г. Вологда |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А13-4569/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Дурягиной Г.Ф. по доверенности от 08.10.2021 N 52,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кирилловский пищекомбинат" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 июля 2021 года по делу N А13-4569/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кирилловский пищекомбинат" (ОГРН 1133533000292, ИНН 3511006199; адрес: 161100, Вологодская область, Кирилловский район, город Кириллов, улица Гостинодворская, дом 2; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; адрес: 160000, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; далее - Управление) о признании недействительным уведомления от 12.01.2021 N КУВД-001/2020-17021824/4 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на нежилое здание и обязании устранить нарушенные права Общества.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Кирилловского муниципального района (ОГРН 1033500790223, ИНН 3511001063; адрес: 161100, Вологодская область, Кирилловский район, город Кириллов, улица Преображенского, дом 4),
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 20 июля 2021 года по делу N А13-4569/2021 в удовлетворении требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что государственный регистратор вышел за переделы осуществления государственной экспертизы документов и неправомерно дал оценку действиям органа местного самоуправления.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество, администрация Кирилловского муниципального района надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) содержатся следующие сведения в отношении здания, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 375,1 кв. м, инв.N 3489, лит. А,а, расположенного по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, Г.Кириллов, ул.Гостинодворская, д.2, кадастровый номер 35:05:0504016:70:
На основании Решения комитета самоуправления Кирилловского района Вологодской области N 53 от 25.07.2002 02.09.2010 зарегистрировано право собственности Кирилловского муниципального района.
На основании Охранно-арендного договора на пользование недвижимым памятником истории и культуры от 03.04.2015 N 18 28.05.2015 осуществлена государственная регистрация ограничения (обременения) права в виде аренды в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Кирилловский пищекомбинат" сроком с 28.05.2015 по 31.12.2019;
На основании Охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденного приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 12.12.2019 N 103-0/01-11 20.12.2019 внесены сведения о том, что здание является объектом культурного наследия, в отношении него необходимо обеспечить режим содержания и использования в соответствии с требованиями пунктов 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
На основании Охранно-арендного договора на использование недвижимым памятником истории и культуры от 30.12.2020 N 39; Дополнительного соглашения от 27.01.2021 23.03.2021 осуществлена государственная регистрация ограничения (обременения) права в виде аренды в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Кирилловский пищекомбинат" сроком с 01.01.2021 по 31.12.2025.
В Управление от уполномоченного представителя администрации Кирилловского муниципального района 28.09.2020 поступили заявления о государственной регистрации перехода права собственности на здание с кадастровым номером 35:05:0504016:70. В качестве документа основания заявителем был представлен договор купли-продажи арендованного недвижимого имущества N 2 от 25.09.2020, заключенный с Обществом как с лицом, имеющим преимущественное право на приобретение здания по рыночной стоимости.
По итогам правовой экспертизы представленных документов 09.10.2020 государственным регистратором прав принято решение о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий на срок до трех месяцев, заявителю предложено представить дополнительные документы.
От уполномоченного представителя администрации Кирилловского муниципального района 11.11.2020 поступили дополнительные документы: справки, решения о приватизации имущества, пояснения о заключении договора купли-продажи без проведения процедуры торгов, охранно-арендные договоры.
Государственным регистратором прав 12.11.2020 принято решение об отказе в снятии ранее вынесенного решения о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на здание.
От уполномоченного представителя администрации Кирилловского муниципального района 26.12.2020 поступили дополнительные документы: пояснения о заключении договора купли-продажи без проведения процедуры торгов.
Государственным регистратором прав 28.12.2020 принято решение об отказе в снятии ранее вынесенного решения о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на здание.
Государственным регистратором прав в связи с истечением срока приостановления и не устранением заявителем выявленных причин 12.01.2021 принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав, оформленное уведомлением от 12.01.2021 N КУВД-001/2020-17021824/4.
Общество не согласилось с уведомлением от 12.01.2021 N КУВД-001/2020-17021824/4 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на нежилое здание и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о регистрации. Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если представленные на государственную регистрацию прав документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9, абзацем 3 пункта 1 статьи 13 и абзацем 11 пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации Управление обязано осуществлять правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов, наличия соответствующих прав у лица.
Согласно пунктам 5, 7, 13 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации.
Основанием для отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий послужило то обстоятельство, что договор купли-продажи здания с кадастровым номером 35:05:0504016:70 заключен сторонами без соблюдения процедуры приватизации объекта культурного наследия.
В силу статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Порядок и условия приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства определены Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом в части 3 статьи 1 Закона N 159-ФЗ определено, что отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные Законом N 159-ФЗ, регулируются Законом N 178-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 178-ФЗ на конкурсе может продаваться объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Особенности продажи объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, на конкурсе, в том числе сроки выполнения его условий, устанавливаются в соответствии со статьей 29 Закона N 178-ФЗ.
Кроме того, в силу части 15 статьи 20 Закона N 178-ФЗ договор купли-продажи государственного или муниципального имущества должен содержать условия конкурса, формы и сроки их выполнения; порядок подтверждения победителем конкурса выполнения условий конкурса; порядок осуществления контроля за выполнением победителем конкурса условий конкурса; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору купли-продажи в виде неустойки за невыполнение победителем конкурса условий, а также ненадлежащее их выполнение, в том числе нарушение промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объема их выполнения, в размере цены государственного или муниципального имущества; другие условия, предусмотренные статьей 29 Закона N 178-ФЗ в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия; иные определяемые по соглашению сторон условия.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона N 178-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к указанным объектам.
В силу статьи 32.1 Закона N 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе осуществляется в электронной форме.
Здание с кадастровым номером 35:05:0504016:70 является объектом культурного наследия в соответствии с Решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов "О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры" от 19.11.1987 N 586.
Согласно правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2018 по делу 301-КГ 18-753, и приведенной в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, установленные статьями 20 и 29 Закона N 178-ФЗ являются специальными по отношению к норме статьи 3 Закона N 159-ФЗ и подлежат применению при приватизации объектов культурного наследия.
Как верно указал суд первой инстанции, Закон N 178-ФЗ предполагает приватизацию спорного здания с кадастровым номером 35:05:0504016:70 на торгах, проводимых в форме конкурса.
Требования к содержанию договора купли-продажи объекта культурного наследия установлены статьями 20, 29 Закона N 178-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решение об отказе в осуществлении регистрационных действиях является законным, поскольку представленный на государственную регистрацию перехода права собственности договор купли-продажи арендованного недвижимого имущества N 2 от 25.09.2020 не отвечает требованиям специальных норм Закона N 178-ФЗ о приватизации объекта культурного наследия.
Доводы жалобы об отсутствии у Управления полномочий по оценке законности сделки судом апелляционной инстанции отклоняются.
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - государственная услуга), в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, регламентированы положениями Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. N 278 (далее - Административный регламент).
Согласно подпунктам 1, 5 пункта 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки органом регистрации прав устанавливаются наличие всех необходимых документов и соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства.
Вопреки доводам жалобы в деле отсутствуют достоверные доказательств того, что спорное здание могло или должно было бы приватизироваться в 1990 годах в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.
В договоре купли-продажи арендуемого недвижимого имущества от 25.09.2020, заключенном между Администрацией Кирилловского муниципального района - продавец и ООО "Кирилловский пищекомбинат" - покупатель имеется ссылка на решение Представительного Собрания Кирилловского муниципального района Кирилловского муниципального района, которым решено приватизировать нежилое здание в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".
Не было представлено также заявителем и доказательств того, что спорное здание должно было приватизироваться путем внесения указанного объекта в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Иное толкование подателем жалобы фактических обстоятельств и положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 июля 2021 года по делу N А13-4569/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кирилловский пищекомбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4569/2021
Истец: ООО "Кирилловский пищекомбинат"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Третье лицо: Администрация Кирилловского муниципального района