г. Хабаровск |
|
22 ноября 2021 г. |
А73-5831/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания Дальвагоноремонт" Аверичевой А.С. по доверенности от 14 января 2021
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная Компания Дальвагоноремонт"
на решение от 1 сентября 2021 года
по делу N А73-5831/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Грузовая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Производственная Компания Дальвагоноремонт"
о взыскании 867 865, 77 рублей
установил: общество с ограниченной ответственностью "Грузовая компания" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Производственная Компания Дальвагоноремонт" о взыскании убытков в размере 867 865, 77 рублей, возникших в результате выполнения деповского ремонта вагонов ненадлежащего качества.
Решением суда от 1 сентября 2021 года исковое требование удовлетворено.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и отказать в иске. Из представленных истцом в материалы дела актов-рекламаций формы "ВУ-41-М" усматривается, что виновным в отцепке вагонов N N 56782543, 68019223, 56786775 признано ВЧДР "Бурея" (клеймо вагоноремонтного предприятия N 0658), виновным в отцепке вагонов NN 53591061, 53590956, 56786452, 53040960, 53445458, 56775562, 56786320, 56891732, 56786502, 56976079, 53591210, 56780265, 53742599, 56977341, 56974389 признано ВЧДР "Павелец" (клеймо вагоноремонтного предприятия N 0416). В актах-рекламациях "ВУ-41-М" указано не наименование юридических лиц, а наименование вагоноремонтного депо как имущественного комплекса - подразделения некоего юридического лица (субъекта права). Данные вагоноремонтные предприятия ВЧДР "Бурея" и ВЧДР "Павелец" не имеют никакого отношения к ответчику, который, соответственно, является надлежащим ответчиком по иску о возмещении убытков в результате некачественного ремонта, выполненного иным лицом. Истец не доказал, что в силу договора или закона он относится к числу лиц, имеющих право требовать гарантийного возмещения от "чужого" подрядчика, контрагентом которого истец не является. Суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что истец не является владельцем спорных вагонов, а выступает их арендатором, принявшим вагоны во временное пользование уже после их деповского ремонта, заказчиком которого он не являлся; утверждение истца о том, что отцепка (браковка) спорных вагонов имела место в период установленного договором подряда гарантийного срока, не подтверждается материалами дела; суду не представлен договор подряда, нарушением которого ответчиком истец обосновывает свои требования; материалами дела не подтверждается, что владелец вагона (заказчик по неизвестному договору подряда, арендодатель) возложил на истца (арендатора) договорную обязанность оплачивать ремонт арендованных вагонов и передал ему право требовать гарантийного возмещения от "чужого" подрядчика (копия договора аренды в материалах дела отсутствует, его условия судом не устанавливались). Истцом не представлено доказательств подтверждающих, что убытки возникли в результате некачественного ремонта вагонов, а не в результате установки на них бракованных (предоставленных истцом и сломавшихся) деталей, за качество которых отвечает не подрядчик, а их производитель/ продавец.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец не явился, извещен.
В отзыве истец заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия усмотрела основания для отмены судебного акта по следующим мотивам.
Исковое требование истца основано на следующей совокупности обстоятельств.
В 2020 году в течение гарантийного срока в процессе эксплуатации в рамках осмотров были отцеплены и забракованы в текущий ремонт и признаны технически неисправными следующие 19 вагонов эксплуатационного парка истца: вагоны N 53591061, N 53590956, N 56786452, N 53040960, N 53445458, N 56775562, N 56786320, N 56891732, N 56786502, N 56786320, N 56976079, N 53591210, N 56780265, N 53742599, N 56977341, N 56974389, N 56782543, N 68019223, N 567867775.
Ремонт вагонов N 53591061, N 53590956, N 56786452, N 53040960, N 53445458, N 56775562, N 56786320, N 56891732, N 56786502, N 56786320, N 56976079, N 53591210, N 56780265, N 53742599, N 56977341, N 56974389 произведен вагонным ремонтным депо "Павелец".
Ремонт вагонов N 56782543, N 68019223, N 567867775 произведен вагонным ремонтным депо "Бурея".
Гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонтам грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, в соответствии с Руководством по деповскому ремонту РД 587-2010 и Руководством по проведению капитального ремонта грузовых вагонов колеи 1520 мм. Гарантия качества вагона распространяется на все составляющие его части, в случае выявления в них дефекта технологического характера.
При комиссионном осмотре вышеуказанных вагонов выявлены неисправности, в результате которых работниками открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") произведена отцепка вагонов, составлены первичные акты, в которых указан виновник возникновения неисправности, вид неисправности.
Как следует из актов формы ВУ-41-М лицом, виновным в появлении дефектов вагонов, признано ВРД "Павелец", ВРД "Бурея" ООО "ПК Дальвагонремонт".
29 июля 2014 года между истцом (принципал) и обществом с ограниченной ответственностью "РегионТрансСервис" (далее - ООО "РегионТрансСервис") (агент) заключен агентский договор N РТС-А/7-1, по условиям которого агент совершает необходимые юридические действия от имени принципала, направленные на выполнение/организацию выполнения работ по устранению неисправностей железнодорожных вагонов, принадлежащих принципалу.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора агент обязался заключать в целях исполнения поручения соответствующие договоры с третьими лицами от своего имени, но в интересах и за счет принципала.
После осуществления текущего отцепочного ремонта вагонов агенту направлены документы, на основании которых им произведена оплата за ремонт вагонов.
В свою очередь агент направил принципалу отчеты агента, акты сдачи-приемки оказанных услуг и другие документы на возмещение понесенных расходов, связанных с устранением неисправностей вагонов на общую сумму 867 865, 77 рублей.
Претензионные требования о возмещении ущерба направлены истцом ответчику, как лицу, выполнившему некачественный ремонт вышеуказанных вагонов.
Претензионные требования истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
Удовлетворяя исковое требование истца, суд первой инстанции признал ответчика лицом, выполнившим некачественный ремонт вышеуказанных вагонов, и, соответственно, лицом обязанным отвечать по иску.
Данный вывод суда признан судом апелляционной инстанции ошибочным по следующим мотивам.
Согласно представленным суду истцом актам-рекламациям от 15 октября 2020 года N 1242, от 4 мая 2020 года N 19/05/20, от 2 июня 2020 года N 1582 лицом, виновным в отцепке вагонов NN 56782543, 68019223, 56786775 признано ВЧДР "Бурея" (клеймо вагоноремонтного предприятия N 0658).
Согласно актам актам-рекламациям от 14 сентября 2020 года N 3717, от 5 июня 2020 года N 6, от 21 августа 2020 года N 189/Т, от 25 июля 2020 года N 294, от 25 июня 2020 года N 188, от 7 сентября 2020 года N 224С, от 3 июня 2020 года N 190, от 8 октября 2020 года N 17/10, от 16 августа 2020 года N 149/07, от 23 июля 2020 года N 80, от 18 ноября 2020 года N 3310, от 30 мая 2020 года N 169, от 14 августа 2020 года N 2261, от 21 мая 2020 года N 131, от 8 мая 2020 года N 15, от 23 сентября 2020 года N 84 виновным в отцепке вагонов NN 53591061, 53590956, 56786452, 53040960, 53445458, 56775562, 56786320, 56891732, 56786502, 56976079, 53591210, 56780265, 53742599, 56977341, 56974389 признано ВЧДР "Павелец" (клеймо вагоноремонтного предприятия N 0416).
Указанные ВЧДР не являются юридическими лицами, а являются вагоноремонтным депо - имущественным комплексом.
В соответствии с Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 21-22 октября 2014 года N 61, принятый к руководству приказом Минтранса России от 19 ноября 2014 года N 319), условный номер присваивается предприятию в целях его идентификации и учета при осуществлении им функций по изготовлению, модернизации или ремонту продукции. Для реализации указанного требования присвоенный условный номер вносится в соответствующие информационные базы, а также при необходимости в национальные базы данных.
Условный номер предназначен для клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей в соответствии с технической документацией на их изготовление, модернизацию или ремонт.
Нанесение конкретного условного номера производится только предприятием, которому данный условный номер присвоен. Нанесение условного номера другими предприятиями запрещено.
Присвоенный условный номер является идентификационным кодом предприятия и даже в случае его ликвидации не может быть передан другому предприятию.
Согласно представленным суду первой инстанции свидетельствам от 22 февраля 2019 года N 89/19 и N 838/18 Федерального агентства железнодорожного транспорта и выпискам с общедоступного сайта федерального бюджетного учреждения "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" номер N 0658 является идентификационным кодом вагонного ремонтного депо "Бурея", N 0416 является идентификационным кодом вагонного ремонтного депо "Павелец", которые являются обособленными подразделениями общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная вагоноремонтная компания" (ОГРН 1087746624646; ИНН 7702673970).
Настоящий иск предъявлен истцом к обществу с ограниченной ответственностью "Производственная Компания Дальвагоноремонт" - ОГРН 1167746863778; ИНН 7704371702, то есть к другому юридическому лицу, которое согласно представленным суду актам не выполняло отцепочный ремонт вышеуказанных вагонов, и, соответственно, не может нести ответственность перед истцом по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что ответчик не является лицом, обязанным отвечать по иску, обжалуемое решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установленный факт предъявления иска к ненадлежащему ответчику является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Учитывая результат рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, расходы ответчика на государственную пошлину по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 1 сентября 2021 года по делу N А73-5831/2021 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограничкенной ответственностью "Грузовая компания" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Производственная Компания Дальвагоноремонт" расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5831/2021
Истец: ООО "Грузовая компания"
Ответчик: ООО "Производственная Компания Дальвагоноремонт"