город Омск |
|
21 ноября 2021 г. |
Дело N А46-8998/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11761/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2021 по делу N А46-8998/2021, принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шнору Виктору Владимировичу (ОГРНИП 319554300004312, ИНН 552000579115) о взыскании 3 000 000 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич, по доверенности от 14.01.2021 N 89 сроком действия 31.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шнор Виктору Владимировичу о взыскании 3000000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2021 по делу N А46-8998/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что заявление ИП об изменении плана расходов бизнес-плана поступило в Министерство только 02.12.2020 уже после заключения договора и получения пресс-подборщика рулонного ПР-145-М. По мнению истца, ИП Главой КФХ Шнором В.В. предоставлены недостоверные сведения и нарушены условия предоставления гранта, приобретен не предусмотренный планом расходов бизнес-плана пресс-подборщик рулонный ПР-145-М.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ИП главой КФХ просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
ИП - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шнор В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие начинающим фермерам" (далее - Порядок).
Порядок определяется цель предоставления из областного бюджета грантов на начинающим фермерам, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на их поддержку, условия и порядок предоставления грантов, а также возврата остатков средств гранта, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
В целях участия в конкурсе для предоставления грантов на поддержку начинающим фермерам 22.04.2019 главой КФХ Шнор В.В. была подана соответствующая заявка.
20.06.2019 между Министерством и главой КФХ Шнор В.В. заключено Соглашение N 35-НФ о предоставлении из областного бюджета в 2019 году гранта на поддержку начинающим фермерам (далее Соглашение) в общей сумме 3000000 рублей.
Средства гранта в общей сумме 3000000 руб. зачислены 27.06.2019 на счет главы КФХ Шнор В.В. N 40601810850042060004, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области.
В соответствии с договором поставки от 09.07.2020 N 44 между ООО "База Агрокомплект" и главой КФХ Шнором В.В. за часть средств гранта приобретен пресссборщик рулонный ПР-145-М, не предусмотренный планом расходов бизнес-плана (счетфактуре от 15.07.220 N УТБАК0016857).
При этом, заявление об изменении плана расходов бизнес-плана от ИП главы КФХ Шнора В.В. поступило в Министерство только 02.12.2020 уже после заключения договора и получения пресс-подборщика рулонного ПР-145-М.
По мнению истца, ИП Главой КФХ Шнором В.В. предоставлены недостоверные сведения, на основании которых комиссией принято решение об изменении плана расходов бизнес-плана. С учетом изложенного, ИП главой КФХ Шнором В.В. нарушено условие предоставления гранта, предусмотренное подпунктом 3 пункта 17 Порядка, а именно: приобретен не предусмотренный планом расходов бизнес-плана пресс-подборщик рулонный ПР-145-М.
Поскольку главой КФХ Шнор В.В. нарушено условие представления гранта, в адрес главы КФХ Шнор В.В. было направлено уведомление от 01.03.2021 о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на поддержку начинающим фермерам.
Так как денежные средства главой КФХ Шнор В.В. не были возвращены в установленный срок, Министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с главы КФХ Шнор В.В. 3000000 рублей.
Неосуществление ответчиком выплаты в названном размере послужило основанием для обращения Минсельхозпрода Омской области в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 26.08.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Исходя из положений статьи 28, пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ), субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Вместе с тем данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий и их использования не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно при их использовании по целевому назначению.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из части 3 статьи 78 БК РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, требование Минсельхозпрода Омской области мотивировано ненадлежащим исполнением ИП главой КФХ обязательств, предусмотренных соглашением.
Правовым последствием указанного, по мнению Министерства, является возврат суммы субсидии в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в сумме 3 000 000 руб. на основании пункта 24 Порядка предоставления грантов.
Вместе с тем,, в соответствии с договором поставки от 09.07.2020 N 44 между ООО "База Агрокомплект" и главой КФХ Шнором В.В. за часть средств гранта приобретен пресс-сборщик рулонный ПР-145-М, не предусмотренный планом расходов бизнес-плана (счет-фактуре от 15.07.220 N УТБАК0016857).
Заявление об изменении плана расходов бизнес-плана от ИП главы КФХ Шнора В.В. поступило в Министерство 02.12.2020 после заключения договора и получения пресс-подборщика рулонного ПР-145-М.
В жалобе указано, что ИП Главой КФХ Шнором В.В. предоставлены недостоверные сведения, на основании которых комиссией принято решение об изменении плана расходов бизнес-плана.
Между тем, указанное заявление ИП Шнор В.В. о внесении изменений в план расходов бизнес-плана в части приобретения пресс-подборщика от 02.12.2020 рассмотрено Министерством и заключено Дополнительное соглашение N 2 между Министерством и КФХ Шнор В.В., которым пункт 3.3. Соглашения изложен в новой редакции (с учетом заявления Шнор В.В.).
Таким образом, денежные средства, полученные в качестве гранта, в полном объёме использованы ИП главой КФХ. по целевому назначению, факта нецелевого использования субсидии на основании материалов дела не установлено и Министерством не выявлено.
В рассматриваемом случае действия, совершённые ИП главой КФХ в рамках исполнения соглашения, заключённого с Министерством, отвечают целям государственной программы субсидирования развития крестьянского (фермерского) хозяйства и не могут расцениваться в качестве ненадлежащего исполнения предпринимателем принятых на себя обязательств по использованию гранта.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, приобретение пресс-сборщика само по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о нецелевом расходовании средств предоставленной субсидии или о необходимости возложения на ответчика обязательства возвратить средства гранта в бюджет, поскольку целью предоставления таких средств (как об этом прямо указано и в Порядке предоставления грантов, и в самом соглашении) является приобретение сельскохозяйственного оборудования, необходимого для увеличения объёмов производства сельскохозяйственной продукции, и соответствующие требования выполнены главой КФХ надлежащим образом, что подтверждено самим Министерством путем согласования изменения плана расходов бизнес-плана главой КФХ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Министерство при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2021 по делу N А46-8998/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8998/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ШНОР ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ