г. Самара |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А72-8309/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 ноября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Лихоманенко О.А., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2021 года по делу N А72-8309/2021 (судья Лубянова О.А.), по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Ульяновской области, к Управлению финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств N1 (ИНН 7302019515, ОГРН 1027300540520, 433511, область Ульяновская, город Димитровград, улица Куйбышева, 243), о признании незаконным бездействия Управления финансов, выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника, об обязании Управления финансов приостановить операции по всем лицевым счетам должника, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Управлению финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области (далее - ответчик), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств N 1, о признании незаконным бездействия Управления финансов, выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника, об обязании Управления финансов приостановить операции по всем лицевым счетам должника, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решений налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2021 года признано незаконным бездействие Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств N 1.
На Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области возложена обязанность приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств N 1, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области N 920 от 04.12.2020 (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами).
Не согласившись с выводами суда, Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что потребность в средствах на оплату исполнительных листов, включая потребность по исполнительным листам в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области по Ульяновской области, включена в реестр расходных обязательств, что предусматривает обязательность финансирования в полном объеме в текущем году. По исполнительному листу произведена частичная оплата.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в возражениях на нее. Кроме того, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Межрайонной ИФНС России N 8 по Ульяновской области в отношении Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств N 1 принято решение N 920 от 04.12.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Решение N 920 от 04.12.2020 получено Управлением финансов 15.12.2020.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств N 1 является бюджетным учреждением.
В связи с неисполнением указанного исполнительного документа заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области отзыв в материалы дела не представило.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, не относящихся к категории казенных учреждений, определен пунктом 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно подпункту 11 пункта 20 статьи 30 Федерального закона N 83 -ФЗ от 08.05.2010 в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования, так и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83 -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Определении от 22.10.2009 NBAC-13746/09 указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Как установил суд и следует из материалов дела, решение налогового органа N 920 от 04.12.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика исполнено не было, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств N 1 не были приостановлены.
Доказательства, подтверждающие обратное, сторонами в материалы дела не представлены.
Действующее законодательство возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения, в том числе решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении решения налогового органа в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 30 Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения решения налогового органа. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд сделал правильный вывод о незаконности бездействия Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области по неисполнению требований решения налогового органа N 920 от 04.12.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
Запрошенные судом уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника и документы, подтверждающие фактическое приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, Управлением финансов не представлены.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд правомерно возложил обязанность на Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области приостановить операции по всем лицевым счетам должника Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств N 1, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ульяновской области N 920 от 04.12.2020 (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами). Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Факт неисполнения ответчиком обязанности, установленной п.7ст.242.6 Бюджетного Кодекса РФ, подтверждается платежными поручениями в адрес ООО "Ульяновский областной водоканал" - расчеты с МБУ ДО ДШИ N 1. По истечении трехмесячного срока, предусмотренным бюджетным законодательством, должник не исполнил в полном объеме решение налогового органа, а финансовый орган не приостановил операции по расходованию средств на лицевых счетах должника:
- дата совершения операций - 03.02.2021( п/пN 1756), 03.03.201 (п/п N 7400), 02.04.2021 (п/п N 14018) на общую сумму 1876,72 руб.
Денежные средства направлялись в оплату обязательств не в пользу бюджета, а перед иными лицами.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2021 года по делу N А72-8309/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8309/2021
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 8 ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МБУ ДО Детская школа искусств, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ N1