г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А56-28933/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Абрамова Д.И. по доверенности от 23.07.2020
от заинтересованного лица: Кульбертинова А.Н. по доверенности от 04.03.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30044/2021) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021 по делу N А56-28933/2021 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления от 25.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-235/2021
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россетти Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 25.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-235/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.
Решением суда от 16.07.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 16.07.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы ссылается на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, сделаны без учета иных мер, предпринимаемых Обществом для завершения процедуры технологического присоединения, а также без учета состоявшегося факта технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы Общества об отсутствии вины во вмененном правонарушении. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не оценен довод Общества о наличии оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между гр. Оганесяном Г.Г. (далее - заявитель) и ПАО "Ленэнерго" заключен договор от 06.04.2020 N ОД-ВЭС-5764-20/4214-Э-20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор) и выданы Технические условия для присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив Екатериновка-1, кадастровый номер земельного участка 47:07:0120003:486 (далее - Объект).
Согласно пункту 1 Договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами.
В силу пункта 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть до 06.10.2020.
В Управление поступило обращение гр. Оганесяна Г.Г. (вх. N 15514 от 14.12.2020), содержащее сведения о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в связи с чем Ленинградским УФАС определением от 20.02.2021 в отношении Общества возбуждено дело N 047/04/9.21-235/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Общество письмами от 18.01.2021 N ЛЭ/06-09/18 и 05.03.2021 N ЛЭ/06-09/148 представило в Управление пояснения о мероприятиях, проведенных сетевой организацией в рамках исполнения договора об осуществлении технологического присоединения, из которых следует, что в соответствии с пунктом 10.1 Технических условий к Договору и пунктом 10.1.1 Технического задания сетевая организация обязуется выполнить строительство распределительной сети10/6/0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-2017 до границы участка заявителя.
Указанная распределительная сеть, планируемая Обществом (ЛЭП-0,4 кВ), проходит по территории земельных участков с кадастровыми номерами: 47:07:0120003:928. 47:07:0120003:897, 47:07:6120003:840, 47:07:0120003:903, 47:07:0120003:902, 47:07:0120003:927, 47:07:0120003:929, 47:07:0120003:920, 47:07:0120003:908, 47:07:0120003:907, 47:07:0120003:924.
23.04.2020 в адрес ТСН "Новая Екатериновка" Обществом было направлено письмо исх. N ВЭС/031/2320 с просьбой согласования прохождения проектируемой ПАО "Ленэнерго" ЛЭП-0,4 кВ по территории земельных участков с кадастровыми номерами: 47:07:0120003:928. 47:07:0120003:897, 47:07:6120003:840, 47:07:0120003:903, 47:07:0120003:902, 47:07:0120003:927, 47:07:0120003:929, 47:07:0120003:920, 47:07:0120003:908, 47:07:0120003:907, 47:07:0120003:924; ответ на указанное письмо в адрес Общества не поступил.
21.05.2020 в адрес председателя ТСН "Новая Екатериновка" Обществом повторно направлено письмо исх. N ВЭС/031/2680 с просьбой согласовать прохождение проектируемой сетевой организацией ЛЭП-0,4 кВ по территории земельных участков с приложением схемы использования имущества ТСН "Новая Екатериновка"; ответ на указанное письмо в адрес Общества не поступил.
03.06.2020 в сетевую организацию поступило электронное уведомление заявителя о выполнении им технических условий.
12.06.2020 сетевой организацией проведен осмотр энергопринимающих устройств заявителя, в ходе которого установлено, что Технические условия к Договору выполнены заявителем.
Впоследствии 09.11.2020 Обществом разработано новое техническое задание (с учетом редакции от 23.11.2020) для присоединения к электрическим сетям по Договору, в соответствии с которым, в частности, планируется построить новую ВЛЗ-10 кВ, установить и оборудовать новую КТП-10/0,4 кВ, построить необходимое количество ЛЭП-0,4 кВ до границ участков заявителя.
С учетом нового технического задания 12.01.2021 Обществом получено согласование от балансодержателя сетей ЛЭП Мельникова Н.В. на совместный подвес по существующим сетям массива Екатериновка-1.
По результатам административного расследования Управлением установлено, что в нарушение пункта 16 Правил N 861 Обществом не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в срок, установленный Договором (6 месяцев с даты заключения Договора).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 11.03.2021 по делу N 047/04/9.21-235/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 25.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-235/2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 16.07.2021 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
Договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:
- 6 (шесть) месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев с даты заключения Договора.
Таким образом, как установлено административным органом и судом первой инстанции, датой окончания исполнения обязательств по Договору со стороны Общества является 06.10.2020, однако к названному сроку технологическое присоединение Объекта не выполнено, что свидетельствует о нарушении Обществом Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности привлечения Общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
Ссылки подателя жалобы на отсутствие в действиях Общества вины во вмененном правонарушении отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В силу подпункта "г" пункта 25(1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).
Согласно пункту 1 Договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами.
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что Сетевая организация (ПАО "Ленэнерго") обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по Договору, в том числе в части возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование разногласий с другими лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения и соблюдение предусмотренных Договором сроков технологического присоединения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Как установлено Управлением и следует из материалов дела, в срок, установленный пунктом 16 Правил N 861 для технологического присоединения объекта гр. Оганесяна Г.Г., Общество не предприняло всех необходимых и действенных мер для урегулирования отношений с третьими лицами (ТСН "Новая Екатериновка"), в том числе, не обратилось с соответствующим исковым заявлением об обязании ТСН "Новая Екатериновка" не препятствовать Обществу в осуществлении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. Оганесяна Г.Г. Направление двух писем от 23.04.2020 и 21.05.2020 в адрес ТСН "Новая Екатериновка" не может быть признано достаточными мерами для исполнения сетевой организацией своих обязательств по договору технологического присоединения.
Все остальные мероприятия (разработка нового технического задания в редакции от 23.11.2020 и получение 12.01.2021 согласования от балансодержателя сетей ЛЭП) были осуществлены уже после истечения установленного Договором срока технологического присоединения (до 06.10.2020).
При этом, следует отметить, что заявитель (Оганесян Г.Г.) своевременно выполнил мероприятия по Техническим условиям к Договору, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 12.06.2020 и Обществом не оспаривалось.
Однако Общество направило в адрес заявителя уведомление от 29.04.2021 N СЭС/046/2247 о выполнении Технических условий к Договору только 13.05.2021 (л.д.58-60), то есть с нарушением установленного Договором срока более чем на 7 месяцев; фактически технологическое присоединение Объекта заявителя к электрическим сетям Общества осуществлено только 30.06.2021 (л.д.63-66), то есть с нарушением срока на 8 месяцев.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая значительное нарушение Обществом установленного пунктом 16 Правил N 861 срока по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. Оганесяна Г.Г., а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным. Устранение правонарушения (фактическое осуществление технологического присоединения по Договору 30.06.2021) не свидетельствует о малозначительности правонарушения, а может быть учтено при назначении административного наказания.
В рассматриваемом случае, оспариваемым постановлением наказание назначено Обществу с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 300000 рублей (1/2 санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное административным органом наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Управления от 25.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-235/2021.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 16.07.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 июля 2021 года по делу N А56-28933/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28933/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области