город Омск |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А70-6917/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11394/2021) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2021 по делу N А70-6917/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Союзгазтехнология" (ОГРН 1087232046802, ИНН 7203226736, адрес: 625051, Тюменская область, город Тюмень, улица Василия Гольцова, дом 10/21) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 09.03.2021 N 31,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Союзгазтехнология" - до перерыва Черкасова Евгения Анатольевна по доверенности от 01.01.2021 N 1 сроком действия 31.12.2021, до и после перерыва Козлова Татьяна Юрьевна по доверенности от 04.03.2021 N 177 сроком действия 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Союзгазтехнология" (далее - ООО НПП "СГТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление, контролирующий орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 09.03.2021 N 31.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2021 по делу N А70-6917/2021 заявленные требования удовлетворены частично; признаны недействительными пункты 2, 3, 4 предписания Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 09.03.2021 N 31.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель в части пункта 2 оспариваемого предписания, ссылаясь на сведения ООО НПП "СГТ" об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (отчет 2-ТП отходы) за 2020 год, указывает, что у общества образовались либо поступили из других хозяйствующих субъектов отходы отработанных смазочных материалов, отработанных масел и отработанных специальных жидкостей; при этом договор на транспортирование отходов с последующей передачей в специализированную организацию для утилизации, акты сдачи-приемки отработанных масел в рамках проверки не представлены; оборудование для переработки отходов отработанных смазочных материалов, масел и специальных жидкостей на инсинераторах отсутствует, обезвреживание отработанных масел на инсинераторах серии "HURIKAN" и "VOLKAN" недопустимо.
В апелляционной жалобе апеллянт настаивает на законности пункта 3 предписания, отмечая, что согласно сведениям ООО НПП "СГТ" об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (отчет 2-ТП отходы) за 2020 год обществом обезврежено 1,8 тонны отходов антифризов на основе этиленгликоля, код по ФККО 9 21 210 01 31 3, при этом данные отходы не предусмотрены к термическому обезвреживанию в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59.
Указывая на правомерность пункта 4 оспариваемого предписания, Управление обращает внимание, что ООО НПП "СГТ" в отсутствие правовых оснований осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Ямало-Ненецкого автономного округу
В письменном отзыве ООО НПП "СГТ" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании, открытом 11.11.2021, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 18.11.2021.
От ООО НПП "СГТ" поступили пояснения с приложением доказательств.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя общества.
В заседании апелляционного суда представитель ООО НПП "СГТ" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, пояснения общества, заслушав представителя ООО НПП "СГТ", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО НПП "СГТ" проведена внеплановая документарная и выездная проверка (выезд с целью обследования территории производственной площадки накопления, обработки и обезвреживания отходов ООО НПП "СНГ", расположенной на Южно-Тамбейском ГКМ Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа (код объекта 71-0189-001040-П)) по исполнению ранее выданного предписания oт 09.10.2019 N 32, по результатам которой составлен акт проверки государственного контроля (надзора) юридического лица соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 09.03.2021 N 44.
По результатам проверки установлено, что не все пункты указанного предписания от 09.10.2019 N 32 исполнены, в связи с этим обществу выдано новое предписание от 09.03.2021 N 31.
В соответствии с предписанием от 09.03.2021 N 31 на общество возложена обязанность в срок до 11.09.2021:
- исключить осуществление лицензируемых видов деятельности в области обращения с отходами I-IV классов опасности по адресу: сортировочная площадка ООО "НПП "СГТ", кадастровый номер - 89:03:010301:654 (код объекта 71-0189-001040-П), п. Сабетта, Ямалский район, Южно-Тамбейское НГКМ, ЯНАО, не указанному в лицензии N (72)-8776-СТОУБ/П от 15.07.2020 (пункт 1 предписания);
- исключить осуществление деятельности по обезвреживанию отработанных смазочных материалов, отработанных масел и отработанных специальных жидкостей в соответствии с требованиями "ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (пункт 2 предписания);
- исключить осуществление деятельности по обезвреживанию отходов III-V классов опасности на установке - инсинератор серии "HURIKAN 150", не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, выражающееся в необорудовании производственной площадки накопления, обработки и обезвреживания отходов ООО "НПП СГТ", расположенной на Южно-Тамбейском ГКМ, Ямальского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также исключить осуществление деятельности по обезвреживанию отходов III-V классов опасности на установке - инсинератор серии "HURIKAN 150", обезвреживание которых не предусмотрено проектной документацией "Проект технической документации установок высокотемпературного обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов" "инсинераторы серии "VOLKAN" и "HURIKAN" производства ООО "Эко-Спектрум" от 19.12.2016 N 24, утвержденной приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 26.12.2016 N0104/1192, на которую получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (пункт 3 предписания);
- исключить осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, не являясь региональным оператором или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (пункт 4 предписания).
Общество, полагая нарушенными свои права и законные интересы, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Требования общества удовлетворены судом первой инстанции частично (пункты 2, 3, 4 предписания от 09.03.2021 N 31 признаны недействительными), с чем не согласилось Управление, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой Управлением части.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в обжалуемой части в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Согласно пункту 2 предписания общество обязано исключить осуществление деятельности по обезвреживанию отработанных смазочных материалов, отработанных масел и отработанных специальных жидкостей, в соответствии с требованиями "ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (пункт 2 предписания).
Правовым обоснованием пункта 2 предписания являются специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися в соответствии с основными понятиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к отходам производства и потребления, которые установлены вступившим в силу с 01.03.2014 ТР ТС 030/2012 "Технический регламент Таможенную союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (далее - Технический регламент).
Пунктом 3.8.3 Технического регламента установлены запреты при обращении с отработанными смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей (далее - отработанная продукция).
В число запретов входят сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования; вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением; смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды; смешение с продукцией, содержащей галогепорганические соединения; применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.
С учетом требований пункта 3.3 Технического регламента идентификация отработанной продукции проводится по признакам, в том числе предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов и использования в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.
Согласно пункту 3.8.1 Технического регламента отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации). Хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно приложению 2 к Техническому регламенту.
Из акта проверки Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 09.03.2021 N 44 следует, что актом от 09.10.2019 N 129 установлено исходя из перечня отходов, указанных в приложении к лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности от 30.01.2017 N (89)-2833-СТОУБ, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами, обществом может осуществляться, в том числе, обезвреживание различных видов отходов масел III-IV классов опасности:
- смазочно-охлаждающие масла, отработанные при металлообработке (код отхода по ФККО 36121101313, III класс опасности);
- эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15 % (код отхода по ФККО 36122202314, IV класс опасности);
- эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве 15 % и более (код отхода по ФККО 36122201313, III класс опасности);
- отходы растворителей на основе трихлорэтилена, загрязненные минеральными маслами (код отхода по ФККО 41411111103, III класс опасности);
- отходы прочих синтетических масел (код отхода по ФККО 41350001313, III класс опасности);
- отходы синтетических масел компрессорных (код отхода по ФККО 41340001313, III класс опасности);
- отходы синтетических и полусинтетических масел электроизоляционных (код отхода по ФККО 41330001313, III класс опасности);
- отходы синтетических и полусинтетических масел индустриальных (код отхода по ФККО 41320001313, III класс опасности);
- отходы синтетических и полусинтетических масел моторных (код отхода по ФККО 40632001313, III класс опасности);
- смесь масел минеральных отработанных (трансмиссионных, осевых, обкаточных, цилиндровых) от термической обработки металлов (код отхода по ФККО 41310001313, III класс опасности);
- отходы прочих минеральных масел (код отхода по ФККО 40619001313, III класс опасности);
- отходы минеральных масел технологических (код отхода по ФККО 40618001313, III класс опасности);
- отходы минеральных масел турбинных (код отхода по ФККО 40617001313, III класс опасности);
- отходы минеральных масел компрессорных (код отхода по ФККО 40616601313, III класс опасности);
- отходы минеральных масел трансмиссионных (код отхода по ФККО 40615001313, III класс опасности);
- отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены (код отхода по ФККО 40614001313, III класс опасности);
- отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены (код отхода по ФККО 40612001313, III класс опасности);
- отходы минеральных масел моторных (код отхода по ФККО 40611001313, III класс опасности);
- отходы минеральных масел индустриальных (код отхода по ФККО 40613001313, III класс опасности).
Согласно сведениям ООО НПП "СГТ" об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (отчет 2-ТП отходы) за 2020 год у общества образовались либо поступили из других хозяйствующих субъектов следующие отходы отработанных смазочных материалов, отработанных масел и отработанных специальных жидкостей:
- отходы минеральных масел моторных, код по ФККО 406 11001313;
- отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены, код по ФККО 4 06 120 01 31 3;
- отходы минеральных масел трансмиссионных, код по ФККО 40615001313;
- отходы синтетических и полусинтетических масел моторных, код по ФККО 41310001313.
Как указало Управление, в соответствии с отчетом 2-ТП отходы обезвреживание и утилизация отработанных масел обществом не производится, соответственно, возникает обязанность по сдаче вышеуказанных отходов на утилизацию в организации, имеющие лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Ввиду непредставления обществом документов, подтверждающих сдачу указанных выше отходов лицензирующей организации, Управление пришло к выводу о нарушении части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), части 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ, пунктов 3.3, 3.8.1, 3.8.3 Технического регламента.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно учтено, что в отчетности 2 ТП-отходы за 2020 год указано, что отработанные масла были переданы на утилизацию другому хозяйствующему субъекту.
Из материалов дела усматривается, что между ООО НПП "СГТ" и ООО "АРООО" заключен договор на транспортирование отходов с последующей передачей в специализированную организацию для утилизации, что подтверждается актами выполненных работ. При этом указанные документы ООО НПП "СГТ" представлены Управлению в 2020 году, а также приложены к заявлению при обращении общества в суд.
Кроме того, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции общество представило пояснения, в которых указало, что после проведения в 2019 году проверки отработанные масла и специальные жидкости были сданы третьим лицам (хозяйствующим субъектам) для последующей их утилизации; ООО НПП "СГТ" пакетирует отработанные масла и специальные жидкости и транспортирует их от сортировочной площадки ЮТГМ до морского порта Сабетта; далее данные отходы погружаются на судно (перевозчик Инфотек Балтика); после прибытия судна в Архангельский морской торговый порт вышеперечисленные отходы передаются третьим лицам.
В подтверждение обстоятельств транспортирования отработанных масел и специальных жидкостей от сортировочной площадки до момента передачи третьему лицу в материалы дела представлены следующие документы: договор, заключенный между ООО НПП "СГТ" и АО "Инфотек Балтика", счет от 19.04.2021 N 511, платежное поручение от 21.04.2021 N 1810, коносамент от 03.03.2020 N 01/03, договор, заключенный между ООО НПП "СГТ" и ООО "АРООО", акт приема-передачи от 13.03.2020 N 00062, счет от 13.03.2020 N 88, платежное поручение от 14.05.2020 N 1296, коносамент от 05.05.2021 N 02/21/САБ/04, акт приема-передачи от 11.05.2021 N 00157, счет от 11.05.2021 N 348, гарантийное письмо ООО НПП "СГТ" от 17.05.2021 N 457, платежное поручение от 12.11.2021 N 5675, служебная записка Черкасовой Е.А., объяснительная записка Качановой Е.Н.
Доводы, приведенные обществом, сведения, изложенные в представленных в материалы дела доказательствах, Управлением не оспорены (статьи 9, 65 АПК РФ).
Контролирующим органом в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие осуществление заявителем в ходе проверки деятельности по обезвреживанию отработанных смазочных материалов, масел и специальных жидкостей.
При вышеизложенных обстоятельствах апелляционный суд не может согласиться с выводами контролирующего органа о допущенных обществом нарушениях требований части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ, части 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ, пунктов 3.3, 3.8.1, 3.8.3 Технического регламента.
Таким образом, пункт 2 предписания правомерно признан судом первой инстанции незаконным и отменен.
В соответствии в пунктом 3 предписания обществу надлежит исключить осуществление деятельности по обезвреживанию отходов III-V классов опасности на установке - инсинератор серии "HURIKAN 150", не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, выражающееся в необорудовании производственной площадки накопления, обработки и обезвреживания отходов ООО НПП СГТ", расположенной на Южно-Тамбейском ГКМ, Ямальского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также исключить осуществление деятельности по обезвреживанию отходов III-V классов опасности на установке - инсинератор серии "HURIKAN 150", обезвреживание которых не предусмотрено проектной документацией "Проект технической документации установок высокотемпературного обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов" "инсинераторы серии "VOLKAN" и "HURIKAN" производства ООО "Эко-Спектрум" от 19.12.2016 N 24, утвержденной приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 26.12.2016 N 0104/1192, на которую получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен постановлением Правительства Российской Федерации N 2290 от 26.12.2020 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
В соответствии с требованиями пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением N 2290, для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами является наличие у лицензиата оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, у ООО НПП "СГТ" на праве собственности имеется три установки по обезвреживанию отходов производства и потребления:
- инсинератор серии ЭПС (товарная накладная от 16.12.2019 N 46), заключение от 15.08.2016 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новую технику "Инсинераторы серий ЭПС и ЭПС-М", утвержденное Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.08.2016 N 469 со сроком действия 5 лет;
- инсинератор Hurikan 150 (товарная накладная от 15.08.2017 N 70) и инсинератор Hurikan 1000 (универсальный передаточный документ от 15.10.2019 N 170), заключение от 19.12.2016 N 24 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации "Проект технической документации установок высокотемпературного обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов "инсинераторы серии "VOLKAN" и "HURIKAN" производства ООО "Эко-Спектрум", утверждено Приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 26.12.2016 N 01.04/1192 со сроком действия 5 лет.
Как указано в акте проверки от 09.03.2021 N 44, согласно отчету 2-ТП отходы обществом в 2020 году осуществлялось обезвреживание следующих отходов:
- шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (код отхода по ФККО 91120002393);
- обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (код отхода по ФККО 91920401603);
- отходы антифризов на основе этиленгликоля (код отхода по ФККО 92121001313);
- фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код отхода по ФККО 92130201523);
- фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные (код отхода по ФККО 92130301523);
- спецодежда из брезентовых хлопчатобумажных огнезащитных тканей, утратившая потребительские свойства, незагрязнённая (код отхода по ФККО 40212111604);
- спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязнённая нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код отхода по ФККО 40231201624);
- обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (40310100524);
- отходы бумаги с клеевым слоем (код отхода по ФККО 40529002294);
- тара из прочих полимерных материалов, загрязнённая лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код отхода по ФККО 43819102514);
- тара из разнородных полимерных материалов, загрязнённая нефтепродуктами (содержание менее 15%) (код отхода по ФККО 43819512524);
- осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный (код отхода по ФККО 72310101394);
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код отхода по ФККО 73310001724);
- мусор и смет производственных помещений малоопасный (код отхода по ФККО 73321001724);
- смет с территории предприятия малоопасный (код отхода по ФККО 73339001714);
- отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (код отхода по ФККО 73610002724);
- отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные (код отхода по ФККО 73621001724);
- обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (код отхода по ФККО 91920402604);
- шины пневматические автомобильные отработанные (код отхода по ФККО 92111001504);
- фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные (код отхода по ФККО 92130101524);
- обрезки и обрывки хлопчатобумажных тканей (код отхода по ФККО 30311101235);
- обрезки и обрывки смешанных тканей (код отхода по ФККО 30311109235);
- обрезь натуральной чистой древесины (код отхода по ФККО 30522004215);
- прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины (код отхода по ФККО 30529191205);
- тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязнённая (код отхода по ФККО 40414000515);
- прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязнённая (код отхода по ФККО 40419000515);
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код отхода по ФККО 40512202605);
- отходы упаковочной бумаги незагрязнённые (код отхода по ФККО 40518201605);
- отходы упаковочного картона незагрязнённые (код отхода по ФККО 40518301605);
- отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязнённые (код отхода по ФККО 43411002295);
- отходы полиэтиленовой тары незагрязнённой (код отхода по ФККО 43411004515);
- отходы полипропиленовой тары незагрязнённой (код отхода по ФККО 4 34 120 04 51 5);
- ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код отхода по ФККО 72220002395);
- пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код отхода по ФККО 73610001305);
- непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные (код отхода по ФККО 73610011725).
Указывая на то, что в заключении экспертной комиссии от 19.12.2016 отсутствует перечень отходов, предусмотренных лицензией, Управление пришло к выводу о нарушении обществом части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ, пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174- ФЗ "Об экологической экспертизе".
Между тем материалами дела подтверждается, что каждая позиция в отчете 2-ТП отходы за 2020 год, подлежащие обезвреживанию на специализированных мобильных установках, отражена в заключении от 19.12.2016 N 24 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации "Проект технической документации установок высокотемпературного обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов "инсинераторы серии "VOLKAN" и "HURIKAN" производства ООО "Эко-Спектрум" (в пояснениях, представленных обществом 22.07.2021 с приложением таблицы N 1, общество указало страницы заключения раздела "Перечень отходов, допустимых к обезвреживанию на установках", что соответствует материалам дела).
Также материалами дела подтверждается, что каждая позиция в лицензии ООО НПП "СГТ" от 15.07.2020 N (72)-8776-СТОУБ/П, в отношении которой общество заявляет осуществление деятельности по обезвреживанию отходов III-IV классов опасности, присутствует в положительном заключении государственной экологической экспертизы на оборудование.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно признан пункт 3 предписания незаконным и подлежащим отмене, в связи с чем обоснованно удовлетворены требования общества в данной части.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что согласно сведениям ООО НПП "СГТ" об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления (отчет 2-ТП отходы) за 2020 год обществом также обезврежено 1,8 тонны отходов антифризов на основе этиленгликоля, код по ФККО 9 21 210 01 31 3, при этом данные отходы не предусмотрены к термическому обезвреживанию в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59.
Приведенные доводы признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку нарушения в части обезвреживания отходов антифризов при проведении проверки Управлением не установлены, что следует из акта проверки от 09.03.2021 N 44; требования об исключении осуществления деятельности по обезвреживанию отходов антифризов на основе этиленгликоля (код по ФККО 9 21 210 01 31 3) отсутствуют. Кроме того, из представленных обществом при рассмотрении апелляционной жалобы в материалы дела документов усматривается, что отходы антифризов также были сданы третьим лицам для последующей их утилизации.
В соответствии с пунктом 4 предписания от 09.03.2021 N 31 обществу надлежит исключить осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, не являясь региональным оператором или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В акте проверки от 09.03.2021 N 44 Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора мусор и смет производственных помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 210 01 72 4), смет с территории предприятия малоопасный (код по ФККО 7 33 390 01 71 4), отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (код по ФККО 7 36 100 02 72 4) и пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код по ФККО 7 36 100 01 30 5) отнесены к твердым коммунальным отходам.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (далее - ТКО). К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий".
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным.
Согласно ФККО в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:
7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;
7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;
7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Согласно приказу Росстата от 09.10.2020 N 627 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", письму Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" такие виды отходов как мусор и смет производственных помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 210 01 72 4), смет с территории предприятия малоопасный (код по ФККО 7 33 390 01 71 4), отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (код по ФККО 7 36 100 02 72 4), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код по ФККО 7 36 100 01 30 5) не относятся к числу твердых коммунальных отходов.
На основании вышеизложенного пункт 4 предписания признан судом первой инстанции незаконным, в связи с чем заявленные обществом требования в данной части удовлетворены.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 10.08.2021 по делу N А70-6917/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6917/2021
Истец: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СОЮЗГАЗТЕХНОЛОГИЯ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования