г. Ессентуки |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А63-5974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 22.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., в отсутствие заявителя - акционерного общества "Союзпечать" (ОГРН 1022601933903, ИНН 2633002150), заинтересованного лица - комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601955782, ИНН 2636023448), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Союзпечать" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2021 по делу N А63-5974/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Союзпечать" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету экономического развития и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет) о признании действий должностных лиц комитета в виде демонтажа нестационарных торговых объектов (далее - НТО) по адресам в г. Ставрополе: ул. Мира, 430а, ул. Шеболдаева, 3/5, ул. Тухачевского, 13, ул. 50 Лет ВЛКСМ, 58/1, ул. Тухачевского, 17, ул. Ленина, 415, проспект Юности, 1, ул. Ленина, 422, незаконными.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель незаконно в отсутствие правоустанавливающих документов использует названные земельные участки для размещения НТО. Действия по организации работ, связанных с демонтажем самовольно установленных некапитальных объектов, осуществлялись в соответствии с требованиями муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих данную процедуру.
Не согласившись с принятым решением, общество обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Податель жалобы указал, правовыми основаниями для размещения НТО являются договоры на право размещения НТО на территории города Ставрополя, заключенные с комитетом в 2017, 2018 годах. Данные договоры действуют на неопределенный срок.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступал.
Лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по обращению комитета от 11.02.2021 N 09/6/2-150 в комитет градостроительства администрации города Ставрополя о предоставлении информации по вопросу проведения процедуры упрощенного демонтажа НТО, комитетом градостроительства, в том числе по адресам в г. Ставрополе: ул. Мира, 430, ул. 50 Лет ВЛКСМ, 58/1, Шеболдаева, 3/5, предоставлена информация об отсутствии разрешений на строительство указанных объектов и отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о регистрации права собственности на объекты.
Руководствуясь пунктом 4 Порядка организации работ по демонтажу, перемещению самовольно (незаконно) установленных (размещенных) некапитальных нестационарных сооружений на территории города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 02.11.2018 N 2238 (далее - Порядок N 2238) комитетом проведены осмотры нестационарных сооружений на территории города Ставрополя, обладающие признаками самовольно (незаконно) установленных (размещенных) по адресам в г. Ставрополе: ул. Мира, 430, ул. 50 Лет ВЛКСМ, 58/1, Шеболдаева, 3/5, по результатам которого составлены акты от 10.02.2021 N 09/8/2-13-98, от 13.03.2021 N 09/8/2-13-30, от 16.03.2021 N 09/8/2-13-42.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по служебной информации комитета в отношении НТО проведены обследования земельных участков, о чем составлены акты от 24.02.2021, 19.02.2021, 29.03.2021, согласно которым земельные участки под спорными НТО не сформированы, в аренду либо в собственность не предоставлялись.
Сообщения о планируемом демонтаже (перемещении) самовольно установленных НТО опубликованы в газете "Вечерний Ставрополь" и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте администрации.
Актами от 20.04.2021 N 09/6/2\16-42, от 19.03.2021 N N 09/6/2\16-27, от 26.04.2021 N 09/6/2\16-44 зафиксированы факты не исполнения демонтажа НТО.
Владельцам НТО комитетом направлены требования от 09.04.2021 N 09/06/2-1153, от 02.03.2021 N 09/06/2-436, от 08.04.2021 N 09/06/2-1292 о добровольном демонтаже НТО.
Согласно требованиям неисполнение добровольного демонтажа будет являться основанием для демонтажа НТО комитетом.
Не согласившись с действиями комитета по демонтажу НТО, общество обжаловало действия комитета в судебном порядке настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
С 01.03.2015 правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов регулируются нормами главы V.6 Земельного кодекса "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Лицо, разместившее нестационарный торговый объект в месте, не установленном для этого органом местного самоуправления, является правонарушителем, а размещение таким лицом торгового объекта в неустановленном для этого месте признается незаконным.
Проведение конкурсных отборов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя осуществляется в соответствии с Положением о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденным постановлением администрации от 10.05.2018 N 860. Объекты размещаются в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя (далее - Схема), утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 24.12.2015 N 802.
В силу норм статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к ведению органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы осуществления земельного контроля за использованием земель городского округа.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закон N 131-ФЗ).
Постановлением от 02.11.2018 N 2238 утвержден Порядок организации работ по демонтажу, перемещению самовольно (незаконно) установленных (размещенных) некапитальных нестационарных сооружений на территории города Ставрополя.
Решением от 25.10.2017 N 162 утвержден Порядок демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных некапитальных нестационарных сооружений на территории города Ставрополя.
К заявлению о признании незаконными действий комитета по демонтажу НТО, обществом представлены договоры от 25.02.2018 N 209 (ул. Шеболдаева, 3/5), от 13.11.2017 N 128 (ул. 50 Лет ВЛКСМ, 58/1), на право размещения НТО, по адресу: ул. Мира, 430а представлена справка о добровольном демонтаже киоска N 18.
При этом решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2020, вступившим в законную силу, договор от 13.11.2017 N 128 на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя - киоска по продаже печатных изданий по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 58/1, расторгнут. Суд обязал общество демонтировать и вывезти нестационарный торговый объект - киоск по продаже печатных изданий по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 58/1, с места его размещения за счет собственных средств и привести место размещения в первоначальное состояние. Решением от 16.11.2020 по делу N А63-10507/2020 расторгнут договор на право размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 430а. Суд обязал общество в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу демонтировать и вывезти нестационарный торговый объект - киоск по продаже печатных изданий, размещенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 430а, с места его размещения за счет собственных средств.
Решением от 02.12.2020 по делу N А63-16493/2019 расторгнут договор на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ставрополя от 26.02.2018 N 209 по адресу: ул. Шеболдаева, 3/5. Суд обязал общество в месячный срок со дня вступления решения в законную силу демонтировать и вывезти нестационарный торговый объект - киоск по продаже печатных изданий, размещенный по адресу: г. Ставрополь, Шеболдаева, 3/5, с места его размещения за счет собственных средств и привести место размещения в первоначальное состояние.
Изложенное выше свидетельствует об отсутствии у общества правовых оснований для размещения НТО по адресам в г. Ставрополе: ул. Мира, 430, ул. 50 Лет ВЛКСМ, 58/1, Шеболдаева, 3/5, в том числе в связи с расторжением договоров на право размещения НТО в судебном порядке.
Таким образом, суд обоснованно счел, что указанный выше договоры прекратили свое действие, а иная позиция заявителя противоречит вышеприведенным нормам права и обстоятельствам дела.
Согласно пункту 4 Порядка N 2238 представителем комитета по форме согласно приложению 1 к Порядку N 2238 составлены акты осмотра некапитального нестационарного сооружения на территории города Ставрополя, обладающего признаками самовольно (незаконно) установленного (размещенного) некапитального нестационарного сооружения, от 10.02.2021 N 09/6/2-13-28, от 16.03.2021 N 09/6/2-13-42, от 19.03.2021 N 09/6/2-13-30 которыми установлено, что информация о принадлежности размещенных в г. Ставрополе по ул. Мира, 430, ул. 50 лет ВЛКСМ, 58/1, переулку Шеболдаева, 3/5, НТО отсутствует, как и информация о наличии документов на право установки (размещения).
В целях выявления наличия (отсутствия) оснований для установки (размещения) НТО и установления их владельцев в рамках межведомственного взаимодействия комитет запросил предусмотренную пунктом 5 Порядка N 2238 информацию у комитета градостроительства администрации города Ставрополя и комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя.
Из представленной письмами от 30.03.2021 N 06/1-04/2-2/1428, от 23.03.2021 N 08/13-2186, от 25.03.2021 N 06/1-04/2-2/1333, от 30.03.2021 N 08/13-2412 информации комитетом установлено, что основания для установки (размещения) НТО в г. Ставрополе по ул. Мира, 430, ул. 50 лет ВЛКСМ, 58/1, переулку Шеболдаева, 3/5, отсутствовали, в связи с чем на официальном сайте администрации города Ставрополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в газете "Вечерний Ставрополь" была размещена информация о выявленных самовольных НТО, соответствующая пункту 7 Порядка СГД N 162 (тип самовольного НТО, место его нахождения, дата его выявления и срок для добровольного демонтажа).
Во исполнение пункта 7 Порядка N 2238 и пункта 7 Порядка СГД N 162 лицу, осуществившему установку самовольного НТО, предложено в сроки до 18.04.2019, 22.04.2021 демонтировать самовольные НТО.
Актами от 20.04.2021 N 09/6/2\16-42, от 19.03.2021 N 09/6/2\16-27, от 26.04.2021 N 09/6/2\16-44 комитетом зафиксированы факты не исполнения демонтажа НТО.
Требования от 09.04.2021 N 09/06/2-1153, от 02.03.2021 N 09/06/2-436, от 08.04.2021 N 09/06/2-1292 о добровольном демонтаже НТО направлены в адрес владельца НТО.
В соответствии с абзацем вторым пункта 11 Порядка СГД N 162 и пунктом 9 Порядка N 2238 в случае, если владелец самовольного НТО неизвестен либо самовольный НТО не демонтирован его владельцем в добровольном порядке принимается постановление администрации города Ставрополя о демонтаже (перемещении) самовольно (незаконно) установленного (размещенного) некапитального нестационарного сооружения. Требование к содержанию вышеуказанного постановления установлены пунктом 12 Порядка СГД N 162.
Постановления администрации города Ставрополя от 12.04.2021 N 688 "О демонтаже самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения - киоска "Союзпечать", расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Мира, в районе дома N 430", от 24.05.2021 N 1085 "О демонтаже самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения - киоска "Союзпечать", расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, переулок Шеболдаева, в районе дома N 3/5", содержат следующую, предусмотренную пунктом 12 Порядка СГД N 162 информацию: тип и место расположения самовольного НТО, подлежащего демонтажу; сроки выполнения работ по демонтажу самовольного НТО; место хранения самовольного НТО с указанием точного адреса (адресного ориентира); сведения о должностном лице комитета, ответственного за организацию демонтажа, перемещения и хранения самовольного НТО.
Из вышеизложенного следует, что действия по выявлению и организации работ по демонтажу самовольного установленных в г. Ставрополе по ул. Мира, 430, ул. 50 лет ВЛКСМ, 58/1, переулку Шеболдаева, 3/5, НТО осуществлялись комитетом в соответствии с требованиями муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих данную процедуру, а постановления администрации города Ставрополя "О демонтаже самовольно установленных некапитальных нестационарных сооружений приняты в порядке, определенном вышеуказанными правовыми актами, и содержит всю установленную Порядком СГД N 162 информацию.
Доводы общества о незаконности действий по демонтажу НТО по адресам в г. Ставрополе: ул. Тухачевского, 13, ул. Тухачевского, 17, ул. Ленина, 415, проспект Юности, 1, ул. Ленина, 422, судом отклонены, поскольку такие действия не производились.
Суд установил, что все действия по выявлению и организации работ, связанных с демонтажем самовольно установленных некапитальных объектов, осуществлялись Комитетом в соответствии с требованиями муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих данную процедуру. Постановления администрации от 12.04.2021 N 688 и 24.05.2021 N 1085 о демонтаже спорных сооружений приняты в порядке, определенном постановлением от 02.11.2018 N 2238 и решением от 25.10.2017 N 162, и не нарушают права и обязанности общества.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости отказа в удовлетворении требований общества.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.08.2021 по делу N А63-5974/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5974/2021
Истец: АО "СОЮЗПЕЧАТЬ"
Ответчик: КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ