г. Вологда |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А52-2885/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Пальваля А.С. по доверенности от 22.06.2021 N 14,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Псковской области от 14 сентября 2021 года по делу N А52-2885/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ивица" (ОГРН 1026000978013, ИНН 6027010173; адрес: 180022, Псковская область, город Псков, улица Индустриальная, дом 18; далее - ООО "Ивица", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941; адрес: 197198, Ленинградская область, Санкт-Петербург, улица Маркина, дом 16б, литера А; далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2021 N 0202/240521/02160 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 14 сентября 2021 года по делу N А52-2885/2021 заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает также, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в том числе приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Приказ N 397). Считает ошибочным вывод суда о наличии существенного нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
ООО "Ивица" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с выявлением в результате анализа информационных систем нарушения ООО "Ивица" положений пункта 6.2 "Порядок заполнения и срок представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции", являющегося приложением к Приказу N 397, сроков фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в период с 01.01.2021 по 31.03.2021, выразившееся в том, что по товарно-транспортной накладной от 13.01.2020 N ИБ00-001780 значится дата фиксации - 15.01.2021; по товарно-транспортной накладной от 28.02.2021 N ИБ00-011061 дата фиксации - 01.03.2021, а также в искажен номер "ТТН-ИБ00-001780", а также дата отгрузки - "14.01.2021" управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 24.05.2021 N 0202/240521/02160, а также вынесено постановление от 08.06.2021 N 0202/240521/02160, которым ООО "Ивица" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия события вмененного обществу административного правонарушения, а также наличия допущенного управлением существенного нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
На основании пункта 2 указанной статьи учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Закона.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
Согласно статье 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Закона.
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 "О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к участникам единой информационной системы, указанным в настоящем подпункте, относятся, в том числе организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использующие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства, изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий (далее - организации).
В соответствии с пунктом 6.2 приложения к Приказу N 397 заявка о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции предоставляется в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика. Заполнение сведений должно осуществляться на основании сопроводительного документа в соответствии со статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, подтверждающего факт поставки (в том числе возврата), внутреннего перемещения продукции.
Как следует из оспариваемого постановления и пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, поскольку отгрузка товара по ТТН N ИБ00-1780 от 13.01.2020 произведена обществом 14.01.2021, а фиксация в ЕГАИС осуществлена 15.01.2021, а также отгрузка товара по ТТН N ИБ00-011061 от 28.02.2021 осуществлена 28.02.2021, а фиксация в ЕГАИС осуществлена 01.03.2021, то в действиях ООО "Ивица" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно пункту 6.2 приложения к Приказу N 397 заявка о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции предоставляется в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, законодатель связывает момент внесения информации о поставке алкогольной продукции с выездом транспортного средства с территории поставщика.
В рассматриваемом случае из предъявленных в дело доказательств следует, что фактически поставка по ТТН от 13.01.2020 N 1790 (УПД N ИБ00-001780) осуществлена в адрес покупателя 15.01.2021, транспортное средство, на котором осуществлялась поставка по данной ТТН, выехало с территории поставщика 15.01.2021; поставка по ТТН от 28.02.2021 N ИБ00-011061 осуществлена в адрес покупателя 01.03.2021, транспортное средство, на котором осуществлялась поставка по данной ТТН, выехало с территории поставщика 01.03.2021.
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалам дела договором перевозки груза автомобильным транспортом от 26.09.2018, заявками на перевозку груза от 13.01.2021 и от 28.02.2021 с приложением задания на доставку, путевыми листами от 15.01.2021 и 28.02.2021, ответом на запрос индивидуального предпринимателя Федорова В.В. (перевозчика) о времени выезда транспортного средства с территории перевозчика, транспортными накладными.
При этом доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком не представлено.
Фиксация в ЕГАИС информации о поставке алкогольной продукции произведена ООО "Ивица" 15.01.2021 и 01.03.2021, то есть с соблюдением требований положений пункта 6.2 приложения к Приказу N 397, а именно не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика.
Позиция подателя жалобы о том, что дата ТТН, дата отгрузки и момент выезда транспортного средства с территории поставщика должны совпадать, правомерно не принята судом первой инстанции, как несостоятельная и нормативно необоснованная.
Суд правомерно отклонил и довод административного органа об искажении номера ТТН N 1790 от 13.01.2020 об отгрузке товара ООО "Подворье-2" (указано: ТТН N ИБ00-001780, а также искажена дата указано: 14.01.2021), поскольку при сравнительном анализе представленных ТТН от 13.01.2020 N 1790 и УПД ТТН от 13.01.2021 N ИБ00-001780 установлено, что ТТН от 13.01.2020 N 1790и УПД ТТН от 13.01.2021 N ИБ00-001780 являются идентичными товаро-сопроводительными документами, подтверждающими одну поставку.
Доказательств обратного, а также возможности поставки ООО "Ивица" в указанное время идентичной продукции (по объему, количеству, наименовании продукции, покупателя) не представлено.
Кроме того важно отметить, что в ходе рассмотрения административным органом данного правонарушения, при поступлении от заявителя всех тех же документов (УПД, ТТН, путевых листов) непосредственно перед принятием административным органом постановления о привлечении к административной ответственности, оценка данным документам административным органом не производилась и в постановлении не отражена.
При таких обстоятельствах суд сделал верный вывод об отсутствии в действиях ООО "Ивица" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, вопреки доводам жалобы апелляционная коллегия поддерживает и вывод суда относительно наличия существенного нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, выразившегося в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие доказательств надлежащего извещения общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно частям 2 - 4 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, и они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
О соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения лицом, в отношении которого имеются основания для привлечения к административной ответственности, соответствующего уведомления, а также в случае принятия административным органом исчерпывающих мер для извещения лица при наличии с его стороны уклонения о получения извещения.
В доказательства надлежащего извещения общества о составлении протокола административным органом в материалы дела представлена телеграмма от 13.05.2021 N 24166, содержащая отметку о ее вручении по адресу месту нахождения общества секретарю Осмоловской.
Вместе с тем, обществом в материалы дела предъявлены доказательства, свидетельствующие о том, что Осмоловская не является сотрудником общества и ей не передавались полномочия на получение корреспонденции общества.
В частности, обществом предъявлена копия штатного расписания от 01.01.2021, сведения о застрахованных лицах на отчетный период 5 календарного года 2021 года, доказательства в подтверждение отправки сведений в Пенсионный Фонд Российской Федерации, свидетельствующие об отсутствии факта нахождения Осмоловской в трудовых отношениях с ООО "Ивица".
Также в материалы дела представлено письмо АО "Почта России" от 18.08.2021 N МР78-10/49697, согласно которому телеграмма на имя ООО "Ивица" поступило 14.05.2021 в отделение почтовой связи 180000, передана в доставку почтальону по доставке телеграмм 14.05.2021 и вручена. Документы, подтверждающие вручение телеграммы на имя ООО "Ивица", в доставке Псков 180000 отсутствуют, подтвердить документально не представляется возможным.
Таким образом, в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 24 Постановления N 10 при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из вышеизложенного следует, что административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, или его законного представителя.
В силу пункта 24.1 Постановления N 10 при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
В рассматриваемом случае следует признать, что управлением не предприняты исчерпывающие и достаточные меры для извещения общества о дате и времени составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, совокупность допущенных нарушений не позволяет суду апелляционной инстанции установить, что порядок привлечения общества к административной ответственности управлением соблюден.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отметил постановление управления от 08.06.2021 N 0202/240521/02160.0
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 14 сентября 2021 года по делу N А52-2885/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2885/2021
Истец: ООО "ИВИЦА"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
Третье лицо: Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области