город Воронеж |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А64-5239/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В., Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области: Чубаровой Ю.Ю., представителя по доверенности N 22 от 01.10.2021 сроком до 01.10.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования.
от муниципального унитарного предприятия "Тамбовинвестсервис": представитель не явился, извещено надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.09.2021 по делу N А64-5239/2021 по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) к Муниципальному унитарному предприятию "Тамбовинвестсервис" (ОГРН 1056882315445 ИНН 6829013588) о взыскании штрафных санкций в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Тамбовинвестсервис" (далее - МУП "Тамбовинвестсервис", страхователь, ответчик) о взыскании штрафных санкций в размере 10 000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь - декабрь 2019 года, январь - июль 2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, предусмотренных п. 2 - 2.2. ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что представленные 04.09.2020 в Управление Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за период с января 2019 по июль 2020 года и сведения о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы "дополняющая" за 2019 год содержат сведения об 1 застрахованном лице, в отношении которого сведения за данный отчетный период ранее не были представлены. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя жалобы, на основании абз. 4 п. 40 Инструкции от 22.04.2020 N 211н, являются основанием для применения к такому страхователю финансовых санкций за непредставление индивидуальных сведений в отношении указанных в дополняющей форме лиц в установленный срок.
Судебное заседание 16.11.2021 проводилось посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области в порядке ст. 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителя МУП "Тамбовинвестсервис", надлежащим образом извещенного о месте и времени проведения судебного заседания.
В ходе судебного заседания 16.11.2021 представитель государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области заявил о процессуальном правопреемстве по делу N А64-5239/2021 и просил произвести замену государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в связи с его реорганизацией в форме присоединения к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области.
Рассмотрев поступившее заявление, проверив доводы заявителя на основании выписки из ЕГРЮЛ, суд апелляционной инстанции произвел процессуальную замену государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) на его правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (ОГРН 1026801161298, ИНН 6832000797), о чем вынесено определение.
В силу части 3 статьи 48 АПК РФ для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
В судебном заседании представитель государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Отделение Пенсионного фонда) поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя заявителя апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.09.2018 МУП "Тамбовинвестсервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Елесина Т.В.
МУП "Тамбовинвестсервис", являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, представило в Управление Пенсионного фонда сведения в отношении застрахованных лиц по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за январь - декабрь 2019 года, январь - июль 2020 года, а также сведения о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы "исходная" за 2019 год. Соответствующая отчетность представлялась в установленные сроки.
04.09.2020 года конкурсным управляющим предприятия подана дополняющая форма отчета СЗВ-М за период с января 2019 г. по июль 2020 г., а также дополняющая форма отчета СЗВ-СТАЖ за 2019 год с указанием сведений о застрахованном лице Верченовой Т.Б.
Основанием для представления дополняющих форм отчетности послужили следующие обстоятельства.
Так, из материалов дела и пояснений сторон следует, что Верченова Т.Е. на основании приказа N 38л/с от 12.12.2018 была уволена с занимаемой должности в МУП "Тамбовинвестсервис" на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ.
Не согласившись с данным увольнением, Верченова Т.Б. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06.02.2019 в удовлетворении требований Верченовой Т.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 13.07.2020 решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06.02.2019 отменено, требования Верченовой Т.Б. удовлетворены.
На основании состоявшегося судебного акта Октябрьским районным судом г. Тамбова 27.07.2020 был выдан исполнительный лист, службой судебных приставов-исполнителей 06.08.2020 возбуждено исполнительное производство.
25.08.2020 конкурсным управляющим МУП "Тамбовинвестсервис" издан приказ N 51Л/С о восстановлении на работе Верченовой Т.Б.
После чего, 04.09.2020 конкурсным управляющим подана дополняющая форма отчета СЗВ-М за весь период вынужденного прогула Верченовой Т.Б., т.е. с января 2019 по июль 2020 г. и дополняющая форма отчета СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
На основании представленных ответчиком 04.09.2020 сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за январь - декабрь 2019 года, январь - июль 2020 года и сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы "дополняющая") за 2019 год Управлением Пенсионного фонда были проведены проверка достоверности, правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, по результатам которой составлены акты от 15.10.2020 N 079S18200004700 - N 079S18200004719 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Начальником УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области были вынесены решения от 24.11.2020 N 079S19200004877 - N 079S19200004896 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в общей сумме 10 000 руб.
На основании указанных решений Управление Пенсионного фонда направило в адрес МУП "Тамбовинвестсервис" требования от 21.12.2020 N 079S01200004424 - N 079S01200004443, которыми ответчику предложено уплатить финансовые санкции в добровольном порядке в срок 18.01.2021.
Поскольку направленные ответчику требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке не были исполнены, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании штрафа в размере 10 000 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.05.2021 N А64-3669/2021 в принятии заявления Управления о выдаче судебного приказа отказано на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в суд с настоящим заявлением. Заявление подано 28.06.2021, то есть в пределах 6-месячного срока с момента истечения срока для уплаты финансовых санкций, указанного в требованиях (18.01.2021).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности за правонарушение, предусмотренное абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
На основании пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В период представления заявителем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь - декабрь 2019 года, январь - июль 2020 года и сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н, в редакции действовавшей с 01.10.2018), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно абзацу 3 п. 39 Инструкции 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Начиная с 27.07.2020 вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н.
Согласно абз. 2 п. 40 Инструкции N 211н страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Тогда как в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В Определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях.
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, исходные формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь - декабрь 2019 года, январь - июль 2020 года и сведений о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год были представлены ответчиком в Управление Пенсионного фонда в установленный законом срок.
Отсутствие сведений о застрахованном лице Верченовой Т.Е. в указанной отчетности было обусловлено ее увольнением 12.12.2018. В связи с восстановлением Верченовой Т.Е. на работе в МУП "Тамбовинвестсервис" на основании апелляционного определения Тамбовского областного суда от 13.07.2020, предприятие воспользовалось правом на дополнение и уточнение сведений о застрахованных лицах, самостоятельно представив 04.09.2020 сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь - декабрь 2019 года, январь - июль 2020 года и сведения о стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год, т.е. за период вынужденного прогула застрахованного лица.
Таким образом, уточнение таких сведений было связано с объективными причинами (восстановление по судебному решению на работе застрахованного лица), что так же свидетельствует об отсутствии в действиях страхователя состава правонарушения.
В данном случае у предприятия отсутствовала реальная возможность представить в орган пенсионного фонда сведения о данном работнике Верченовой Т.Е. за период, в который данный работник считался уволенным до момента признания незаконным приказа об увольнении в судебном порядке.
С учетом изложенного Управление Пенсионного фонда неправомерно привлекло МУП "Тамбовинвестсервис" к ответственности за представление сведений о застрахованном лице и его страховом стаже, скорректированных в соответствии с требованиями законодательства. Привлечении предприятия при рассматриваемых обстоятельствах к ответственности по ч.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ не соответствует положениям Федерального закона N 27-ФЗ и вышеуказанных Инструкций, которые допускают для страхователя возможность дополнять и уточнять ранее представленные им сведения о застрахованных лицах.
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за январь - декабрь 2019 года, январь - июль 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.09.2021 по делу N А64-5239/2021 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.09.2021 по делу N А64-5239/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5239/2021
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области
Ответчик: Елесина Т.В., МУП "Тамбовинвестсервис"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд