г. Вологда |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А05-5744/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Тарасовой О.А. и Фирсова А.Д., при ведении протокола секретарём судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деревянный город" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2021 года по делу N А05-5744/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - Администрация) обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Деревянный город" (ОГРН 1082901006121, ИНН 2901179220; адрес: 163020, Архангельская область, город Архангельск, переулок Широкий, дом 3, помещения 3, 6, 9, 11; далее - ООО "Деревянный город") о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления твёрдых коммунальных и крупногабаритных отходов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20.07.2021 иск удовлетворён.
ООО "Деревянный город" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Муниципальным образованием "Город Архангельск" в лице муниципального учреждения Муниципального образования "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр" (собственник) и ООО "Деревянный город" (управляющая организация) заключен договор управления многоквартирными домами от 01.07.2008, в том числе домами, расположенными в городе Архангельске по адресам: улица Кемская, дома 4, 5, 6; улица Корпусная, дома 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10; улица Фрезерная, дома 5, 7, 9, 11 (приложение 1 к договору).
Согласно пункту 1.1 данного договора ООО "Деревянный город" (управляющая организация) по заданию собственника в течение срока действия настоящего договора за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов по адресам, указанным в приложении 1, предоставлять коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами, деятельность.
Согласно справке Департамента городского хозяйства Администрации N 16-20/775 место накопления твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) для указанных выше многоквартирных домов в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Муниципального образования "Город Архангельск" не включено; заявок на включение в реестр мест (площадок) для данных домов от управляющей организации не поступало, решение о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО ранее указанной контейнерной площадки Департаментом городского хозяйства не принималось.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 8, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон "Об отходах").
В апелляционной жалобе ООО "Деревянный город" ссылается на то, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов возлагается на органы местного самоуправления и возможна только при выделении для этих площадок земельного участка.
Данные доводы являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона "Об отходах", пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждён минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень).
В пункте 26 (1) данного минимального перечня указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), устанавливает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, также предусматривают, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твёрдых отходов (пункт 3.7.1).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что именно ответчик, в управлении которого находятся рассматриваемые дома, осуществляющий содержание общего имущества этих домов, должен оборудовать и содержать контейнерную площадку для сбора твёрдых коммунальных отходов.
Данная обязанность возложена на управляющие компании в силу норм жилищного законодательства.
В пункте 4 Правил N 1039 закреплено, что в случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов лежит на других лицах (не на органах местного самоуправления), такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 утверждён Порядок определения (согласования) мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в случаях возложения законодательством обязанности по организации таких мест на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 2.8 Порядка обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Пунктом 2.9 Порядка предусмотрено, что по результатам обследования территории уполномоченной комиссией составляется акт об определении места накопления твёрдых коммунальных отходов (приложение N 5 к Порядку).
При определении места накопления твёрдых коммунальных отходов на территории общего пользования утверждённый акт об определении места их накопления является основанием для обращения заявителя в Департамент градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (пункт 2.12 Порядка).
В рассматриваемом случае при содержании общего имущества указанных выше домов ответчиком допущены нарушения, так как на придомовой территории не организовано место сбора бытовых отходов (отсутствуют оборудованная контейнерная площадка с ограждением и контейнеры для сбора твёрдых коммунальных отходов).
В апелляционной жалобе ответчик (ООО "Деревянный город") ссылается на то, что земельные участки под рассматриваемыми домами не сформированы, не относятся к общему имуществу данных домов и об отсутствуют основания предоставления муниципальных земельных участков для размещения площадок для сбора ТКО.
Данные доводы являются необоснованными.
Законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под многоквартирным домом.
В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом ввиду сложившейся застройки управляющая организация вправе разместить её на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. Нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закреплённого за многоквартирным домом, не освобождает управляющую организацию от обязанности по её содержанию.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.08.2021 по делу N А05-10085/2020.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2021 года по делу N А05-5744/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Деревянный город" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5744/2021
Истец: Администрация городского округа "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Деревянный город"