г. Владивосток |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А24-3078/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского",
апелляционное производство N 05АП-6416/2021
на решение от 08.02.2021
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-3078/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
о взыскании 3 226 924,67 руб.,
третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражный управляющий обществом с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" Чернеев В.И. (ИНН 410100959616),
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - истец, адрес: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д. 10) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (далее - ответчик, адрес: 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д. 29) о взыскании суммы долга по договорам поставки тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение, или горячей воды, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома от 04.07.2018 N 327, от 11.07.2018 N 820 за апрель 2020 года в размере 3 246 685,69 руб.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 02.07.2020 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен арбитражный управляющий ответчиком Чернеев В.И.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 19.10.2020, содержащимся в протоколе судебного заседания, на основании статьи 49 АПК РФ принято уменьшение размера исковых требований до 3 226 924,67 руб.
Решением суда от 08.02.2021 исковые требования удовлетворены частично на сумму 3 168 517,80 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в ряде находящихся в управлении ответчика многоквартирных домах отсутствует централизованное горячее водоснабжение, в связи с чем у ответчика не имелось обязанности по оплате коммунального ресурса на сумму 1 509 167,78 руб., который мог использоваться конечными потребителями на нужды горячего водоснабжения из системы теплоснабжения. Указывает на завышение платы на 68 125,15 руб. за счет перерасчетов на индивидуальный объем потребления по ряду домов, поскольку потребители не передавали показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) более 6 месяцев; подход судов противоречит пункту 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Обращает внимание на то, что по некоторым из спорных квартир ПАО "Камчатскэнерго" ошибочно произвело начисления гражданам-потребителям с отрицательным значением, которых быть не может. Также апеллянт отмечает, что истцом по домам с закрытой системой горячего водоснабжения необоснованно предъявлена ответчику стоимость прямого индивидуального потребления горячей воды на объекты, принадлежащие на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу в размере 2 377,70 руб.
В ходе рассмотрения жалобы коллегией рассмотрено и в порядке статей 159, 184, 185, 268 АПК РФ удовлетворено ходатайство ответчика о приобщении дополнительных документов, в результате чего к материалам дела приобщены копии технических паспортов на многоквартирные дома, актов обследования системы теплоснабжения жилых домов с открытой системой, технического заколючения в целях всестороннего и полного установления фактических обстоятельств спора и проверки доводов апеллянта.
На основании определения председателя первого судебного состава от 12.11.2021 произведена замена судьи С.М. Синицыной на судью Е.Н. Номоконову, в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено сначала на основании пункта 2 части 2 статьи 18 АПК РФ.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, в спорный период ответчик являлся управляющей организацией в отношении спорных МКД, перечень которых приведен в расчете задолженности и ответчиком не оспаривался.
Между истцом и ответчиком с учетом протоколов разногласий и их согласования заключены договоры поставки тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение, или горячей воды, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома от 04.07.2018 N 327, от 11.07.2018 N 820.
Истец в спорный период в целях содержания общего имущества спорных МКД осуществлял поставку тепловой энергии в находящиеся в управлении ответчика спорные МКД. Тот факт, что отношения между сторонами возникли именно в связи с поставкой соответствующих коммунальных ресурсов именно в целях содержания общего имущества спорных многоквартирных домов, следует из материалов дела, и участвующими в деле лицами не оспаривалось.
На оплату поставленной в спорный период тепловой энергии истец выставил ответчику счета-фактуры на сумму 3 246 685,69 руб., которые ответчиком не оплачены.
Расчет размера платы за коммунальные ресурсы произведен как по показаниям приборов учета (разница данных общедомовых приборов учета и индивидуального потребления граждан (по индивидуальным приборам учета и индивидуальным расходам по нормативу потребления), так и по нормативу в отношении тех домов, которые не оборудованы средствами измерения.
Ссылаясь на отсутствие оплаты ответчиком потребленного в спорном периоде коммунального ресурса, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Судом установлено, что определением Арбитражного суда Камчатского края от 10.10.2019 по делу N А24-7511/2019 к производству принято заявление о признании ответчика несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве. Определением Арбитражного суда Камчатского края от 30.09.2020 в отношении ответчика введена процедура финансового оздоровления сроком на два года. Определением Арбитражного суда Камчатского края от 30.09.2020 административным управляющим должника утвержден Чернеев В.И. Предметом настоящих требований является задолженность по оплате тепловой энергии за период, который истек после возбуждения в отношении ответчика дела о банкротстве. Данные требования являются текущими, в связи с чем подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Отношения по поставке горячей воды в целях содержания МКД регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах, а также жилищным законодательством (Жилищный кодекс Российской Федерации).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, произвольное изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и произвольный отказ от исполнения обязательств, не допускаются.
Частью 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Исходя из положений статьи 539 ГК РФ, во взаимосвязи со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и пунктов 21, 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) ответчик обладает статусом как исполнителя коммунальных услуг (теплоснабжение), потребляемого на ОДН, так и абонента (потребителя) в отношениях по теплоснабжению на ОДН.
Таким образом, ответчик как лицо, выступающее исполнителем коммунальных услуг, является обязанным лицом по оплате тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества спорных МКД.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ и пунктом 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из формул расчета, приведенных в приложении N 2 к данным Правилам.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
В силу пунктов 21, 21 (1) Правил N 124 управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, определяющий виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Из материалов дела судом установлено, что разногласия между сторонами возникли, в том числе относительно исчисленного объема коммунальных услуг на сумму 24 325,12 руб. (истец в отношении некоторых жилых помещений, имеющих собственника, выставляет нулевой показатель, вместе с тем ответчик полагает, что объемы поставленного ресурса должны быть выставлены исходя из нормативов потребления, что влияет на определения объема, предоставленного в целях содержания общего имущества), а также относительно порядка определения объема коммунальной услуги в период длительного непредставления потребителями показаний индивидуальных приборов учета 6 и более месяцев подряд, и произведенного истцом перерасчета гражданам на сумму 98 756,63 руб.
Оценивая возражения ООО "УЖКХ" в части неправомерности завышения объема ресурса на содержание общего имущества многоквартирных жилых домов на величину, подлежащую предъявлению к оплате собственнику жилых помещений, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как верно установлено судом из представленного в материалы дела расчета и представителем истца не оспаривалось, сумма по жилым помещениям, по которым не предъявлялся объем коммунального ресурса (выставлялся нулевой показатель), в том числе с применением утвержденных нормативов за спорный период, составила 24 325,12 руб. Данные квартиры имеют законных владельцев и не оборудованы индивидуальными приборами учета.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354).
Подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
В силу подпункта "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) названных Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) названных Правил случаях.
В случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими правилами (начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода включительно, за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не позднее 6 расчетных периодов подряд), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее шести месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (подпункт "б" пункта 59 Правил N 354).
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, неиспользование собственниками (законными владельцами) помещений не освобождает их от обязанности по оплате коммунальных услуг. При отсутствии индивидуального прибора учета объем потребляемых коммунальных услуг определяется по нормативу, а при непредставлении потребителем показаний индивидуального прибора учета расчетным способом. В этой связи аргумент ответчика о занижении истцом объема потребления по незаселенным квартирам, что привело к увеличению приходящихся на управляющую компанию объемов коммунальных ресурсов на СОИ (ОДН), правомерно признан арбитражным судом обоснованным.
При этом правомерно отклоняя довод истца о том, что потребление тепловой энергии на ГВС в пустующих жилых помещениях отсутствует, суд учитывает, что в силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 названного Кодекса при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Обязанность собственника жилого помещения оборудовать принадлежащее ему жилое помещение прибором учета определена пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261- ФЗ). Доказательств в подтверждение того, что у собственников спорных квартир отсутствовала техническая возможность установки индивидуального прибора учета, материалы дела не содержат, истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, согласно пункту 86 Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном названными Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 указанных Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке, либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) названных Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Анализ вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что перерасчет осуществляется исключительно в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении, плата за которое рассчитывается исходя из нормативов потребления в случаях, когда жилое помещение не оборудовано приборами учета по причине отсутствия технической возможности их установки. Соответствие пункта 80 Правил N 354 нормам ЖК РФ подтверждено решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2018 N АКПИ18-603, а также апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N АПЛ18- 519.
Принимая во внимание неправомерность уменьшения количества коммунального ресурса, подлежащего оплате в расчетном периоде, на величину объема, определенного по нормативу по тем помещениям, которые имеют законного владельца, но по которым истцом не выполнены начисления собственнику и проставлены в расчете нулевые значения объемов потребления собственником, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что требования ПАО "Камчатскэнерго" о взыскании с ООО "УЖКХ" 24 325,12 руб. долга за потребленные коммунальные ресурсы в виде тепловой энергии на общедомовые нужды не подлежат удовлетворению.
Помимо этого апелляционный суд считает заслуживающими внимания доводы заявителя жалобы о том, что ПАО "Камчатскэнерго" по домам с закрытой системой горячего водоснабжения необоснованно предъявлена ответчику стоимость прямого индивидуального потребления горячей воды на объекты, принадлежащие на праве собственности Петропавловск-Камчатскому городскому округу в размере 2 377,70 руб., неучтенная судом при вынесении решения. В связи с чем, коллегия апелляционного суда признает сумму в указанном размере подлежащей исключению из расчета исковых требований.
Рассматривая разногласия сторон на сумму 98 756,63 руб., неправомерно начисленную, по мнению ответчика, вследствие нарушения истцом порядка проведения перерасчета размера платы, в то время как перерасчет должен производиться только исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемых приборов учета в квартирах: N 19 дома N 10/3 ул. Виталия Кручины; N 12 дома N 13 ул. Войцешека; N 21 дома N 18 ул. Заводская; N 9 дома N 15 ул. Молчанова; N 56 дома N 91 ул. Океанская; N 72 дома N 16 ул. Пограничная; N 22 дома N 44 ул. Пограничная; N 28 дома N 1/1 ул. Солнечная; N 18 дома N 8 ул. Тушканова в г. Петропавловске-Камчатском, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 84 Правил N 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором или решением общего собрания собственников, обязан провести указанную в пункте 82 Правил проверку и снять показания прибора учета.
Правила N 354 предусматривают возможность перерасчета размера платы, который производится исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка (пункт 61 Правил N 354).
Пункт 62 Правил N 354 предусматривает, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции верно заключил, что последствия разграничения обязанностей по оплате за коммунальную услугу и за ресурс на содержание общего имущества (СОИ), и обязанности по контролю за объемом (за индивидуальными приборами учета) у одного лица либо у контрагентов ведут к различным последствиям и результатам, а именно: по прямым договорам, как в данном случае по настоящему делу, обязанность оплачивать исключительно за ресурс на СОИ (без коммунальной услуги) лежит на управляющей организации (в данном случае на ответчике), а достоверность расчетов оплаты с учетом разграничения коммунальной услуги и ресурса на СОИ зависит исключительно от исполнения обязанности по контролю за показаниями индивидуальных приборов учета другой стороной (в данном случае истцом).
При этом по прямым договорам возникает встречная обязанность, и при не исполнении ее истцом невозможно достоверно с учетом разграничения индивидуального потребления по коммунальной услуге и услуге на СОИ определить объем ресурса на СОИ.
В рассматриваемом случае обязанность ответчика по оплате фактически принятого объема ресурса на СОИ обусловлена встречной обязанностью истца при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд произвести перерасчет размера платы только при условии снятия показаний приборов учета исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Как верно установлено судом первой инстанции и не опровергнуто истцом, потребители, проживающие в квартирах N 56 дома N 91 ул. Океанская; N 72 дома N 16 ул. Пограничная; N 28 дома N 1/1 ул. Солнечная в г. Петропавловске-Камчатском показания индивидуальных приборов учета не передавали более чем 6 месяцев подряд, данным потребителям истцом произведены перерасчеты размера платы не исходя из снятых исполнителем и не в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета, а произвольно, исключительно на основании заявлений потребителей либо путем ими передачи показаний приборов учета. В то время как Правила N 354, и в частности пункты 61 и 84 определяют возможность перерасчета платы только исходя из снятых исполнителем показаний проверяемого прибора учета, осуществленных в ходе проверки. Перерасчет платы потребителям, проживающих указанных квартирах произведен на общую сумму 29 433,69 руб.
Кроме того, представителем истца в судебном заседании не оспаривался тот факт, что потребителю, проживающему в квартире N 18 дома N 8 ул. Тушканова в г. Петропавловске-Камчатском, ошибочно был произведен перерасчет за период июнь 2019 года - март 2020 года на сумму 4 648,06 руб. при неисправности индивидуального прибора учета, что повлекло увеличение в спорный период бремя расходов ответчика на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, на сумму 4 648,06 руб.
То обстоятельство, что истец в декабре 2020 года вновь произвел гражданину корректировку начислений на указанную сумму в сторону увеличения, не свидетельствует о наличии у истца оснований для перерасчета платы за апрель 2020 года при неисправности индивидуального прибора учета и увеличения для ответчика за апрель 2020 год коммунальных услуг, предоставленных на ОДН.
Следовательно, установив, что в отношении потребителей, проживающих в квартирах N 56 дома N 91 ул. Океанская; N 72 дома N 16 ул. Пограничная; N 28 дома N 1/1 ул. Солнечная в г. Петропавловске-Камчатском, проверка показаний индивидуальных приборов учета не проводилась, акты проверки не составлялись, достоверность показаний индивидуальных приборов учета истцом не проверялась, а в отношении потребителя, проживающего в квартире N 18 дома N 8 ул. Тушканова в г. Петропавловске-Камчатском за спорный период правовых оснований при неисправности прибора учета для перерасчета платы не имелось, суд первой инстанции, не усмотрев правовых оснований для предъявления ответчику требования об оплате тепловой энергии в целях содержания общего имущества на сумму 34 081,75 руб., обоснованно счел подлежащей исключению из расчета истца указанной суммы.
По жилым помещениям N 19 дома N 10/3 ул. Виталия Кручины (16 455,93 руб.); N 12 дома N 13 ул. Войцешека (27 743,80 руб.); N 21 дома N 18 ул. Заводская (9788,96 руб.); N 9 дома N 15 ул. Молчанова (4789,18 руб.); N 22 дома N 44 ул. Пограничная (5897,01 руб.), показания индивидуальных приборов учета которых не передавались собственниками, но в материалы дела представлены акты обследования, а также акты проверки и контроля работы индивидуальных приборов учета, свидетельствующие о фактически проведенной исполнителем коммунальной услуги проверке и снятии показаний индивидуальных приборов учета, суд, руководствуясь вышеуказанными пунктами Правил N 354, признал правомерным выполненный ПАО "Камчатскэнерго" перерасчет индивидуального потребления.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы в указанной части отклоняются как противоречащие представленным в дело доказательствам.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции отказано в удовлетворении иска в части взыскания задолженности в размере 58 406,87 руб. и установлена сумма долга, подлежащая взысканию с ответчика, в размере 3 168 517,80 руб.
В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы об отсутствии в части многоквартирных домов, находящихся в его управлении, централизованной системы горячего водоснабжения.
Пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлено, что централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Согласно пункту 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Как следует из пункта "л" пункта 11 Правил N 491, приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме осуществляется при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 Правил N 354).
Из буквального толкования пункта 2 Правил N 354 следует, что потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг.
Из приведенных норм следует, что возможность взимания платы за потребляемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме коммунальные ресурсы поставлена в зависимость от конструктивных особенностей многоквартирного дома, а отсутствие конструктивной и технической возможности потребления определенного вида коммунальных ресурсов в многоквартирном доме исключает взимание платы за такую услугу (ресурс).
Горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
К последнему способу относится и горячее водоснабжение путем отбора теплоносителя из внутридомовой системы теплоснабжения (отопления).
В силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, такое подключение должно быть отражено в технической документации (техническом паспорте) жилого дома. Отсутствие отдельной системы горячего водоснабжения и отбор горячей воды из системы отопления (из радиаторов отопления) не может быть признан в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса "горячая вода" при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в предмет исследования по настоящему делу инстанции, даже в отсутствие каких-либо возражений ответчика относительно системы горячего водоснабжения, входит оценка существующей системы горячего водоснабжения (централизованная, нецентрализованная) жилого фонда, находящегося в управлении ответчика, равно как и ее наличие как таковой.
Исследование данных обстоятельств значимо и напрямую влияет на объем обязательств управляющей компании по оплате коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирных жилых домов.
Ответчиком в материалы дела представлены технические паспорта, согласно которым в многоквартирных домах N 7 ул. Батарейная; N 5, 7 Ботанический переулок; N 31 ул. Владивостокская; N 18 ул. Заводская; N 52, 56 ул. Зеркальная; N 11, 19 ул. Индустриальная; N 1а, 2, 3, 11 ул. Капитана Беляева; N 10 Капитана Драбкина; N 9, 13 пр-кт Карла Маркса; N 11 ул. Кирдищева; N 4, 5, 23, 23а, 25, 37 ул. Ключевская; N 6 ул. Комсомольская; N 18 ул. Красноармейская; N 20 ул. Курильская; N 12а ул. Кутузова; N 65, 65/1, 72, 74 ул. Ленинградская; N 32 ул. Ленинская; N 18 ул. Лермонтова; N 18 ул. Максутова; N 21, 25, 27 ул. Морская; N 20 ул. Набережная; N 7, 9 ул. Николаевой Терешковой В.В.; N 54б, 65/4, 67/1, 80/1 ул. Океанская; N 10/2 ул. Олега Кошевого; N 16, 18, 20/2, 26, 28, 95, 97 ул. Пограничная; N 10, 35б, 37, 39, 57а, 60, 81/1, 81/4, 91, 97 ул. Рябиковская; N 16 ул. Советская; N 1/1, 7 ул. Солнечная; N 2б ул. Тельмана; N 25 Туристический проезд; N 8 ул. Тушканова; N 27 пркт Циолковского; N 8 ул. Школьная; N 13, 21 ул. Штурмана Елагина; N 5, 7, 9 ул. 2-я Шевченко; N 5/2, 9/1, 9/2, 9/3, 9/5, 9/7, 15/2, 15/3, 15/6 пр-кт 50 лет Октября; N 19, 21, 29 ул. Абеля; N 10, 15, 31, 37, 45/2, 47, 49/1, 49/2, 51 ул. Автомобилистов; N 4, 4а ул. Арсеньева; N 7 ул. Бийская; N 1, 3, 6, 8, 25 ул. Бохняка; N 45/1 ул. Владивостокская; N 7а ул. Войцешека; N 15 ул. Горького; N 26 Елизовское шоссе; N 53, 55 ул. Космонавтов; N 3 ул. Крылова; N 20 ул. Ключевская; N 116 ул. Мишенная; N 10, 81 пр-кт Победы; N 4 ул. Рыбацкая; N 5, 7/1 ул. Тушканова; N 28, 30 ул. Фестивальная; N 7 по ул. Якорная в г. Петропавловске-Камчатском система горячего водоснабжения отсутствует, горячее водоснабжение осуществляется посредством использования дровяных и газовых колонок.
Как следует из представленных ответчиком в материалы дела актов обследования внутридомовых инженерных систем и сетей теплоснабжения в отношении всего перечня спорных МКД от 27.05.2021, 28.05.2021, 01.06.2021, 02.06.2021, 03.06.2021, 04.06.2021, 07.06.2021, 08.06.2021, 09.06.2021, 15.06.2021, 17.06.2021, 18.06.2021 подача коммунального ресурса "отопление" в многоквартирные жилые дома осуществляется по двухтрубной системе централизованного теплоснабжения; система горячего водоснабжения отсутствует; отбор горячей воды в жилых помещениях может осуществляться из радиаторов отопления или стояков, присоединенных к трубопроводам отопления.
Кроме того, ответчиком в материалы дела представлено техническое заключение N 02-П-174-21-ТЗ, составленное ООО "ПетроПроект" с целью установления факта наличия (отсутствия) системы горячего водоснабжения в многоквартирных домах с открытой (двухтрубной) системой теплоснабжения, а также установления при наличии системы горячего водоснабжения факта наличия (отсутствия) отдельного подключения к обратному и подающему трубопроводам; установления факта наличия/отсутствия возможности получения управляющей организацией от ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса "горячая вода" в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в г. Петропавловске-Камчатском по управлением ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", согласно которому во всех многоквартирных жилых домах отсутствует система горячего водоснабжения (подача горячей воды в дом по центральным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям не осуществляется). Отсутствуют элементы системы горячего водоснабжения: узел ввода, разводящая трубопроводная сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическому оборудованию, водоразборная, запорно-регулирующая арматура для горячего водоснабжения. Отсутствует оборудование в многоквартирных жилых домах, позволяющее осуществлять производство горячей воды управляющей организацией. Возможность получения управляющей организацией от ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса "горячая вода" для целей содержания общедомового имущества в многоквартирных домах отсутствует, так как отсутствует (не запроектирована и не смонтирована) система горячего водоснабжения.
При составлении технического заключения специалистом проводился анализ технической документации и обследование многоквартирных жилых домов. К техническому заданию приложены технические паспорта многоквартирных жилых домов и фотоматериалы. Оснований не доверять представленному техническому заключению у суда не имеется. Из 163 домов, указанных в техническом заключении, 107 домов указаны в контррасчете ответчика, как дома, в которых отсутствует система горячего водоснабжения.
В свою очередь истец не представил вопреки статье 65 АПК РФ доказательств, опровергающих вышеприведенные обстоятельства, и не подтвердил документально, что конструктивные особенности спорных многоквартирных домов имеют наличие отдельной системы горячего водоснабжения, подключенной к подающему и обратному трубопроводу системы отопления, которая предусматривает возможность отбора горячей воды из открытой системы горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества данных многоквартирных домов.
Таким образом, наличие в спорных домах централизованной системы горячего водоснабжения судом из материалов дела не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства взыскание долга за поставку ГВС на ОДН по данным домам в размере 1 509 168,78 руб. неправомерно.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению только в сумме 1 656 971,32 руб. (3 226 924,67 - 24 325,12 - 2 377,70 руб. - 29 433,69 - 4648,06 - 1 509 168,78 руб.).
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит изменению ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Судебные расходы по иску, апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.02.2021 по делу N А24-3078/2020 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" 1 676 922 (один миллион шестьсот семьдесят шесть тысяч девятьсот двадцать два) рубля 32 копейки, в том числе 1 656 971 рубль 32 копейки основного долга, 19 951 рубль судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" 1 431 (одну тысячу четыреста тридцать один) рубль судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 98 (девяносто восемь) рублей, излишне перечисленную по платежному поручению от 17.06.2020 N 18115.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3078/2020
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
Третье лицо: Пятый арбитражный апелляционный суд, Чернеев Вадим Игоревич