г. Воронеж |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А64-5171/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поротикова А.И.,
без вызова сторон, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12 августа 2021 года (резолютивная часть) по делу N А64-5171/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Зотова С.О.) по исковому заявлению Войсковой части 6891 (ОГРН 1086820001729, ИНН 6820027963) к Федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод" (ОГРН 1026801010994, ИНН 6825000757) о взыскании задолженности по понесенным воинской частью расходам за оплату найма жилых помещений военнослужащим за период с 01.02.2021 по 30.04.2021 в сумме 567 332 руб. 90 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 6891 (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод" (далее - ФКП "Тамбовский пороховой завод", ответчик) о взыскании задолженности по понесенным воинской частью расходам за оплату найма жилых помещений военнослужащим за период с 01 февраля 2021 г. по 30 апреля 2021 г. в сумме 567 332 руб. 90 коп.
Определением суда от 25 июня 2021 г. дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12 августа 2021 года (резолютивная часть) по делу N А64-5171/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным и необоснованным, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение отменить, принять новый судебный акт, в иске отказать.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2021 г. указанная жалоба принята к производству, с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истец является воинской частью, которая в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" осуществляет охрану важных государственных объектов, в частности ФКП "Тамбовский пороховой завод", которое Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 включено в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
В связи с отсутствием возможности обеспечения военнослужащих войсковой части 6891 жилыми помещениями ФКП "Тамбовский пороховой завод", истцом арендованы и предоставлены военнослужащим и членам их семей жилые помещения для проживания.
Войсковая часть 6891 каким-либо фондом служебных жилых помещений не обладает, от ФКП "Тамбовский пороховой завод" жилые помещения для проживания военнослужащих войсковой части 6891 не выделялись, в связи с чем, истцом понесены расходы за оплату найма жилых помещений военнослужащим.
За период с 01 февраля 2021 г. по 30 апреля 2021 г. военнослужащим воинской части за счет средств войсковой части 6891 выплачена компенсация за нанимаемые жилые помещения в сумме 567 332 руб. 90 коп., в том числе: за февраль 2021 г. - 90 029 руб. 04 коп., за март 2021 г. - 238 656 руб. 58 коп., за апрель 2021 г. - 238 647 руб. 28 коп.
Ссылаясь на то, что на учреждении в соответствии с положениями Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" лежит обязанность по компенсации войсковой части указанных расходов, истец направил в адрес ответчика письма N 252/26-333 от 06 апреля 2021 г., N 252/26-437 от 11 мая 2021 г., N 252/26-520 от 09 июня 2021 г., с указанием на образование текущей задолженности.
Ответчик расходы на выплату компенсации не возместил, что послужило основанием для обращения войсковой части в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности, наличия у учреждения обязанности возместить понесенные войсковой частью расходы в силу Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 226-ФЗ.
Проанализировав представленные материалы дела и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно статье 2 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 226-ФЗ на войска национальной гвардии возлагается выполнение задач, в том числе, по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 части 1), по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам (пункт 8 части 1).
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 226-ФЗ организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны: обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций; размещать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 названной статьи организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.
Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3 статьи 27 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 226-ФЗ).
В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 27 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 226-ФЗ).
Таким образом, организации, важные государственные объекты и (или) специальные грузы и (или) сооружения, которые подлежат охране войсками национальной гвардии, обязаны компенсировать последним расходы на аренду жилых помещений, предоставленных военнослужащим, не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, связанной с охраной объектов указанных организаций.
Размер компенсации определен истцом на основании пункта 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
Факт несения и размер затрат, понесенных войсковой частью на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) служебных помещений в отношении военнослужащих, исполнявших обязанности по охране объектов ответчика в спорные периоды, подтверждается представленными в материалы дела копиями расчетных ведомостей за период с 01 февраля 2021 г. по 30 апреля 2021 г. и счетов от 06 апреля 2021 г. N 5, от 10 мая 2021 г. N 6, от 09 июня 2021 г. N 7.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судом и признан верным. Контррасчет задолженности ответчиком не представлен, период просрочки не оспорен.
При таких обстоятельствах, заявленные требования в сумме 567 332 руб. 90 коп. обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Ссылка ответчика на отсутствие в смете расходов учреждения на 2021 г. и плановый период 2022-2023 г.г. расходов на указанные цели, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку отсутствие финансирования учреждения не является основанием для освобождения ответчика от возмещения понесенных войсковой частью расходов.
Вопреки приведенному в апелляционной жалобе доводу, судом первой инстанции принимались меры по урегулированию спора мирным путем.
Так, в определении о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 25 июня 2021 года судом первой инстанции сторонам было предложено урегулировать спор с применением примирительных процедур.
Вместе с тем, доказательств того, что стороны ведут переговоры о заключении мирового соглашения в период рассмотрения спора, представлено не было.
Таким образом, приведенный в апелляционной жалобе довод о непринятии судом мер по урегулированию спора между сторонами мирным путем противоречит обстоятельствам настоящего спора, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и подлежит отклонению.
Апелляционный суд также полагает необходимым обратить внимание ответчика на то, что в силу статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса, в том числе, при исполнении судебного акта, в связи с чем, стороны при достижении условий мирового соглашения не лишены права не его утверждение.
Доводов, опровергающих указанные выводы суда, и подкрепленных надлежащими доказательствами, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах в их совокупности суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12 августа 2021 года (резолютивная часть) по делу N А64-5171/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5171/2021
Истец: Войсковая часть 6891
Ответчик: ФКП "Тамбовский пороховой завод" (ФКП ТПЗ)
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд