г. Санкт-Петербург |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А56-54203/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Шпакович Ю.В.,
при участии:
от заявителя: Проскурина М.Г. по доверенности от 11.01.2021,
от ответчика: Гункин В.В. по доверенности от 30.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33068/2021) общества с ограниченной ответственностью "Строитель" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2021 по делу N А56-54203/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строитель" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ) от 14.05.2021 N 03/21/652-р-1.
Решением суда от 24.08.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, при наличии коллективного, индивидуального или общего прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса перерасчеты платы за коммунальные услуги не производятся. Предметом спора является временный частичный перерыв в подаче услуги по причине действий одного из собственников, а не оказание некачественной услуги. Указанные обстоятельства исключают необходимость перерасчета платы за горячую воду со стороны Общества, для которого данный перерасчет повлечет убытки.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе; представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.05.2021 на основании поступившего из прокуратуры обращения собственников многоквартирного дома от 14.04.2021 N ОБ-11763-1/21-0-0 и распоряжения от 13.05.2021 N 03/21/652-р сотрудниками Инспекции проведена внеплановая выездная проверка за соблюдением лицензионных требований Обществом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Кузнецова, д. 17, лит. Д (далее - МКД), о чем составлен акт от 14.05.2021 N 03/21/652-р.
В ходе проверки Инспекцией выявлено нарушение пункта 4 приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: в период с 04.02.2021 по 12.02.2021 в квартирах, расположенных по вертикали с квартирой N 813, отсутствовало горячее водоснабжение в связи с установкой и перекрытием на трубопроводе системы горячего водоснабжения в квартире N 756 отсекающего вентиля. Таким образом, горячее водоснабжение в указанных квартирах отсутствовало более 8 часов в месяц, а именно 192 часа, что на 184 часа превышает допустимую продолжительность перерыва подачи горячей воды в месяц; управляющей организацией не обеспечено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года, а также не произведён перерасчёт платы за отсутствие горячего водоснабжения за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды.
В связи с выявленным нарушением Инспекция выдала Обществу предписание от 14.05.2021 N 03/21/652-р-1, в котором предписано в срок до 13.07.2021 включительно устранить нарушения.
Считая выданное предписание неправомерным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении требований, не установив предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Перечень лицензионных требований к лицензиату определен Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1.1 статьи 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан обеспечивать бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Установлена допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150 Правил N 354).
В соответствии с пунктами 99 и 100 Правил N 354 при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги. Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.
Вместе с тем, как при отсутствии приборов учета, так и при наличии коллективного (общедомового) и индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета порядок перерасчета регулируется пунктом 4 Приложения N 1 к Правилам N 354, согласно которому при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
С учетом изложенного подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права довод подателя жалобы о том, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, при наличии коллективного (общедомового) и индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета соответствующего вида коммунального ресурса перерасчеты платы за коммунальные услуги не производятся.
В ходе проверки установлен факт допущенных со стороны Общества нарушений требований жилищного законодательства (отсутствие горячего водоснабжения более 8 часов в месяц, а именно 192 часа, что на 184 часа превышает допустимую продолжительность перерыва горячей воды в месяц; Обществом не обеспечено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в указанный период, а также не произведен перерасчет платы за отсутствие горячего водоснабжения за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды по лицевым счетам, расположенным по одному стояку по вертикали с квартирой N 813), что повлекло меры властного реагирования - выдачу оспариваемого предписания.
Такой перерасчет является мерой гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее оказание коммунальных услуг, что следует из логического толкования пункта 4 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Доводы подателя жалобы о том, что нарушение произошло по причине действий одного из собственников, не могут быть приняты во внимание, так как в любом случае управляющая компания должна была предпринять все возможные меры не недопущения такого большого перерыва в подаче горячей воды, что следует из содержания вышеприведенных нормативных положений.
Предписание от 14.05.2021 N 03/21/652-р-1 содержит указание на необходимость устранения нарушения, выполнения перерасчета платы за отсутствие горячего водоснабжения по лицевым счетам квартир, расположенных по вертикали с квартирой N 813, за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва горячей воды за период с 04.02.2012 по 12.02.2021. Таким образом, предписание содержит четкую формулировку относительно действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений.
С учетом изложенного, оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная госпошлина в размере 1500 руб. на основании платежного поручения от 02.09.2021 N 1711 подлежит возврату Обществу из федерального бюджета РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 августа 2021 года по делу N А56-54203/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строитель" из федерального бюджета РФ 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54203/2021
Истец: ООО "Строитель"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга