г. Москва |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А40-141232/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Клондайк Компани"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.09.2021
по делу N А40-141232/21
по заявлению ООО "Клондайк Компани"
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка
3-е лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу
об отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Сафронова Е.Н. по дов. от 19.05.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Клондайк Компани" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - ответчик, Росалкогольрегулирование) о признании незаконным и отмене решения от 15.06.2021 N Ап-13/02-03.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 02.09.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель административного органа считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заявитель и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением от 05.03.2021 N 0404/280121/00197 Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу ООО "Клондайк Компани" привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
03.04.2021 заявитель обратился в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка с заявлением об отмене постановления от 05.03.2021 N 0404/280121/00197.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Клондайк Компани" Росалкогольрегулированием 15.06.2021 принято решение N АП-13/02-03, которым постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу от 05.03.2021 N 0404/280121/00197 изменено в части суммы штрафа до 150 000 руб. В остальной части постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу оставлено без изменения.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в суд. Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, соблюдения административным органом процедуры и порядка привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании анализа информации, зафиксированной в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) за период с 01.06.2020 по 30.06.2020, установлено, что ООО "Клондайк Компани" по адресу места осуществления деятельности: 614500, Пермский край, Пермский р-н, д. Хмели, ш. Космонавтов, 304А, осуществляло оборот (поставку) алкогольной продукции (сидра, пива, пивных напитков), не соответствующей требованиям государственных стандартов (с истекшим сроком годности), тем самым создав угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС ("Отчет о поставке алкогольной продукции с истекшим сроком годности от 02.07.2020"), ООО "Клондайк Компани" осуществило оборот (поставку) алкогольной продукции в адрес ООО "СЕНТЯБРЬ 2015" (ИНН 5902029455) по товарно-транспортным накладным в количестве 4,3 декалитра с истекшим сроком годности.
ООО "СЕНТЯБРБ2015" зафиксировало закупку указанной алкогольной продукции путем установления статуса ТТН - "принята".
Также согласно заявкам о фиксации в ЕГАИС информации об установленном расхождении количества поставленной продукции - актами от 18.06.2020 N КМ00003386, от 24.06.2020 N КМ00003523, от 02.06.2020 N КМ00003024, от 03.06.2020 N КМ00003053, от 04.06.2020 N КМ00003090, от 05.06.2020 N КМ00003126, от 05.06.2020 N КМ00003130, от 17.06.2020 N КМ00003366, от 23.06.2020 N КМ00003507, от 24.06.2020N КМ00003523, от 25.06.2020 N КМ00003548, от 02.06.2020 N КМ00003024 ООО "СЕНТЯБРБ2015" подтвердило прием алкогольной продукции, указанной в таблице N 1 в полном объеме.
Таким образом, ООО "Клондайк Компани" по адресу места осуществления деятельности: 614500, Пермский край, Пермский р-н, д. Хмели, ш. Космонавтов, 304А, в период с 02.06.2020 по 25.06.2020 осуществляло поставки алкогольной продукции в адрес ООО "СЕНТЯБРЬ 2015" в количестве 4,3 декалитра с истекшим сроком годности, чем создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 000 до 600 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективной стороной правонарушения является нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184 "О техническом регулировании".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" под безопасностью пищевых продуктов понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
При реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 "ТР ТС 021/2011. Технического регламента Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" срок годности пищевой продукции - период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
В соответствии с пунктом 8.4 ГОСТ 31820-2015 "Сидры. Общие технические условия" сроки годности устанавливает изготовитель в технологических инструкциях на сидры конкретных наименований.
Согласно ГОСТу 31711-2012 "Пиво. Общие технические условия", органолептические, физико-химические показатели пива, пищевую ценность, сроки годности, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливает изготовитель в технологической инструкции на пиво конкретного наименования.
В соответствии с пунктом 5.1.4 ГОСТ Р 55292-2012 "Пивные напитки. Общие технические условия" органолептические и физикохимические показатели (экстрактивность начального сусла или действительный экстракт, объемную долю этилового спирта, кислотность и/или рН, массовую долю двуокиси углерода, высоту пены, пеностойкость), пищевую ценность, сроки годности напитков, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливает изготовитель в технологической инструкции и/или рецептуре на напиток конкретного наименования.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности, которых истекли; такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно подп. 4 статьи 5 "ТР ТС 021/2011. Технического регламента Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции", пищевая продукция, не соответствующая требованиям технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС N 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу пункта 3 статьи 10 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС N 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции; прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно пункту 7 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС N 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции
В соответствии с пунктом 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС N 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, оборотом является - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В силу абз. 27 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещено производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 474 утверждено положение о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (далее - Положение). Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 474 действовало в момент начала оборота на территории Российской Федерации указанной алкогольной продукции.
Согласно пункту 2 Положения уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции представляются в Росалкогольрегулирование организациями - юридическими лицами, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", которые осуществляют поставку алкогольной продукции определенного наименования на территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения уведомление содержит, в том числе информацию о сроках годности на данный вид алкогольной продукции.
Информация об алкогольной продукции, содержащаяся в уведомлении, вносится в Федеральный реестр алкогольной продукции.
Согласно подпункту 17 пункта 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (действовавшим на момент совершения административного правонарушения), ЕГАИС содержит, в том числе информацию о дате розлива алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 10 Правил организации, использующие основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, помимо информации, указанной в пункте 7 Правил, представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в том числе в подпункте 17 пункта 6 Правил.
Пунктом 21 Правил установлено, что направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в ЕГАИС осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Сведения о дате розлива алкогольной продукции внесены в ЕГАИС производителем данной продукции. Сведения об обороте указанной продукции, внесенные в ЕГАИС, в том числе о дате розлива, при каждой последующей поставке подтверждались с применением усиленной квалифицированной электронной подписи отправителя и получателя.
Кроме того, в соответствии с пунктом 24 Правил при выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в ЕГАИС заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае, если у программно-аппаратных средств участников ЕГАИС отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в ЕГАИС заявки, указанной в абзаце первом вышеуказанного пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя заявление с уточненными данными.
Указанной возможностью Общество не воспользовалось.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ООО "Клондайк Компани" достаточных мер по обеспечению своевременных действий по недопущению реализации алкогольной продукции с истекшим сроком годности, не представлено.
Таким образом, административным органом установлен факт нарушения Обществом положений статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ, ТР ТС N 021/2011, выразившееся в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Вина заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положения статьи 2.1 Кодекса заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих Обществу исполнить обязанность по совершению всех необходимых действий, направленных на возврат денежных средств, материалы дела не содержат.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностными лицами административного органа в рамках предоставленных полномочий.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В то же время, Росалкогольрегулированием правомерно установлены основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного Обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Ответчиком установлено, что ООО "Клондайк Компани" осуществило поставки алкогольной продукции с истекшим сроком годности (сидр, пиво, пивные напитки) в количестве 4,3 декалитра.
Согласно информации, изложенной в жалобе на постановление, Общество признало факт поставки указанной продукции и приняло необходимые меры для недопущения указанного нарушения в дальнейшем.
Кроме того, ООО "Клондайк Компани" с 10.09.2017 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в категории "Микропредприятие" и ранее к административной ответственности не привлекалось.
При таких обстоятельствах постановление об административном правонарушении от 05.03.2021 N 0404/280121/00197 было правомерно изменено ответчиком путем снижения назначенного ООО "Клондайк Компани" наказания в виде административного штрафа до 150 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Общество не реализовывало алкогольную продукцию с истекшими сроками годности, а в ЕГАИС внесены ошибочные данные, отклоняются, поскольку, как указано выше, Общество не воспользовалось правом исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в ЕГАИС соответствующей заявки.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2021 по делу N А40-141232/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Ж.В.Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141232/2021
Истец: ООО "КЛОНДАЙК КОМПАНИ"
Ответчик: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Третье лицо: МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу