г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А56-8671/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания Шпакович Ю.В.,
при участии:
от заявителя: Кузнецов Е.А. по доверенности от 03.02.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27301/20211) государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2021 по делу N А56-8671/2021, принятое
по заявлению государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области"
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Всеволожскому району Ленинградской области
об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным представления от 05.11.2020 N 89/28640 об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.
Решением суда от 02.07.2021 в удовлетворении заявления Учреждению отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, в оспариваемом представлении отсутствует правовое обоснование для возложения на Учреждение обязанности по организации пешеходных тротуаров. Кроме того, спорные участки дорог отвечают всем требованиям безопасности, а отсутствие тротуаров на дорогах, где они изначально не были предусмотрены (построены до введения ГОСТ 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования"), не является нарушением требований безопасности при ремонте и эксплуатации дорог. Также податель жалобы указывает, что Управлением в материалы дела не представлены доказательства, что для организации тротуаров имеется соответствующая техническая возможность. Учреждение также ссылается на неисполнимость оспариваемого представления в части срока принятия исчерпывающих мер по обустройству тротуара на участке автодороги "СПб-Колтуши" с км 7+370-м по км 9, проходящей через населенный пункт Колтуши (до 02.12.2020), поскольку, на проведение требуемых работ (не считая проведения конкурсных процедур) потребуется не менее 3-х лет.
В судебном заседании представитель Учреждения жалобу поддержал.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, УМВД России по Всеволожскому району Ленинградской области на основании пункта 19 части 1 статьи 12 и пункта 12 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" в ходе надзора за дорожным движением и обследования улично-дорожной сети было выявлено, что на участке автодороги "СПб-Колтуши" с км 7+370-м по км 9, проходящей через населенный пункт Колтуши, отсутствует тротуар предусмотренный пунктами 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования", что существенно влияет на безопасность дорожного движения.
05.11.2020 УМВД РФ по Всеволожскому району Ленинградской области в адрес Учреждения вынесено представление об устранении нарушений законодательства, в соответствии с которым ГКУ "Ленавтодор" обязано в срок до 02.12.2020 принять исчерпывающие меры по обустройству тротуара на участке автодороги "Санкт-Петербург - Колтуши" с км 7+730-м по км 9, проходящей через н.п. Колтуши.
Не согласившись с указанным представлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управлением правомерно в пределах предоставленных полномочий установлено наличие в действиях Учреждения несоблюдение требований пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования" и выдано оспариваемое представление, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит жалобу Учреждения подлежащей удовлетворению, а решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения (статья 30 Закона N 196-ФЗ).
Согласно пункту 12 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) установлено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется, в том числе, право вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.
Пунктом 21 части 1 статьи 13 Закона о полиции предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 9 Административного регламента сотрудники при исполнении государственной функции имеют право:
- вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений (пункт 9.6);
- давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (пункт 9.7).
Согласно пункту 83 Административного регламента при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 86 Административного регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда.
Согласно пункту 87 Административного регламента при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 настоящего Административного регламента, в том числе: о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (пункт 17.4); о внесении в соответствии с Законом о полиции руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности (пункт 17.6).
Исходя из вышеприведенных положений Закона о полиции, Административного регламента, Законов N 196-ФЗ N 294-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Управление наделено полномочиями на вынесение представлений (предписаний) об устранении нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дорог в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со статьей 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Как следует из материалов дела, оспариваемым представлением Управления Учреждению предписано устранить нарушение требований пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007), выразившееся в том, что на участке автодороги "СПб-Колтуши" с км 7+370-м по км 9 проходящей через населенный пункт Колтуши, отсутствует тротуар, что существенно влияет на безопасность дорожного движения.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.
Кроме того пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что тротуары и пешеходные дорожки устраивают:
- на подходах к пешеходному переходу на расстоянии менее 50 метров, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств:
- от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
В силу пункта 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Согласно пункту 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 ширина одной полосы тротуара пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должны быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ Управлением не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие оснований для вынесения оспариваемого представления от 05.11.2020 N 89/28640.
Управлением не представлены в материалы дела доказательства наличия указанных в оспариваемом представлении нарушений ГОСТ Р 52766-2007, а именно не представлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, который должен быть составлен в соответствии с пунктом 86 Административного регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности, в котором были бы зафиксированы нарушения пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007.
Кроме того, Управлением не подтверждено и не доказано наличие оснований для обустройства на автодороге "СПб-Колтуши" с км 7+370-м по км 9, проходящей через населенный пункт Колтуши, тротуара с учетом положений пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
При этом, согласно пункту 1 названного ГОСТ Р 52766-2007 данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений в соответствии с СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", устанавливает общие требования к ним и правила их применения.
В силу пункта 1.1 СП 42.13330.2016 настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке.
Пунктом 11.16 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (далее - ТР ТС 014/2011), также предусмотрено, что при проектировании автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, должны предусматриваться пешеходные дорожки или тротуары, а при необходимости и велосипедные дорожки. Пешеходные и велосипедные дорожки должны проектироваться при необходимости и вне населенных пунктов вдоль сооружаемых или реконструируемых автомобильных дорог.
Таким образом, обустройство тротуаров и пешеходных дорожек в соответствии с разделом 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 осуществляется при проектировании новых и реконструкции существующих городских и сельских муниципальных образований, а также автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты.
В рассматриваемом случае Управлением не представлены в материалы дела доказательства того, что на участке автодороги "СПб-Колтуши" с км 7+370-м по км 9, проходящей через населенный пункт Колтуши, при проектировании было предусмотрено обустройство тротуаров, либо доказательства того, что спорный участок автодороги был реконструирован без учета положений раздела 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 об обустройстве тротуаров и пешеходных дорожек.
Управлением также не доказано наличие фактической возможности обустройства тротуаров на участке автодороги "СПб-Колтуши" с км 7+370-м по км 9 проходящей через населенный пункт Колтуши, с учетом нормативно установленных требований к ширине тротуара и проезжей части спорной дороги, а также с учетом фактического расстояния от дорожного полотна до ближайшей застройки.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также при рассмотрении апелляционной жалобы Управление не представило в суд каких-либо возражений по существу заявленных Учреждением требований, а также доказательства, подтверждающие наличие оснований для вынесения оспариваемого представления и опровергающие доводы Учреждения.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия полагает, что Управлением в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано нарушение заявителем требований пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 и оснований для вынесения в адрес ГКУ "Ленавтодор" оспариваемого представления.
При таких обстоятельствах заявленные Учреждением требования подлежат удовлетворению, представление Управления от 05.11.2020 N 89/28640 подлежит признанию недействительным, как не соответствующее требованиям законодательства и нарушающее права и законные интересы заявителя (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В связи с чем решение суда первой инстанции от 02.07.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Учитывая, что заявитель является казенным учреждением, излишне уплаченная Учреждением государственная пошлина за рассмотрение заявления в размере 3000 руб., перечисленная платежным поручением от 25.02.2021 N 904742 подлежит возврату Учреждению из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 июля 2021 года по делу N А56-8671/2021 отменить.
Признать недействительным представление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Всеволожскому району Ленинградской области от 05.11.2020 N 89/28640 об устранении нарушений законодательства.
Возвратить Государственному казенному учреждению Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" из федерального бюджета РФ 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8671/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВСЕВОЛОЖСКОМУ РАЙОНУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГКУ "Ленавтодор"