г. Хабаровск |
|
22 ноября 2021 г. |
А73-10511/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Ларионовой М.Н., представителя по доверенности от 11.01.2021;
от Контрольно-счетной палаты Хабаровского края: Андрейчикова В.Н., представителя по доверенности от 15.11ю2021 N 8; Медведевой Т.А., представителя по доверенности от 15.11.2021 N 7;;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на решение от 30.08.2021 по делу N А73-10511/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
к Контрольно-счетной палате Хабаровского края
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Контрольно-счетной палаты Хабаровского края (далее - счетная палата, палата) по направлению писем от 01.06.2021 N 658/3-54 "О предоставлении информации" и от 08.06.2021 N 712/3-54 "О предоставлении информации", содержащих запрос экспертных заключений (копий).
Решением суда от 30.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву законности оспариваемых действий, совершенных в пределах предоставленных счетной палате полномочий, и отсутствия нарушения прав заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, комитет обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции ошибочно посчитал, что комитет может быть объектом внешнего финансового контроля по вопросу, связанному с тарифами. Также указывает, что судом не учтен факт представления комитетом запрошенной информации ранее, и не исследован вопрос о необходимости истребованная такой информация у Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство) или у Акционерного общества "Хабаровские энергетические системы" (далее - АО "ХЭС"). Кроме того, полагает, что судом не дано оценки нормам права, регулирующим порядок обращения (распространения) информации в сфере тарифного регулирования и не учтено, что субъект, у которого счетная палата истребовала сведения (комитет), является специальным, со своим отраслевым законодательством в части прав и обязанностей.
В судебном заседании второй инстанции представитель апеллянта поддержал заявленное ранее ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, представленных в обоснование доводов жалобы.
Представители Контрольно-счетной палаты Хабаровского края не возражали против приобщения дополнительных доказательств.
Апелляционная коллегия на основании статьи 268 АПК РФ приобщила к материалам дела дополнительные доказательства, а именно переписку от 27.08.2021 и 29.09.2021.
В ходе судебного разбирательства представитель комитета поддержал доводы жалобы в полном объеме, настаивал на отмене судебного решения.
Представители счетной палаты выразили несогласие с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, указав на законность решения суда.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва на нее, заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, приказом председателя Контрольно-счетной палаты Хабаровского края от 03.03.2021 N 18-п в соответствии с пунктом 2.4.1 Плана работы на 1 квартал 2021 года и пунктом 2.6.1 Плана работы на 2021 год назначено проведение контрольного мероприятия "Проверка исполнения Закона Хабаровского края от 04.12.2019 N 32 "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета за 2020 год в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в период с 09 по 31 марта 2021 года.
Приказом председателя счетной палаты от 30.03.2021 N 28-п проведение вышеуказанного контрольного мероприятия приостановлено, а приказом от 05.04.2021 N 28/1-п проведение возобновлено; отчет по результатам контрольного мероприятия необходимо представить на рассмотрение Коллегии Контрольно-счетной палаты до 30.06.2021.
09.04.2021 утверждена Программа проведения контрольного мероприятия "Проверка исполнения Закона Хабаровского края от 04.12.2019 N 32 "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета за 2020 год Министерства" (далее - Программа).
Пунктом 3 Программы определено, что в качестве объекта контрольного мероприятия рассматривается министерство; в пункте 4 указано, что планируется направление запросов о предоставлении информации, необходимой для проведения контрольного мероприятия, в адрес комитета.
Согласно пункту 6 Программы целью контрольного мероприятия является определение полноты годовой бюджетной отчетности и ее соответствие требованиям нормативных правовых актов по составу, содержанию, а также утвержденным показателям бюджета на финансовый год. Вопросы контрольного мероприятия: проверка и анализ исполнения министерством бюджетных полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации; проверка и анализ исполнения Закона края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и бюджетной отчетности главного администратора средств краевого бюджета; проверка исполнения бюджетных ассигнований, предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов и объектов незавершенного строительства; проверка осуществления бюджетных полномочий в части предоставления министерством межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям края.
В порядке статьи 18 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 N 94 "О Контрольно-счетной палате Хабаровского края" (далее - Закон о Контрольно-счетной палате Хабаровского края) палата письмом от 01.06.2021 N 638/3-54 запросила у комитета экспертные заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на электрическую энергию для потребителей Акционерного общества "ХЭС" Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края на 2020 и 2021 годы, определив срок представления до 03.06.2021
Письмом от 04.06.2021 N 3-2-5/2118 комитет отказал в предоставлении запрашиваемого заключения, мотивировав тем, что в сфере тарифного регулирования предусмотрен особый порядок предоставления информации для соответствующей категории сведений, и перечень лиц, которые могут ознакомиться с материалами тарифного дела, является исчерпывающим. При этом в ответе имеются ссылки на положения пунктов 12, 22, 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике)", статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии".
Письмом от 08.06.2021 N 712/3-54 палата повторно запросила в срок до 11.06.2021 представление заверенных копий экспертных заключений.
Письмом от 11.06.2021 N 3-2-5/2008 комитет отказал счетной палате в предоставлении испрашиваемых экспертных заключений, указав, что названные экспертные заключения могут быть получены у АО "ХЭС"; направление копий экспертных заключений комитетом не предусмотрено федеральным тарифным и антимонопольным законодательством.
При этом согласившись с вышеуказанными действиями счетной палаты, комитет обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Согласно статье 15 этого Закона органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Контрольно-счетные органы не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если такие информация, документы и материалы ранее уже были им представлены. Непредставление или несвоевременное представление органами и организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, в контрольно-счетные органы по их запросам информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 N 94 "О Контрольно-счетной палате Хабаровского края" палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Хабаровского края, образуется Законодательной Думой края и ей подотчетна. Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
В соответствии со статьей 3 этого Закона деятельность палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, согласно части 2 статьи 9 - внешний государственный финансовый контроль осуществляется палатой, в том числе, в отношении органов государственной власти и государственных органов края, органа управления территориального фонда, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных учреждений и унитарных предприятий края, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в краевой государственной собственности.
Статьей 15 Закона N 94 определено, что внешний государственный финансовый контроль осуществляется в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Статьей 16 Закона установлено, что требования и запросы должностных лиц контрольно-счетной палаты, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и края, являются обязательными для исполнения проверяемыми органами и организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный финансовый контроль.
Согласно положениям статьи 17 указанного выше Закона должностные лица счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право, в том числе, в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органа управления территориального фонда, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций; в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Из положений статьи 18 следует, что органы государственной власти и государственные органы края, орган управления территориального фонда, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых Контрольно-счетная палата вправе осуществлять внешний государственный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в течение десяти дней со дня получения ими запроса Контрольно-счетной палаты обязаны представлять Контрольно-счетной палате информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. При проведении Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий проверяемые органы и организации должны обеспечить должностным лицам Контрольно-счетной палаты возможность ознакомления: со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; с технической документацией к электронным базам данных. Контрольно-счетная палата не вправе запрашивать информацию, документы и материалы, если такие информация, документы и материалы ранее уже были ей представлены.
Таким образом, из вышеперечисленных нормоположений следует, что при проведении контрольных мероприятий счетная палата вправе запрашивать необходимые ей документы. Вместе с тем, эти документы должны быть связаны с проводимыми контрольными мероприятиями.
Арбитражным судом установлено, что счетной палатой проводились контрольные мероприятия, связанные с проверкой исполнения Закона Хабаровского края от 04.12.2019 N 32 "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета за 2020 год.
Счетной палатой установлено, что министерством с июля 2020 года осуществлялись полномочия по компенсации организациям Тугуро-Чумиканского муниципального района края убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения на основании Закона Хабаровского края от 25.03.2020 N 55 "О прекращении осуществления органами местного самоуправления Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и о внесении изменения в статью 1 Закона Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения".
При этом в ходе данных мероприятий установлено, что министерством при корректировке Закона "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" инициировано увеличение расходов на предоставление АО "ХЭС" субсидии на 57 181,94 тыс.руб. (с 79 532,99 тыс.руб. до 136 714,93 тыс.руб.), то есть на 72 %. Планирование бюджетных ассигнований осуществлено исходя из планового объема поставки электрической энергии населению в количестве 4 327 791,40 кВт, представленного АО "ХЭС". Документы, подтверждающие плановый объем отпущенной электрической энергии, в ходе проверки министерством не представлены.
Следовательно, вывод арбитражного суда, что совершая оспариваемые в рамках настоящего дела действия, счетная плата действовала в рамках предоставленных полномочий, является обоснованным.
Относительно нарушения прав направляемыми запросами о предоставлении заключений о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на электрическую энергию для потребителей Акционерного общества "Хабаровские энергетические системы" Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края на 2020 и 2021 годы, апелляционная коллегия приходит к тому, что права и законные интересы комитета не нарушены. Доказательств этому не представлено. Ссылка на привлечение к административной ответственности вследствие не предоставления запрашиваемой информации отклоняется ввиду оспаривания в настоящий момент данного постановления в судебном порядке.
Довод апеллянта о том, что комитет не может являться объектом внешнего государственного финансового контроля счетной палаты, не принимается во внимание второй инстанции в силу пункта 1 стать 266.1 БК РФ, поскольку заявитель по делу является администратором доходов краевого бюджета.
Утверждение о том, что ранее со стороны комитета уже представлялись в адрес сотрудника палаты запрашиваемые документы, отклоняется апелляционным судом ввиду того, что направленные посредством электронной почты таблицы не могли быть оценены в качестве истребуемого заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на электрическую энергию для потребителей - АО "ХЭС" в Тугуро-Чумиканском муниципальном районе на 2020 и 2021 годы, так как таким не являлись.
Указание на то, что запрашиваемые документы могли быть истребованы счетной палатой у министерства или АО "ХЭС", также не принимается во внимание, поскольку заключение отсутствовало у министерства, а представленный хозяйствующим субъектом документ требовал проверки данных путем сличения с надлежащим экземпляром заключения, полученного от уполномоченного органа.
Апелляционный довод о том, что Программа не была вручена министерству, что является нарушением действующего порядка проведения контрольных мероприятий, также не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку на основании стандарта "СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК, и пункта 4.2.1 Регламента Контрольно-счетной Палаты, утвержденного приказом Контрольно-счетной Палаты от 24.02.2021 N 13-п, орган контроля обязан ознакомить объект проверки с утвержденной программой, что и было сделано в спорном случае.
Ссылка апеллянта на дополнительно представленную в суд второй инстанции переписку с министерством не принимается во внимание при рассмотрении жалобы, поскольку содержание данных писем не опровергает фактически установленные обстоятельства по существу спора.
Учитывая изложенное выше, апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.08.2021 по делу N А73-10511/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10511/2021
Истец: Комитет по Ценам и Тарифам Правительства Хабаровского Края
Ответчик: Контрольно-счетная палата Хабаровского края