г. Тула |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А09-7698/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Коломейцева Александра Григорьевича (г. Брянск), действующего в интересах несовершеннолетнего Коломейцева Никиты Александровича (г. Брянск), заинтересованных лиц - управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568), Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления по строительству и развитию территории города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.12.2018 по делу N А09-7698/2018 (судья Мишакин В.А.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Коломейцев Александр Григорьевич (далее - заявитель, Коломейцев А.Г.), действующий в интересах несовершеннолетнего Коломейцева Никиты Александровича (далее - Коломойцев Н.А.), обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным отказа управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 10.07.2018 N 29/03-8140 в предоставлении Коломейцеву Никите Александровичу в аренду земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0014803:2, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, Бежицкий район, ул. Майской Стачки; обязании Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в срок не более чем тридцать дней со дня принятия решения по настоящему делу осуществить подписание договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0014803:2, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, Бежицкий район, ул. Майской Стачки, сроком на 49 лет согласно приложенному проекту договора аренды в новой редакции с Коломейцевым Н.А., и направить подписанный договор в адрес индивидуального предпринимателя Коломейцева А.Г., действующего в интересах несовершеннолетнего Коломейцева Н.А. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Управление по строительству и развитию территории города Брянска.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.12.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - управление) обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 решение суда отменено, производство по делу прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.08.2019 постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 по делу N А09-7698/2018 отменено. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ дело направлено на новое рассмотрение в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права. По мнению управления, законных оснований для предоставления в аренду спорного земельного участка не имеется ввиду того, что эксплуатация танцевальной площадки и кафе не предусмотрена ни основными, ни вспомогательными видами разрешенного использования земельного участка. Податель апелляционной жалобы также ссылается на то, что в рамках дела N А09-12956/2018 Брянской городской администрацией заявлены исковые требования к индивидуальному предпринимателю Коломейцеву Никите Александровичу о сносе самовольно построенного объекта - нежилого двухэтажного здания площадью 397,4 кв.м, с кадастровым номером 32:28:0032503:48, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, строение 47 "Б". При этом объект недвижимости "танцевальная площадка" является фундаментом для объекта недвижимости "летнее кафе", который является составляющей частью объекта недвижимости "здание универсального назначения" с кадастровым номером 32:28:0014803:187, общей площадью 6 368,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Ульянова, 47 "А".
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Управление по строительству и развитию территории города Брянска в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 производство по апелляционной жалобе приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-12956/2018.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 производство по апелляционной жалобе управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.12.2018 по делу N А09-7698/2018 возобновлено.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве позиции участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Коломойцев Н.А. являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:28:0014803:2, категория земель: земли населенных пунктов, ранее имеющий вид разрешенного использования: торговые (в том числе, торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, общей площадью до 15 000 кв.м, разрешенное использование - для эксплуатации танцевальной площадки, находящегося по адресу: Брянская область, г. Брянск, Бежицкий район, ул. Майской Стачки, на основании договора аренды N 79 земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 23.03.2007, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области 20.04.2007, номер регистрации: 32-32-01/021/2007-235, договора от 03.06.2008 об уступке прав по договору аренды N 79 земельного участка, находящегося в государственной собственности от 23.03.2007, зарегистрированного Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области 11.08.2008, номер регистрации: 32-32-01/036/2008-740, договора об уступке прав по договору аренды от 20.11.2017, запись регистрации N 32:28:0014803:2-32/001/2017-2 от 23.11.2017.
На вышеуказанном земельном участке находятся принадлежащие Коломейцеву Н.А. на праве собственности объекты недвижимости:
- танцплощадка с кадастровым номером: 32:28:0032503:46, площадью 1241 кв.м, расположенная по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Майской Стачки, ПКиО на основании договора дарения от 20.11.2017, запись регистрации N 32:28:0032503:46-32/001/2017-2 от 23.11.2017;
- летнее кафе с кадастровым номером: 32:28:0032503:48, площадью 397,4 кв.м, расположенное по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Майской Стачки, запись регистрации N 32:28:0032503:48-32/001/2018-1 от 18.04.2018.
Согласно договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 23.03.2007 N 79 срок договора аренды земельного участка, находящегося под танцплощадкой и летним кафе установлен с 23.03.2007 до 22.03.2017.
В связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка, Каломейцев Н.А. обратился в управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0014803:2 на новый срок на 49 лет.
Письмом управления N 29/03-8140 от 10.07.2018 заявителю отказано в продлении договора аренды земельного участка в связи с отсутствием правовых оснований для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду.
Полагая, что данный отказ является незаконным, нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на административный орган.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьей 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом N 221-ФЗ;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
По результатам поступления заявления, оформленного в соответствии с требованиями части 1 статьи 39.17 ЗК РФ, уполномоченный орган в силу части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и, по результатам указанных рассмотрения и проверки, совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В таком решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ в названном случае земельные участки предоставляются без проведения торгов.
Между тем, на дату рассмотрения настоящего дела вступило в законную силу решение Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2020 по делу N А09-12956/2018, оставленное без изменения постановлениями Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 и Арбитражного суда Центрального округа от 18.08.2021, которым суд обязал Коломейцева Никиту Александровича, акционерную компанию с ограниченной ответственностью МОЛАНД ЛИМИТЕД (MOLAND LDT) в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером 32:28:0014803:2, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Майской Стачки, путем сноса своими силами и за свой счет самовольно возведенного на нем объекта капитального строительства "Летнее кафе" - нежилого двухэтажного здания, площадью 397,4 кв.м с кадастровым номером 32:28:0032503:48.
Таким образом, в рамках настоящего дела заявитель испрашивает земельный участок для размещения объекта недвижимости, признанного вступившим в законную силу судебным актом по делу N А09-12956/2018 самовольной постройкой и подлежащего сносу.
При таких обстоятельствах у заявителя отсутствует право на приобретение в собственность без торгов спорного земельного участка.
Кроме того существование на спорном земельном участке самовольной постройки не порождает никаких правовых последствий, связанных с обязанностью органов государственной и муниципальной власти передать владельцу самовольной постройки, занимаемый ею земельный участок на праве собственности или аренде. Запрет такого действия прямо предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Следовательно, отказ управления от 10.07.2018 N 29/03-8140 в предоставлении Коломейцеву Никите Александровичу в аренду земельного участка с кадастровым номером: 32:28:0014803:2, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, Бежицкий район, ул. Майской Стачки, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.12.2018 по делу N А09-7698/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7698/2018
Истец: ИП Коломейцев Александр Григорьевич, Коломейцев Никита Александрович
Ответчик: Брянская городская администрация, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Третье лицо: ИП представитель Коломийцева А.Г., УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БРЯНСКА
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5947/19
07.08.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2978/19
11.03.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-603/19
20.12.2018 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7698/18