город Томск |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А27-12786/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-трейд" (N 07АП-10108/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.09.2021 по делу N А27-12786/2021 (судья Власов В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элемент-трейд", г. Екатеринбург (ОГРН: 1036605217252, ИНН: 6674121179) к Администрации Междуреченского городского округа (ОГРН 1024201390663, ИНН: 4214010638) в лице Управления архитектуры и градостроительства Междуреченского городского округа о признании недействительным предписания от 25.05.2021 N803;
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Элемент-трейд" (далее - заявитель, ООО "Элемент-Трейд", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Администрации Междуреченского городского округа в лице Управления архитектуры и градостроительства Междуреченского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Архитектура, УАиГ) о признании недействительным предписания от 25.05.2021 N 803.
Решением суда от 17.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что исходя из имеющихся материалов и фотоснимка спорно баннерное полотно не содержит сведений рекламного характера, попадающих под действия Закона о рекламе, поскольку содержащиеся на нём сведения направлены на извещение неопределенного круга лиц о фактическом нахождении места осуществления предпринимательской деятельности, вида оказываемых услуг.
Архитектура в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.05.2021 Управлением архитектуры и градостроительства администрации Междуреченского городского округа вынесено предписание N 803.
Оспариваемым предписанием возлагается обязанность на ООО "Элемент-Трейд" демонтировать наружную рекламу в виде баннерного полотна с текстом "Приглашаем за покупками.
Универсам "Монетка" с фасада здания по адресу: г.Междуреченск, пр-кт Шахтёров, 1А. Посчитав указанное предписание незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции суд исходил из того, что оспариваемое предписание управления архитектуры и градостроительства Администрации Междуреченского городского округа N 803 от 25.05.2021 соответствуют нормам федерального законодательства и не нарушают права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Элемент-трейд" в сфере предпринимательской деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Согласно пункту 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования могут выступать товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Вместе с тем, пунктами 2, 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе предусмотрено, что данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, и на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой. К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
В силу пункта 1 статьи 23, статьи 41 Устава администрация Междуреченского городского округа является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями по осуществлению отдельных полномочий.
Управление архитектуры и градостроительства администрации Междуреченского городского округа является функциональным органом - структурным подразделением администрации Междуреченского городского округа, уполномоченным на выдачу предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, действующем на основании положения об управлении, утвержденным распоряжением администрации города Междуреченска от 07.09.2020 г. N 479-к.
25.05.2021 УАиГ были проведены мероприятия по осмотру состояния фасадов зданий, сооружений, в том числе на предмет размещения самовольно установленных рекламных конструкций, в ходе которых установлен факт размещения ООО "ЭлементТрейд" на фасаде нежилого здания по адресу: г. Междуреченск пр. Шахтеров, 1А, наружной рекламы в виде баннерного панно на раме, без разрешения, о чем составлен акт от 25.05.2021.
Между тем, настаивая на незаконности предписания, общество указывает на то, что данная конструкция с размещенной на ней информацией не носит рекламного характера, а является лишь информацией о предприятии.
Коллегия не может признать данную позицию обоснованной, исходя из следующего.
Как ранее изложено, в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление Пленума ВАС N 58), согласно которому информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
Таким образом, для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно пункту 2 названной статьи до сведения потребителя, в том числе должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 58, при применении пункта 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Из анализа данных положений следует, что реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание новых потребителей к товару (работе, услуге) - объекту рекламирования, сформировать положительное представление о нем (о них) и необходимое рекламодателю для продвижения товара (работе, услуге) позитивное отношение к нему (к ним). Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, поддержать интерес к нему и закрепить его образ в памяти потребителя.
В этой связи основополагающее отличие вывески от рекламы заключается в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров (работ, услуг), а является информирование третьих лиц о наличии соответствующей организации как таковой.
В данном случае, баннерное панно на раме, размещенное ООО "Элемент-Трейд" на фасаде нежилого здания по пр.Шахтеров, 1А, содержит надписи и изображения, которые не отвечают признакам, предъявляемым статьей 2 Закона "О рекламе" о раскрытии информации, необходимой потребителю.
Так, в частности, отсутствуют какие-либо сведения о месте нахождения магазина и режиме работы (статья 9 Закона о защите прав потребителей).
Внешний вид конструкции, характер оформления (изображение продуктов питания больших размеров, употребление рекламных слоганов, таких как: "Приглашаем за покупками") является, как верно указывает суд, ничем иным, как мерой, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц (в частности, граждан), формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования, т.е. является рекламой. Более того, рядом с данной рекламной конструкцией на фасаде размещена отдельная вывеска, содержащая информацию о наименовании магазина "Монетка", также у входной двери размещена информационная конструкция с указанием режима работы магазина (акт осмотра прилагается).
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно решению Междуреченского городского Совета народных депутатов от 30.06.2009 N 80 (в редакции решения Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 06.06.2016 N 221 утверждено приложение N 1 к Единым правилам содержания объектов благоустройства, инженерной инфраструктуры, специальных объектов на территории муниципального образования "Междуреченский городской округ" - Общие требования к содержанию фасадов зданий и сооружений, размещению информационных и рекламных конструкций, которым предусмотрены типы и виды рекламных конструкций, а также требования к информационным конструкциям, допустимым к размещению на территории Междуреченского городского округа. Так, пунктом 3.7.7. данных Требований предусмотрено, что основанием для установки информационной конструкции является согласование с УАиГ на установку информационной конструкции, оформленное в порядке, установленном данными Требованиями и иными муниципальными правовыми актами, также пункт 3.7.2. гласит, что установка информационных конструкций на стенах фасадов зданий и сооружений в виде баннерного панно не допускается.
С заявлением о согласовании размещения информационных конструкций на фасаде нежилого здания по адресу пр. Шахтеров, 1А, ООО "Элемент-Трейд" не обращалось.
С учетом изложенного коллегия суда также приходит к выводу, что спорная конструкция является рекламной конструкцией и признает доводы заявителя в части того, что спорная конструкция является информационной, несостоятельными.
То обстоятельство, что на данной конструкции имеется информация о режиме работы не свидетельствует о наличии у нее признаков вывески, содержащей информацию о виде деятельности и режиме работе общества, поскольку размещение на поверхности фасада дома в виде панно, содержание, визуальное оформление размещенной информации направлено на привлечение и поддержание интереса потребителей к деятельности заявителя, а не только на информирование о месте нахождения, режиме работы общества.
То есть целью размещения данной конструкции является формирование у потребителя желания воспользоваться именно товаром общества, стимулирование предпочтительного интереса к его услугам, а не просто информирование потребителей об осуществляемом виде деятельности в данном конкретном месте.
Принимая во внимание, что размещенная заявителем конструкция обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы, и ее установка возможна только на основании полученного разрешения, которое у общества в рассматриваемом случае отсутствовало, то, выявив указанное обстоятельство, администрация обоснованно в соответствии с предоставленными ей полномочиями вынесла оспариваемое предписание о демонтаже указанной рекламной конструкции.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения и предписания и об отсутствии нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, повторяют позицию по делу и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.09.2021 по делу N А27-12786/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-трейд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12786/2021
Истец: ООО "Элемент-Трейд"
Ответчик: Управление архитектуры и градостроитьельства администрации Междуреченского городского округа