г. Вологда |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А66-4535/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Фирсова А.Д. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Бологовский район" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 июля 2021 года по делу N А66-4535/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СОЛИД" (адрес: 174411, Новгородская область, район Боровичский, город Боровичи, перевалка Местечко, ОГРН 1025300990406, ИНН 5320012484; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации муниципального образования "Бологовский район" Тверской области (адрес: 171080, тверская область, район Бологовский, город Бологое, улица Кирова, дом 13; ОГРН 1026901608910, ИНН 6907001920; далее - Администрация) о взыскании 2 449 137 руб. 60 коп. задолженности по контракту N 0136300043719000048 от 20.05.2019.
Решением суда от 14 июля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на следующее. Вывод суда о том, что акты о приемке выполненных работ направлялись в адрес заказчика до расторжения контракта, является ошибочным. Представителем организации, осуществляющей строительный контроль, акты не подписаны. Работы Администрации до одностороннего отказа от исполнения контракта истцом не предъявлялись, документы, предусмотренные контрактом, в адрес Заказчика не направлялись.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Обществом (подрядчик) и Администрацией (заказчик) в форме электронного аукциона (реестровый номер аукциона в электронной форме: N 0136300043719000048 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru) был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту улицы Октябрьская городского поселения города Бологое Тверской области от 20.05.2019 N 0136300043719000048, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по ремонту улицы Октябрьская городского поселения город Бологое Тверской области и сдать результат работ заказчику, а заказчик - принять результат работ и оплатить работы на условиях настоящего контракта (пункт 1.1).
Место выполнения работ, виды и объем работ определены проектно-сметной документацией (приложение 1 к настоящему контракту).
В соответствии с пунктом 1.3 контракта срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта по 20.08.2019.
Подрядчик по согласованию с заказчиком может досрочно сдать выполненные работы. Заказчик вправе досрочно принять и оплатить такие работы в соответствии с условиями контракта.
Цена контракта составляет 13 888 758 руб. 94 коп. (НДС - 2 314 793 руб. 16 коп.), в том числе 11 111 007 руб. 15 коп. - средства областного бюджета, 2 777 751 руб. 79 коп. - средства местного бюджета городского поселения город Бологое Тверской области (пункт 2.1).
Пунктом 2.6 контракта определены сроки и порядок оплаты: оплата за выполненные работы производится в 2 этапа: 1 этап - по факту выполнения 50% работ от цены контракта; 2 этап - оставшаяся сумма выплачивается по факту полного выполнения работ.
Оплата производится платежным поручением путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 15 (пятнадцати) календарных дней после подписания актов о приемке выполненных работ (формы КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3), предоставления подрядчиком счета, счета-фактуры (для плательщиков НДС), гарантийных паспортов на объекты, отчетных документов, указанных в пунктах 4.4, 3.1.18 настоящего контракта, сопроводительным письмом. Днем оплаты по контракту является день списания денежных средств с расчетного счета заказчика.
В соответствии с разделом 3 контракта подрядчик обязан:
выполнить работы с надлежащим качеством и в соответствии с объемами и видами работ, указанными в проектно-сметной документации (Приложение N 1 к настоящему контракту), требованиями к основным дорожно-строительным материалам, используемым при выполнении работ (Приложение N 2 к настоящему контракту), ГОСТ Р 50597-93, СП 48.13330.2011, СП 78.13330.2012, СП 34.13330.2012, СП 59.13330.2012, ВСН 19-89, Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ИС) и иными техническими нормами с соблюдением техники безопасности, противопожарных, санитарно-гигиенических и экологических норм и правил;
не менее, чем за одни сутки уведомить Заказчика о дате и времени фактического начала производства работ. В случае непредставления указанной информации, Заказчик составляет в одностороннем порядке акт о дате фактического начала производства работ по настоящему контракту;
назначить приказом уполномоченного представителя, ответственного за производство работ, ведение журнала производства работ. До начала производства работ, но не позднее 2 (двух) календарных дней со дня подписания настоящего контракта, Подрядчик должен представить Заказчику копию соответствующего приказа;
перед началом производства работ, но не позднее 2 (двух) календарных дней со дня подписания настоящего контракта, передать Заказчику на бумажном носителе план производства работ по видам работ с указанием сроков производства работ в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N 1 к настоящему контракту);
перед началом производства работ, но не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня подписания настоящего контракта, предоставить Заказчику на утверждение рецепты на приготовление асфальтобетонной смеси на предмет соответствия требованиям к основным дорожно-строительным материалам, используемым при выполнении работ (Приложение N 2 к настоящему контракту);
еженедельно по понедельникам на бумажном носителе с сопроводительным письмом представлять Заказчику отчет по отгрузке асфальтобетонной крошки (с отметкой от получателя асфальтобетонной крошки и организации, осуществляющей строительный контроль (при наличии такой организации)) с указанием объемов крошки;
представлять Заказчику вместе с документами, указанными в п. 4.4 настоящего контракта, к каждому акту освидетельствования скрытых и выполненных работ по каждому объекту фотоматериалы объекта. Также Подрядчик представляет по каждому объекту фотоматериалы объекта до начала и после завершения работ (фотографии до начала и после завершения работ должны быть выполнены с одного ракурса, количество фотографий - не менее 3 шт. до начала работ, не менее 3 шт. после завершения работ). Фотоматериалы должны быть выполнены с привязкой к местности;
после завершения всех работ на объекте, подписать схему выполнения работ у уполномоченных представителей собственников подземных сетей, чьи колодцы попадают в границы производства работ, в части надлежащего порядка производства работ вблизи подземных коммуникаций;
фиксировать ход выполнения работ и результаты производственного контроля в исполнительной документации в соответствии с требованиями нормативных документов.
Согласно пункту 4.4 контракта качество работ подтверждается результатами лабораторных испытаний асфальтобетонной смеси из смесителя, образцов взятых из покрытия, рецептами на приготовление асфальтобетонной смеси, паспортами на материалы для приготовления асфальтобетонной смеси; паспортами на все применяемые строительные материалы и изделия; актами скрытых работ, журналом производства работ, журналом укладки асфальтобетонной смеси, картограммами по объекту производства работ с привязкой к местности, выполненными тахеометром с указанием размеров с шагом не более 20 м, заверенными организацией, осуществляющей строительный контроль (при наличии такой организации). Картограммы представляются на бумажном и электронном носителе (формат файлов dwg).
Подрядчик проводит испытания образцов из уложенного асфальтобетонного покрытия в аттестованной лаборатории, заверенные копии выписок из журналов лабораторного контроля и документов, подтверждающих аттестацию лаборатории, передаются Заказчику. Места отбора образцов согласуются с Заказчиком. Отбор образцов производится в присутствии представителя Заказчика и организации, осуществляющей строительный контроль (при наличии такой организации). Количество вырубок определяется из расчета 1 вырубка на 3000 кв. м, но не менее одной из каждого вида покрытия по каждому объекту.
В разделе 5 стороны согласовали порядок сдачи-приемки работ.
Так, приемка работ осуществляется представителями Заказчика, Подрядчика и организации, осуществляющей строительный контроль (в случае наличия такой организации).
Подрядчик за 2 (двое) суток информирует Заказчика и организацию, осуществляющую строительный контроль (при наличии такой организации), об освидетельствовании скрытых работ. В случае их неявки, акт освидетельствования скрытых работ подписывается Подрядчиком в одностороннем порядке. Подрядчик в течение 5 (пяти) дней после завершения на объекте всех работ, предусмотренных проектно-сметной документацией (Приложение N 1 к настоящему контракту), письменно уведомляет об этом Заказчика и организацию, осуществляющую строительный контроль (при наличии такой организации).
В течение 5 (пяти) дней после получения уведомления от Подрядчика Заказчик с участием представителя организации, осуществлявшей строительный контроль (в случае осуществления строительного контроля), и в присутствии представителя Подрядчика, а также иных заинтересованных лиц проводит проверку выполненных работ, предусмотренных проектно-сметной документацией (Приложение N 1 к настоящему контракту), на их соответствие условиям настоящего контракта.
По результатам проверки вышеуказанных работ и при отсутствии замечаний, Заказчик, Подрядчик, представитель организации, осуществлявшей строительный контроль (в случае осуществления строительного контроля), и иные заинтересованные лица подписывают акт приемки законченных работ по ремонту объекта. Подписание акта приемки законченных работ по ремонту объекта не является основанием для оплаты выполненных работ по объекту.
После завершения по всем объектам всех работ, определенных проектно-сметной документацией (Приложение N 1 к настоящему контракту), и подписания актов приемки законченных работ по ремонту всех объектов, Подрядчик в течение 10 (десяти) дней направляет Заказчику с сопроводительным письмом в двух экземплярах следующие документы: акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) с приложенными к ним отчетными документами, перечисленными в п. 4.4, 3.1.18 настоящего контракта. Акты о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) должны быть подписаны представителем организации, осуществлявшей строительный контроль (в случае осуществления строительного контроля).
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 30.12.2019 (включительно) (за исключением гарантийных обязательств).
Вступившим в законную силу решением суда по делу N А66-350/2020 установлено, что заказчик 25 октября 2019 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в тот же день разместил его на официальном сайте.
Истец получил данное решение 31 октября 2019 года и направил в адрес ответчика письмо от 01 ноября 2019 года N 206 с сообщением о том, что он приступил к выполнению работ и выполнит их в срок до 15 декабря 2019 года.
Ответчик отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 19 ноября 2019 года N 3706-21).
Уведомлением от 02 декабря 2019 года N 3857-28 Заказчик вновь сообщил о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением установленных контрактом сроков выполнения работ, 04 декабря 2019 года разместил его на официальном сайте, истец получил данное решение 31 декабря 2019 года.
В удовлетворении заявления о признании незаконным решения Администрации об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 20 мая 2019 года Обществу отказано.
Общество 18.02.2020 направило в адрес Администрации акты о приёмке выполненных работ формы КС-2 N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 от 05.02.2020 с соответствующими справками формы КС-3.
Указанные акты получены ответчиком 25.02.2020 согласно почтовой квитанции N 80086045436529.
Письмом от 02.03.2020 Администрация заявила отказ от подписания вышеуказанных актов выполненных работ.
Поскольку оплата работ Администрацией не произведена, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции признал требования Общества обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Результат работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ, пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (далее - Информационное письмо N 51)).
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ, пунктом 14 Информационного письма N 51 при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Согласно пункту 1 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Статьей 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исходя из положений пункта 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается, в частности, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (пункт 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал, что Общество направляло Администрации акты о приёмке фактически выполненных до расторжения контракта работ, однако от приёмки ответчик уклонился, сославшись на невыполнение работ в полном объёме и на непредставление исполнительной документации.
Однако из материалов дела усматривается, что акты о приёмке выполненных работ формы КС-2 N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 от 05.02.2020 с соответствующими справками формы КС-3 Общество направило в адрес Администрации только 18.02.2020, после вступления в силу решения Администрации об одностороннем отказе от договора.
Определением суда от 11.10.2021 суд апелляционной инстанции предлагал Обществу представить доказательства направления в адрес Администрации документов, предусмотренных пунктами 3.1.4, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7, 3.1.16, 3.1.18, 3.1.19, 3.1.20, 4.4 контракта; доказательства направления в адрес ответчика актов выполненных работ до момента расторжения контракта, актов освидетельствования скрытых работ.
Ни одного из вышеперечисленных документов в адрес суда не поступило.
Вместо этого, истцом было заявлено о проведении судебной экспертизы (без предоставления соответствующих документов в отношении экспертных организаций, оплаты экспертизы); приложено 8 фотографий, не являющихся допустимым доказательством в силу положений статей 67, 68 АПК РФ (невозможность идентификации изображенного объекта); заявлено о привлечении к участию в деле ООО "Проект-строй" и ООО "ДСК Валдай" (субподрядной организации на основании договора субподряда от 20.05.2019).
В соответствии с частью 3 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что о проведении экспертизы Общество в суде первой инстанции не заявляло, как не заявляло и о привлечении к участию в деле ООО "Проект-строй" и ООО "ДСК Валдай".
Никаких доказательств выполнения ООО "ДСК Валдай" работ на спорном объекте, кроме представленного Обществом в суд апелляционной инстанции договора субподряда от 20.05.2019, не имеется. О данном факте суду первой инстанции не сообщалось.
Доказательства того, что какие-либо из выполненных Обществом работ имеют для Администрации потребительскую ценность, в материалы дела не представлены, Администрация данный факт отрицает.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 июля 2021 года по делу N А66-4535/2021 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Д. Фирсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4535/2021
Истец: ООО "Солид"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Бологовский район" Тверской области