил 12.02.2021 учебные планы и программы обучения. Повторно 18.02.2021 ответчик потребовал представить информацию о расписании занятий. Истец повторно 25.02.2021 направил учебные программы. Однако, 26.02.2021 ответчик размести в ЕИС закупок протокол признания истца уклонившимся от заключения контракта. Судом не учтено, что Управлением ФАС по Краснодарскому краю жалоба истца на действия ответчика признана обоснованной. По состоянию на 05.04.2021 ни один безработный гражданин не подал заявление на обучение, анкету и иные документы для прохождения обучения. Ответчиком нарушен пункт 4.22, подпункт "е" пункта 13 "Правил оказания платных образовательных услуг". Данным нарушениям не дана оценка. На момент направления ответчиком предложения о расторжении контрактов истец оплатил по договору аренды помещения 80000 рублей.
В судебное заседание представитель ООО "Финанс-Эксперт" не явился. Общество о судебном заседании извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Представитель ГКУ Краснодарского края "Центр занятости населения г. Краснодара" в заседание не явился, учреждение о судебном заседании извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам открытых аукционов в электронной форме на оказание услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан ООО "Финанс-Эксперт" признано победителем аукционов на заключение государственных контрактов N 0318200068120000161, N 0318200068120000162, N 0318200068120000163.
Заказчиком в адрес исполнителя 11.02.2021 направлена заявка на обучение по государственным контрактам N 0318200068120000161 от 01.02.2021, N 0318200068120000162 от 01.02.2021, N 0318200068120000163 от 04.02.2021 (письмо от 11.02.2021 N 543).
Исполнитель 12.02.2021 направил в адрес заказчика учебные планы к программам обучения в количестве 12 штук (письмо N 059-21 от 12.02.2021).
Заказчик 18.02.2021 обратился к исполнителю с запросом о предоставлении информации о расписании занятий с указанием конкретных дат по учебным группам (письма от 18.02.2021 N 674, N 673).
Исполнитель 25.02.2021 повторно направил заказчику программы на обучение, так как направленные ранее в адрес ответчика программы не были согласованы (письмо от 25.02.2021 N 069-21).
Заказчик 26.02.2021 разместил в Единой информационной системе закупок протокол признания участника ООО "Финанс-Эксперт" уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N извещения 0318200068121000003.
Исполнитель 01.03.2021 обратился к заказчику с заявлением об отмене протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона (письмо от 01.03.2021 г. исх. N 070-21).
Общество 02.03.2021 обратилось к учреждению с заявлением о предоставлении разъяснений по протоколу признания участника, уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона (письмо от 02.03.2021 N 072-21).
Общество 03.03.2021 направило учреждению письмо о нарушении условий государственных контрактов относительно не выдачи безработным направления на прохождение обучения (письма от 03.03.2021 N 073-21, N 075-21, N 076-21).
Общество 04.03.2021 направило учреждению письмо о нарушении последним условий государственных контрактов, в связи с отсутствием списка обучающихся и неявкой безработных граждан, подлежащих обучению, тем самым исполнителю не представляется возможным формирование индивидуальных учебных групп и составление расписания занятий для исполнения обязательств по государственным контрактам (письма от 04.03.2021 N 079-21, N 078-21, N 077-21).
Общество 05.03.2021 обратилось с возражениями на протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.
Общество обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю об отмене протокола признания участника, уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 10.03.2021 признало жалобу ООО "Финанс-Эксперт" обоснованной.
ООО "Финанс-Эксперт" 22.03.2021 обратилось к учреждению с письмом в котором указало, что для формирования индивидуальных учебных групп определяются индивидуальные учебные группы в пределах 10 дней, определенных приложениями N 1 контрактов N 0318200068120000161, N0318200068120000162, N 0318200068120000163. При этом, в соответствии с пунктом 1.3 контракта, направляемый на обучение гражданин заключает индивидуальный договор, заполняет анкету и Согласие на обработку персональных данных и только после этого ООО "Финанс-Эксперт" из числа направленных граждан составляет индивидуальное расписание по программе обучения.
Согласно письмам учреждения N 543 от 11.02.2021, N 544 от 11.02.2021 ООО "Финанс-Эксперт" не предоставлен список обучаемых граждан.
Безработным гражданам не выданы направления согласно пункту 4.2.2 в адрес ООО "Финанс-Эксперт" на прохождение обучения.
Ни один из безработных граждан по состоянию на 05.04.2021 не явился по адресу г. Краснодар, пер. Ленинский 19 оф. 3 в ООО "Финанс-Эксперт", не подали заявление, анкету и иные документы для прохождения обучения.
Полагая необходимым расторгнуть государственные контракты, а также ссылаясь на то, что в связи с исполнением обязательств по контрактам обществом понесены убытки, ООО "Финанс-Эксперт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под государственным контракт понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.
Согласно пункту статьи 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что государственные контракты не предусматривали обязанность исполнителя заключить договоры аренды помещения для организации образовательного процесса. В цену государственных контрактов также включены расходы на аренду помещений, используемых для проведения обучения безработных граждан. В целях исполнения обязательств по контрактам истец заключил договор с Феодосиади К.Ф. На момент направления ответчиком предложения о расторжении контрактов истец оплатил по договору аренды помещения 80000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возвратить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Из приведенных норм следует, что для применения ответственности лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения стороной обязательств по договору, наличие и размер убытков, причинную связь между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору. Отсутствие одного из элементов данного состава правонарушения влечет отказ в применении к должнику указанного вида ответственности.
Причинно-следственная связь между нарушением права и причинением убытков должна быть прямой. Единственной причиной, повлекшей неблагоприятные последствия для истца в виде убытков, являются исключительно действия (бездействия) ответчика и отсутствуют какие-либо иные обстоятельства, повлекшие наступление указанных неблагоприятных последствий.
Согласно условиям спорных государственных контрактов ООО "Финанс-Эксперт" на основании лицензии N 5263 от 12.09.2019 на осуществление образовательной деятельности обязалось оказать ГКУ КК ЦЗН города Краснодара услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан.
Согласно пункту 2.4 цена контрактов включает в себя общую стоимость оказания услуг, а также расходы на страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, взимаемых с исполнителя в связи с исполнением контракта. Указанные образовательные услуги должны быть оказаны в форме очного обучения, в порядке и объеме установленном техническими заданиями.
Согласно разделу 5 государственных контрактов срок (график) оказания услуг - с даты заключения контракта в течение 2021 года, не более 10 дней с момента подачи заявки центром занятости в учебное заведение на обучение граждан, окончание обучения не позднее 20.12.2021, этапы не предусмотрены. Место оказания Услуг - Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, пер. Ленинский, д. 19, оф. 3.
В соответствии с пунктами 4.1.4 контрактов заказчик имеет право направлять граждан на обучение в группы, сформированные исполнителем, в количестве от 1 человека.
Техническими заданиями установлены следующие требования к процессу обучения:
мобильность в сроках формирования учебных групп и начала занятий с гражданами (не более 10 дней с момента подачи заявки центром занятости в учебное заведение на обучение граждан), а также включение граждан в учебные группы, сформированные самим учебным заведением;
обеспечение педагогическими кадрами, имеющими базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины и/или имеющими опыт организационной или руководящей работы;
располагать учебно-методической базой, включающей рабочие программы по каждой дисциплине, программы практикумов, систему заданий по каждому разделу, учебно-методические пособия в количестве не меньше чем 0,5 на каждого обучающегося;
обеспечение слушателей лекционными материалами и практическими заданиями по курсу;
обеспечение информационной базой, обеспечивающей доступ каждого слушателя в компьютерные сети и возможности изучения.
Судом первой инстанции установлено, что с целью осуществления контроля представителями ГКУ КК ЦЗН города Краснодара 15.03.2021 осуществлен выезд по месту оказания услуг и фактического нахождения г. Краснодар, пер. Ленинский, 19, оф.3, по результатам которого установлено, что в двухэтажном жилом доме расположены два офисных помещения, не приспособленные для проведения очных занятий, отсутствуют учебные классы и какая-либо информация об образовательном процессе.
Представитель исполнителя пояснил, что граждане, направляемые на обучение будут проходить обучение по другим адресам, что является нарушением условий пунктов 5.2 контрактов, согласно которым место оказания услуг является: Краснодарский край, г. Краснодар, пер. Ленинский, 19, оф. 3.
Представителю ООО "Финанс-Эксперт" вручено уведомление N 1101 от 12.03.2021 о неисполнении условий контракта.
В данном случае, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорные государственные контракты не содержали отдельного требования о заключении договора аренды помещения для организации образовательного процесса при направлении безработных граждан на обучение, кроме того, согласно условиям контрактов ООО "Финанс-Эксперт" на основании имеющейся лицензии могло также осуществлять образовательную деятельность и обучать граждан по индивидуальным договорам, в связи с чем, в удовлетворении требования о возмещении убытков, понесенных ООО "Финанс-Эксперт" в сумме 80000 рублей по договору аренды помещений для проведения занятий по обучающим программам обоснованно отказано. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
При этом исполнителем допущено нарушение условий государственных контрактов. В месте оказания услуг, предусмотренного контрактами, общество фактически образовательную деятельность не вело на момент названной выше проверки заказчика.
Судом первой инстанции также установлено, что оплата услуг понесенных ООО "Финанс-Эксперт" по выпуску банковской гарантии для обеспечения исполнения государственного контракта N 0318200068120000161 в сумме 1499 рубль относятся к издержкам ООО "Финанс-Эксперт", связанным с оплатой выпуска банковских гарантий.
Излишне перечисленные ООО "Финанс-Эксперт" 25.01.2021 платежным поручением N 429 в качестве обеспечения исполнения контракта денежные средства в сумме 6332 руб. 30 коп. возвращены 26.05.2021 ГКУ КК ЦЗН города Краснодара платежным поручением N 174057 от 26.05.2021.
Оплата услуг понесенных ООО "Финанс-Эксперт" по выпуску банковской гарантии для обеспечения исполнения государственного контракта 30318200068120000162 в сумме 1499 рублей относятся к издержкам ООО "Финанс-Эксперт", связанным с оплатой выпуска банковских гарантий.
Излишне перечисленные ООО "Финанс-Эксперт" 25.01.2021 платежным поручением N 432 от 25.01.2021 в качестве обеспечения исполнения контракта денежные средства в сумме 2853 руб. 96 коп. возвращены 26.05.2021 ГКУ КК ЦЗН города Краснодара на платежным поручением N 174833 от 26.05.2021.
Обеспечение исполнения контракта на сумму 3915 рублей по платежному поручению N 435 от 25.01.2021 представлено ООО "Финанс-Эксперт" в качестве обеспечения исполнения государственного контракта N 0318200068120000163.
Данные расходы общества не могут быть признаны убытками. Возникшими по вине государственного заказчика.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование о возврате обеспечения по заключенным контрактам на сумму 13101 руб. 26 коп. удовлетворению не подлежит.
В связи с неисполнением ООО "Финанс-Эксперт" условий государственных контрактов N 0318200068120000161, N 0318200068120000162, N0318200068120000163 по оказанию услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, нарушением обязательства, предусмотренных пунктами 4.4.2 контрактов, в части непредставления по требованию заказчика надлежащим образом оформленных документов (расписания занятий и калькуляции расходов на организацию обучения) ГКУ КК ЦЗН города Краснодара, в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 12.2.1 контрактов приняты решения от 29.04.2021 N 2045, от 28.04.2021 N 2017, от 29.04.2021 N 2046 об одностороннем отказе от исполнения контрактов, данные решения размещено в ЕИС 30.04.2021, а так же направлены исполнителю по почте заказным письмом.
В пункте 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
ООО "Финанс-Эксперт" 08.05.2021 уведомлено о расторжении государственных контрактов, контракты расторгнуты в одностороннем порядке 19.05.2021, сведения о расторжении размещены в ЕИС.
Ссылка заявителя жалобы на то, что Управлением ФАС по Краснодарскому краю жалоба ООО "Финанс-Эксперт" на действия государственного заказчика признана обоснованной, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
Указанная заявителем жалобы относилась к решению заказчика о признании ООО "Финанс-Эксперт" уклонившимся от заключения контракта. Обстоятельства неисполнения контрактов, законность решений заказчика об отказе от исполнения контрактов не оценивались. При этом решения антимонопольной службы не имеют преюдициального значения для арбитражных судов согласно нормам статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска правомерен, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2021 по делу N А32-15803/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15803/2021
Истец: ООО "Финанс-Эксперт"
Ответчик: ГКУ КК ЦЗН г. Краснодара, Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Центр занятости населения города Краснодара"