19 ноября 2021 г. |
Дело N А83-7742/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 ноября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей : Ольшанской Н.А., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии:
от Администрации города Симферополя Республики Крым - Лемтюжниковой Александры Владимировны, по доверенности от 28.09.2020 N 24/01-69/3095;
от государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" - Стаценко Анны Вячеславовны, по доверенности от 26.12.2020 N 20-3/10825,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 августа 2021 года по делу N А83-7742/2019 (судья Радвановская Ю.А.),
по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" к муниципальному образованию городской округ Симферополь Республики Крым в лице Администрации города Симферополя Республики Крым о взыскании денежных средств,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения "Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым", Управления федерального казначейства по Республике Крым, Министерства финансов Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью "Предприятие "Интертехпоставка", общества с ограниченной ответственностью "Кералл Плюс", муниципального унитарного предприятия "Городские услуги" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к муниципальному казенному учреждению "Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым" о взыскании денежных средств.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 12.09.2019 к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечена Администрация города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация).
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 21.11.2019 в порядке положений статьи 49 АПК РФ принято к рассмотрению заявление ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" об уточнении исковых требований б/н от 21.11.2019, согласно которого предприятие просило взыскать с Администрации денежные средства в сумме 78 777,55 руб., а также проценты в сумме 7 087,30 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 14.02.2020 принят отказ ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" от исковых требований к МКУ "Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым", производство по делу N А83-7742/2019 в части исковых требований к МКУ "Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым" прекращено.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 21.05.2020 принят отказ ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" от исковых требований в части взыскания процентов в размере 7 087,30 руб. за период с 11.12.2017 по 19.11.2019, производство по делу N А83-7742/2019 в части взыскания процентов в размере 7 087,30 руб. за период с 11.12.2017 по 19.11.2019 прекращено.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2020 в порядке положений статьи 49 АПК РФ принято к рассмотрению заявление ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" об уточнении исковых требований б/н от 19.10.2020, согласно которого предприятие просило взыскать с Администрации города Симферополя Республики Крым 69 004,97 руб. задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 01.11.2017 по 28.02.2019.
Определением Арбитражного суда Республики Крым АС РК от 24.06.2021 суд заменил наименование ответчика с Администрации города Симферополя Республики Крым на Муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым в лице Администрации города Симферополя Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 августа 2021 года исковые требования удовлетворены. Взысканы с муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в лице Администрации города Симферополя Республики Крым в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" задолженность за оплату тепловой энергии за период с 01.11.2017 по 28.02.2019 в сумме 69 004,97 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 760,00 руб. Возвращена ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" из федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 415,00 руб., уплаченная на основании платежного поручения N 3019 от 26.04.2019.
Не согласившись с решением суда от 24 августа 2021 года, Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Основанием для отмены судебного акта Администрация указывает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что факт осуществления подачи истцом и получения Администрацией тепловой энергии не установлен, а требования ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" не подтверждены соответствующими доказательствами.
От ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
От Министерства финансов Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии в Республике Крым.
Предприятие в период с 01.11.2017 по 28.02.2019 осуществляло теплоснабжение помещений по адресу: г. Симферополь, ул. Самокиша, 20.
Согласно акту N 00БУ-000271 от 21.07.2017 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, собственником вышеуказанного имущества является Администрация г. Симферополя.
На основании Решения 62 сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва от 16.02.2017 N 1118 вышеуказанный объект передан на баланс муниципальному казенному учреждению "Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым".
Потребление тепловой энергии в помещениях по указанному адресу в спорный период не оплачено, в связи с чем образовалась задолженность в размере 69 004,97 руб.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" направлена претензия от 05.03.2019 исх. N 20-3/1805 об оплате задолженности за услуги теплоснабжения, которая оставлена МКУ "Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым" без ответа и удовлетворения.
Неудовлетворение ответчиком требований предприятия в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком факт поставки тепловой энергии через присоединенную сеть не оспорен и контррасчет не представлен.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п.2 ст. 548 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Часть 1 статьи 544 ГК РФ предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии.
В отопительный период с 01.11.2017 по 28.02.2019 предприятием осуществлялось теплоснабжение нежилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Симферополь в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Исходя из сложившейся судебной практики, изложенной в обзоре Верховного Суда РФ N 2 (2015), Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 04.03.2014 N 17462/13, а также Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 по делу N 303-ЭС16-14807 и от 01.03.2017 N 303-ЭС16-15619, ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением.
Поэтому, в отсутствии договора между пользователем помещения и ресурсоснабжающей организацией, заключенного в соответствии с действующим законодательством, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике помещения.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно предоставленных сведений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 07.09.2020 N 58065/18 и от 22.09.2019 N 67030/2018 о зарегистрированных правах на объекты недвижимости имущества, расположенные в г.Симферополь, ул. Самокиша, 20, строение с литерой "А" 2 этаж соответствуют следующим помещениям, что наглядно видно на поэтажном плане зданий, а именно:
-помещение N 23, площадью 20,4 кв.м., кадастровый номер 90:22:010301:7665;
-помещение N 24 площадью 14,3(14,2) кв.м., кадастровый номер 90:22:010301:7525;
-помещение N 29 площадью 17,7(17,8) кв.м., кадастровый номер 90:22:010301:7523;
-помещение N 28 площадью 15,7(13,8) кв.м., кадастровый номер 90:22:010301:7522;
-помещение N 26 площадью 10,4 кв.м., помещение N27 площадью 24,0 кв.м., кадастровый номер 90:22:010301:7524, общая площадь составила 102,5 м.кв.
Вышеуказанные нежилые помещения зарегистрированы за муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым. Согласно Уставу муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Администрация города Симферополя является структурным подразделением муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (пункт 2 статьи 215 ГК РФ).
В силу пунктов 3, 26 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь, утвержденным решением 15-ой сессии Симферопольского городского совета от 13.03.2011, Администрации города Симферополя осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, то есть осуществляет функции и полномочия собственника муниципального имущества.
Согласно пункту 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На протяжении 2017-2019 годов были утверждены следующие тарифы: согласно приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 20.12.2016 N 33/16 "Об установлении регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения ГУП "Крымтеплокоммунэнерго"" цена за 1Гкал. за период с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 2 255.02 руб. без НДС; согласно приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19.12.2017 N 57/11 "Об установлении регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго"" цена за 1Гкал. за период с 01.01.2018 по 30.06.2018 составляет 2 420.27 руб. и в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 2420.27 руб. без НДС; согласно приказу Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19.12.2018 N 62/5 "Об установлении регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго"" цена за 1 Гкал. за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 2 599.44 руб. без учета НДС.
Между ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" и Администрацией договор о предоставлении услуг не был заключен.
Пунктом 34 Правил организации теплоснабжения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, предусмотрено, что под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.
Таким образом, сумма начислений за потребленную тепловую энергию на нужды отопления спорных нежилых помещений составила 69 004.97 руб..
При этом согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Из пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" следует, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в соответствии с пунктом 3 части 438 ГК РФ расценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, между истцом и собственником сложились фактические отношения, которые рассматриваются как договорные, связанные с теплоснабжением, регулируемые нормами об энергоснабжении (глава 30 ГК РФ).
Теплоснабжающие установки спорных помещений присоединены к сетям ресурсоснабжающей организации. Акт готовности дома к отопительному сезону является доказательством поставки тепловой энергии потребителю надлежащим образом.
Таким образом, в отсутствие заключенного договора энергоснабжения между сторонами сложились фактические отношения, регулируемые статьями 539 - 546 ГК РФ, и применительно к положениям указанных норм тепловая энергия как самостоятельное экономическое благо подлежит оплате потребившим ее лицом вне зависимости от отсутствия письменного договора энергоснабжения между сторонами и фактического использования отапливаемых помещений ответчиком в своей деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 по делу N 303-ЭС16-14807 и от 01.03.2017 N 303-ЭС16-15619, ресурсоснабжающая организация (исполнитель коммунальных услуг) в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора безвозмездного пользования.
Поэтому в отсутствие договора между ссудополучателем нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальных услуг), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора безвозмездного пользования, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (ссудодателе) нежилого помещения.
Как следует из материалов дела, стоимость потребленной энергии истец определил на основании тарифов, утвержденных приказами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.
Так за период с ноября 2017 года по февраль 2019 года стоимость поставленной и полученной тепловой энергии составила 69 004,97 руб.
Специфика потребления тепловой энергии посредством системы центрального отопления предполагает непрерывность подачи ресурса и невозможность, по общему правилу, прекращения его передачи в отопительный период в помещение с учетом температуры окружающего воздуха в целях сохранения отопительной системы здания.
При таких обстоятельствах на ответчике лежит бремя доказывания отсутствия потребления спорными помещениями энергии на отопление в спорный период, и это бремя ответчиком не реализовано (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Поскольку ответчик не оспорил факт поставки тепловой энергии через присоединенную сеть, контррасчет суммы иска не представил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность за отопление вышеуказанных жилых помещений в общей сумме 69 004.97 руб.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы администрации о том, что отсутствие договорных отношений с истцом является основанием для отказа в оплате за тепловую энергию, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в данном случае имело место потребление тепловой энергии, которое подлежит оплате.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 августа 2021 года по делу N А83-7742/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7742/2019
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: Администрация г. Симферополя Республики Крым, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МУП "Городские услуги МО ГО Симферополь Республики Крым", ООО "КЕРАЛЛ ПЛЮС", ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ "ИНТЕРТЕХПОСТАВКА", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ГУП РК "Крым БТИ"
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-504/2022
19.11.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3543/2021
24.08.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7742/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7742/19