город Ростов-на-Дону |
|
19 ноября 2021 г. |
дело N А53-25877/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
при участии:
от РООО "Общество охотников и рыболовов": адвокат Медведев С.В. по доверенности N 4 от 23.07.2021;
от Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области: представитель Пода Е.Н. по доверенности N 281-3.5/4732 от 24.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.09.2021 по делу N А53-25877/2021
по заявлению Ростовской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" (ИНН 6164044544, ОГРН 1026100023080)
к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Ростовская областная общественная организация "Общество охотников и рыболовов" (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2021 по делу N 274/28.МО-02.9/959/ПР/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением от 29.09.2021 Арбитражный суд Ростовской области признал незаконным и отменил постановление Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 16.07.2021 по делу N 274/28.МО-02.9/959/ПР/2021 о назначении административного наказания Ростовской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов".
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области просит решение суда отменить, признать законным постановление министерства, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения. Заявитель считает, что вина юридического лица - Ростовской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, полностью доказана.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области поступило дополнение к апелляционной жалобе, а также ходатайство о вызове в качестве свидетеля начальника отдела контроля использования объектов животного мира и развития охотничьего хозяйства Управления развития охотничьего хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Маныч Алексея Анатольевича для дачи пояснений о том, что использовались ли Ростовской областной общественной организацией "Общество охотников и рыболовов" скважины для добычи воды или нет.
Рассмотрев заявленное ходатайство о вызове свидетеля, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении на основании следующего.
В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, в качестве которых допускаются, в том числе, показания свидетелей. Свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела (часть 1 статьи 56 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном процессе иными доказательствами.
Из содержания статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что вызов лица в качестве свидетеля является правом, а не обязанностью суда. Суд самостоятельно определяет, какие доказательства имеют отношение к рассматриваемому делу, и оценивает их с позиций относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных процессуальным законодательством (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ), для удовлетворения ходатайства о вызове в качестве свидетеля Маныч Алексея Анатольевича.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Ростовской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области на основании поступившего обращения принято определение от 31.05.2021 N 02/28.МО-02.9/1144/ПР/2021 о возбуждении в отношении Ростовской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" административного расследования по факту незаконного недропользования.
На основании определения о назначении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий от 30.06.2021 N 02/28.МО-02.9/1144/ПР/2021 07.07.2021 Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области проведен осмотр территорий охотничьих угодий Ростовской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов", расположенных по адресам: Миллеровский район, Донецкое лесничество, Калитвенское участковое лесничество, кварталы 10, выдел 24, координаты 49.45187, 40.402715, Тарасовский район, Тарасовское лесничество, Ефремово-Степановское участковое лесничество, квартал 6, выдел 17, координаты 48.765040, 40.834511 (далее - территория охотничьих угодий).
В результате осмотра территории по адресу Миллеровский район, Донецкое лесничество, Калитвенское участковое лесничество, кварталы 10, выдел 24, координаты 49.45187, 40.402715 установлено, что в границах территории охотничьего угодья "Калитвянское" находятся две скважины для забора воды глубиной 12 м и 40 м. Скважина глубиной 12 м находится в кирпичном колодце, устье скважины закрыто металлопластиковой крышкой и не затампонировано. Водопроводные трубы и электрические провода в колодце отсутствуют, колодец накрыт металлическим щитом. Скважина глубиной 40 м находится в кирпичном колодце, устье скважины накрыто металлопластиковой крышкой и не затампонировано. В колодце находится две водопроводных, металлических трубы, на одной из которых на дне колодца в непосредственной близости от устья скважины установлен водопроводный кран. На выходе на поверхность колодца на водопроводной трубе имеются следы уплотнительной ленты белого цвета (ФУМ). Водопроводный кран на момент осмотра отсутствовал, в конце имеется электрический провод черного цвета, который предположительно выходит на поверхность и подходит к линии электропередач.
В результате осмотра территории по адресу Тарасовский район, Тарасовское лесничество, Ефремово-Степановское участковое лесничество, квартал 6, выдел 17, координаты 48.765040, 40.834511 установлено, что в границах территории охотничьего угодья "Ефремово-Степановское" зафиксирована скважина для забора воды. В границах территории охотничьего угодья "Ефремово-Степановское" зафиксирована скважина для забора воды. Скважина находится в кирпичном колодце, устье скважины открыто, не затампонировано. На поверхность колодца от устья скважины выведена пластиковая водопроводная труба, которая оборудована пластиковым шаровым краном, аналогичный кран установлен на водопроводной трубе и на дне колодца. При осмотре водопроводная труба отсоединена от устья скважины, при необходимости трубу можно с легкостью подключить к устью скважины. Непосредственно над скважиной установлен пожарный металлический резервуар объемом 5 м3. Резервуар заполнен водой. К пожарному резервуару, расположенном над скважиной, подведены электрические провода, к которым подключена электрическая розетка.
Земельные участки, на которых расположены скважины, находятся в пользовании Ростовской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов". Организация пояснила, что скважины не сооружала, скважины находятся на земельных участках уже много лет, водопользование заявителем не осуществляется.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области не отрицал, что на момент проверки факт водопользования установлен не был. Вместе с тем административный орган посчитал, что при необходимости, в короткое время, заявитель мог осуществлять водопользование, следовательно, имеет место нарушением ст. 11 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", ч. 1, 3 ст. 15 Областного закона от 25.10.2002 N 275-ЗС "О недропользовании на территории Ростовской области".
По результатам осмотра составлен акт обследования и протокол осмотра от 07.07.2021.
Усмотрев в действиях заявителя состав административного правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, 13.07.2021 должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области составлен протокол по делу N 274/28.МО-02.9/959/ПР/2021 об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от 16.07.2021 по делу N 274/28.МО-02.9/959/ПР/2021 заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Ростовская областная общественная организация "Общество охотников и рыболовов", не согласившись с указанным постановлением, обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра. Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, то есть расценивается как самовольное недропользование.
В силу части 1 статьи 1.2 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности (часть 3 статьи 1.2 Закона о недрах).
В силу статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении права пользования участком недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области полагает, что Ростовская областная общественная организация "Общество охотников и рыболовов" осуществляет водопользование на территории охотничьих угодий без лицензии, что подтверждается актами осмотра территории от 07.07.2021 (л.д. 36-37), протоколами осмотра территории от 07.07.2021 (л.д. 28-29).
Ростовская областная общественная организация "Общество охотников и рыболовов" полагает, что данный факт не доказан.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод министерства о наличии в действиях организации состава административного правонарушения не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Вывод о добыче подземных вод сделан Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области на основании акта обследования территории (акватории) и протокола осмотра от 07.07.2021.
Административный орган в обжалуемом постановлении и в апелляционной жалобе ссылается на акт осмотра от 13.05.2021 как на доказательство того, что скважина, расположенная в охотничьем угодье "Калитвянское", фактически используется, однако определение о назначении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий было принято административным органом только 30.05.2021, и как указано в самом обжалуемом постановлении осмотр территории охотничьих угодий производился 07.07.2021. Следовательно, акт осмотра от 13.05.2021 не может рассматриваться в качестве соответствующего доказательства по делу, в том числе с учетом того, что заявитель отрицает факт осмотра территории охотничьих угодий 13.05.2021.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что материалы дела не содержат ясных и убедительных доказательств, подтверждающих факт того, что заявителем велась деятельность по добыче подземных вод, на осуществление которой требуется получение лицензии на пользование недрами. Представленные в материалы дела акты осмотра и протоколы осмотра территории охотничьих угодий от 07.07.2021 не подтверждают наличие объективной стороны правонарушения.
Как следует из оспариваемого постановления, установлен факт использования скважин для забора воды, размещенных на территории охотничьих угодий Ростовской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов", расположенных по адресам: Миллеровский район, Донецкое лесничество, Калитвенское участковое лесничество, кварталы 10, выдел 24, координаты 49.45187, 40.402715, Тарасовский район, Тарасовское лесничество, Ефремово-Степановское участковое лесничество, квартал 6, выдел 17, которые принадлежат обществу.
Из пояснений директоров "Ефремово-Степановского" и "Калитвянского" охотничьих угодий, приобщенных в материалы дела, водозабор из вышеуказанных скважин не осуществляется. В момент проверки территории указанный факт также не был зафиксирован.
Позиция административного органа о том, что при необходимости в короткое время заявитель мог осуществлять водопользование, носит предположительный характер. Состояние скважин, подготовленных для эксплуатации, обусловлено тем, что еще 23.06.2021 Ростовской областной общественной организацией "Общество охотников и рыболовов" в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области был представлен весь пакет документов для получения лицензии в отношении данных скважин, для этого все скважины были приведены в рабочее состояние и подготовлены для эксплуатации. Наличие на территории емкости, наполненных водой, также не подтверждает то обстоятельство, что водозабор осуществлялся со скважин, поскольку химических анализ воды не проводился.
Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, устанавливаются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Вина юридического лица должна быть установлена и доказана административным органом, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Такие данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 названного Кодекса (ч. 1). Такой осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (ч. 2 данной статьи), при необходимости применения фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (ч. 4).
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.
Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (ч. 5 ст. 27.8 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в материалы не представлены фото и видеоматериалы. В случае их предоставления они должны подтверждать факт вменяемого конкретному лицу нарушения, свидетельствовать о факте совершения именно обществом вменяемого ему правонарушения.
Таким образом, факт добычи Ростовской областной общественной организацией "Общество охотников и рыболовов" подземных вод не доказан, доводы носят лишь предположительный характер.
Более того, согласно статья 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до 5 метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (статья 19 Закона о недрах).
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования полезных ископаемых без лицензии при соблюдении определенных условий по объему и целевому назначению (для собственных нужд или для предпринимательской деятельности).
Заявитель, в отличии от хозяйственных товариществ и обществ, является общественной организацией, уставная деятельность которой не предполагает ведения предпринимательской деятельности.
Доказательств того, что заявитель занимается предпринимательской деятельностью, в материалах дела не имеется, как не имеется доказательств того, что объем извлечения подземных вод составил более 100 кубических метров в сутки.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административным органом в материалы дела не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о пользовании организацией недрами, с нарушением порядка пользования подземными водами, без лицензии следовательно, состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, не доказан.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии у административного органа правовых оснований для привлечения организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, оспариваемое постановление от 16.07.2021 по делу N 274/28.МО-02.9/959/ПР/2021 обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2021 по делу N А53-25877/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25877/2021
Истец: Ростовское областное общество "Охотников и рыболовов"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ