город Томск |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А67-8691/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (N 07АП-8282/2021) на решение Арбитражного суда Томской области от 15.07.2021 по делу N А67-8691/2020 (судья Ю. М. Сулимская) по заявлению унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" (634050, Томская область, г. Томск, пр. Комсомольский, 66, ОГРН 1027000880323, ИНН 7017001968) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634069, г. Томск, пр. Ленина, 111, 50, ОГРН 1027000886384, ИНН 7019027633) о признании незаконным и отмене Решения от 16.10.2020 по делу N 02-10/137- 19 в части.
С привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью "Сорнет" (634049, Томская обл., г. Томск, ул. Ивана Черных, 20 ОГРН 1147017008214, ИНН 7017352980), Общества с ограниченной ответственностью "Базис+" (634028, Томская обл., г. Томск, ул. Савиных, 3, оф. 21, ОГРН 1177031075099, ИНН 7017426230), Общества с ограниченной ответственностью "Томуслуга" (634009, Томская обл., г. Томск, ул. Карла Маркса, 36, 51, ОГРН 1087017029747, ИНН 7017227073), Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании" (634021, Томская обл., г. Томск, ул. Елизаровых, 79/1; г.Томск, ул.Ивановского, 6 "В", оф. N 11, ОГРН 1037000103513, ИНН 7017065961), Общества с ограниченной ответственностью "ЕвроЛогистик" (630005, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Некрасова, 63/1, пом. 63/1, пом. 3; 630102 г.Новосибирск, ул.Зыряновская, д.63, пом. 139, ОГРН 1085406018543, ИНН 5406441615), Общества с ограниченной ответственностью "АБФ Логистик" (634061, Томская область, г.Томск, пер.Нечевский, д.21/1, ИНН 7017332381, ОГРН 1137017011999),
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Грибанова Т. В. по дов. от 03.02.2021, диплом,
От заинтересованного лица: Вульф Т. Н. по дов. от 11.03.2021, диплом; Лунева Н. А. по дов. от 23.09.2021,
От третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска" (далее - УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Томское УФАС России, антимонопольный орган, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения от 16.10.2020 по делу N 02-10/137-19.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Сорнет", общество с ограниченной ответственностью "Базис+", общество с ограниченной ответственностью "Томуслуга", общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской домостроительной компании", общество с ограниченной ответственностью "ЕвроЛогистик", общество с ограниченной ответственностью "АБФ Логистик".
Предприятие в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнило заявленные требования, в соответствии с которыми просит суд: признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 16.10.2020 по делу N 02-10/137-19 о нарушении антимонопольного законодательства в части п.п. 1, 3, вынесенное в отношении УМП "Спецавтохозяйство г. Томска".
Решением от 15.07.2021 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 16.10.2020 по делу N 02-10/137-19 о нарушении антимонопольного законодательства в части п.п.1, 3, вынесенное в отношении Унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" и проверенное на соответствие нормам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска".
Не согласившись с решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований предприятия.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что суд в своем решении необоснованно пришел к выводу об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N135-ФЗ); контейнерная площадка не является несанкционированной свалкой, следовательно, рассматриваемые договоры заключены не во исполнение ранее заключенных договоров на ликвидацию несанкционированных свалок; суд первой инстанции не принял во внимание, что заявителем не представлены доказательства срочности выполнения работ и невозможности, в связи с этим, провести конкурентные процедуры по выбору.
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами Управления, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителя не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель предприятия - доводы отзыва.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей Управления и предприятия, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в Томское УФАС России поступили жалобы ООО "Сорнет" вх. N N 6415, 6416, 6417, 6418, 6419, 6420 от 08.08.2019, содержащие указание на нарушение УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" Закона о защите конкуренции при проведении закупок у единственного поставщика "Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию твёрдых коммунальных отходов" (извещения N 31908159643, 31908163653, 31908138393, 31908138508, 31908138650, 31908163600), а именно, указано, что заказчик ограничил конкуренцию, избрав способом проведения закупки закупку у единственного поставщика.
Рассмотрев поступившие жалобы, Томское УФАС России приказом от 26.08.2019 N 112 возбудило дело N 02-10/137-19 по признакам нарушения УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Определением от 26.08.2019 N ТВ/6280 дело назначено к рассмотрению.
В ходе рассмотрения жалобы Томское УФАС России установило в действиях заказчика нарушение требований п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, указав, что заключение договоров N 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19 155-19 с единственным исполнителем без проведения конкурентных процедур не соответствует Положению о закупке, Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон 223-ФЗ), а именно: хозяйствующий субъект не может получить доступ на рынок по транспортировке ТКО иначе, как заключив соответствующий договор с региональным оператором - УМП "Спецавтохозяйство г. Томска"; УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" является субъектом, обязанным осуществлять свою закупочную деятельность в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В нарушение Закона 223-ФЗ, Положения о закупке, УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" заключило договоры N 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 с единственным исполнителем без проведения конкурентных процедур. Необходимость заключения указанных договоров без проведения конкурентных процедур УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" не обоснована, нецелесообразность проведения конкурентных процедур не доказана. Обоснованность применения пп. 23 ч. 1 ст. 49 Положения о закупке для заключения рассматриваемых договоров не доказана. Контрагенты по договорам N 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" определены заранее в отсутствие коммерческих предложений, что не отвечает целям и принципам Закона о закупках, Закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным, УФАС по Томской области 16.10.2020 вынесено решение по делу N 02-10/137-19 о нарушении антимонопольного законодательства, в котором указано:
1. Признать УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" нарушившими п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с исполнением обязательств по договорам.
3. Материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" и его должностных лиц к административной ответственности.
Предприятие, считая, что решение Управления от 16.10.2020 по делу N 02-10/137-19 о нарушении антимонопольного законодательства в части п.п.1, 3, вынесено незаконно и необоснованно, нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом N 135-ФЗ устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В целях осуществления данных функций антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и предписания, привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (часть 1 статьи 23, часть 1 статьи 39 Закона).
На основании статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается монополистическая деятельность в форме злоупотребления хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.
Объектом правового запрета, предусмотренного данной нормой является поведение, которое связано с использованием хозяйствующим субъектом своего особого экономического положения на товарном рынке (рыночной власти), и выражается в одной из форм, указанных в части 1 данной статьи, а именно, в форме недопущения, ограничения, устранения конкуренции на товарных рынках (устранения конкурентов с товарного рынка, затруднения доступа на рынок новых конкурентов и т.п.), и (или) в форме причинения вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иного подобного ущемления их прав.
По смыслу закона поведение хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, направленное на устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов и иные подобные действия, признается злоупотреблением, поскольку непосредственным образом приводит к монополизации рынка и ограничивает свободу ведения экономической деятельности иными хозяйствующими субъектами. Поведение доминирующего на рынке субъекта, направленное на причинение вреда иным участникам рынка, признается злоупотреблением, поскольку позволяет такому субъекту извлекать за счет потребителей выгоду, которая не могла быть получена в ином случае, и способно приводить к монополизации рынка опосредованно (в связи с усилением позиции доминирующего субъекта на рынке).
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 12 постановления от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона.
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" занимает доминирующее положение на рынке по обращению с твердыми коммунальными отходами.
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" в ред. от 12.04.2019 (далее - Положение о закупках, т.4 л.д. 112-139).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Применительно к настоящему спору антимонопольным органом установлено, что проведение закупки у единственного поставщика, является неправомерным, нарушающим принципы и цели Закона о закупках, поскольку у потенциальных участников отсутствовала возможность подать заявку и принять участие в закупке, так как последняя проводилась способом у единственного поставщика.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
Частью 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В силу статьи 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
В целях сохранения конкурентной среды на рынке по транспортированию ТКО законодателем предусмотрено проведение торгов в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (утв. Постановлением Правительства РФ N 1133 от 03.11.2016).
В соответствии с пп. "а" ст. 3 Правил проведения торгов цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации. На территории 7 зоны деятельности регионального оператора образуется более 30 % ТКО Томской области.
Согласно ст. 10 Правил проведения торгов региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных подпунктом "а" пункта 3 Правил, в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.
Статья 49 Положения о закупках устанавливает случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пп. 23 ч. 1 ст. 49 Положения о закупках закупка может быть, проведена без конкурентных процедур в случае, если закупка осуществляется на право заключения договоров субподряда, договоров оказания услуг с привлечением сторонних организаций в целях надлежащего выполнения работ, оказания услуг по заключённым ранее, договорам, в связи с чем применение иных способов проведения закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Судом из материалов дела установлено, что УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" заключило договоры N 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19 с единственным исполнителем, предметом которых является "Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию твёрдых коммунальных отходов", ссылаясь на пп. 23 ч. 1 ст. 49 Положения о закупках без проведения конкурентных процедур.
Между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора от 11.12.2018. В материалы дела представлены извещения о проведении закупок у единственного поставщика:
- извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 26.07.2019 в ЕИС (N 31908138393), наименование закупки "Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО", способ проведения закупки - закупка у единственного поставщика, классификация по ОКПД2 - 38.11.21.000 "Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования", классификация по ОКВЭД2 - 38.11 "Сбор неопасных отходов", количество 310 тонн.
Согласно извещению о проведении закупки у единственного поставщика, размещённому 01.08.2019 в ЕИС (N 319008159643), наименование закупки "Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО", способ проведения закупки - закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), классификация по ОКПД2 - 38.11.21.000 "Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования", классификация по ОКВЭД2 -38.11 "Сбор неопасных отходов", количество 360 тонн;
- извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 02.08.2019 в ЕИС (N 31908163600), наименование закупки "Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО", способ проведения закупки - закупка у единственного поставщика, классификация по ОКПД2 - 38.11.21.000 "Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования", классификация по ОКВЭД2 - 38.11 "Сбор неопасных отходов", количество 360 тонн;
- извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 01.08.2019 в ЕИС (N 31908163653), наименование закупки "Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО", способ проведения закупки - закупка у единственного поставщика, классификация по ОКПД2 - 38.11.21.000 "Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования", классификация по ОКВЭД2 - 38.11 "Сбор неопасных отходов", количество 375 тонн;
- извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 26.07.2019 в ЕИС (N 31908138508), наименование закупки "Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО", способ проведения закупки - закупка у единственного поставщика, классификация по ОКПД2 - 38.11.21.000 "Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования", классификация по ОКВЭД2 - 38.11 "Сбор неопасные отходов", количество 900 тонн;
- извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 26.07.2019 в ЕИС (N 31908138650) наименование закупки "Услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО", способ проведения закупки - закупка у единственного поставщика, классификация по ОКПД2 - 38.11.21.000 "Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования", классификация по ОКВЭД2 - 38.11 "Сбор неопасных отходов", количество 540 тонн.
Кроме этого, в материалы дела представлены следующие договоры, впоследствии заключенные заявителем:
- Договор N 146-19 от 24.07.2019 с ООО "Базис+" (далее - договор N 146-19), согласно п. 1.1. которого ООО "Базис+" (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП "Спецавтохозяйство" (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерные площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Согласно п. 2.3.7. Договора N 146-19 Исполнитель обязан уведомлять Заказчика обо всех случаях нарушения графика вывоза ТКО в отношении каждого контейнера. Согласно пояснениям УМП "Спецавтохозяйство", указанный договор заключён во исполнение муниципального контракта N Ф 2019.000012 от 25.07.2019, заключённого между Администрацией Кировского района г. Томска (Заказчик) и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" (Исполнитель);
- Договор N 150-19 от 01.08.2019 (далее - договор N 150-19) с ООО "Базис+". Согласно п. 1.1. договора N 150-19 ООО "Базис+" (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП "Спецавтохозяйство" (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с. Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области". Согласно п. 2.3.7. Договора N 150-19 Исполнитель обязан уведомлять Заказчика обо всех случаях нарушения графика вывоза ТКО в отношении каждого контейнера. Согласно заявкам по договору N150-19, услуги по вывозу ТКО оказывались периодически по одним и тем же адресам. Согласно пояснениям УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", договор заключен во исполнение контракта N 18 от 23.07.2019, заключённого между Администрацией Ленинского района г. Томска (Заказчик) и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" (Исполнитель);
- Договор N 154-19 от 02.08.2019 с ООО "ТомУслуга" (далее - договор N 154-19), согласно п. 1.1. которого ООО "ТомУслуга" (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП "Спецавтохозяйство" (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с. Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Согласно п. 2.3.7. Договора N 154-19 Исполнитель обязан уведомлять Заказчика обо всех случаях нарушения графика вывоза ТКО в отношении каждого контейнера. Согласно заявкам по договору N 154-19 оказание услуг по транспортировке ТКО производилось периодически по одним и тем же адресам (ул. Невская 12-14, ул. Новостройка 1). Согласно пояснениям УМП "Спецавтохозяйство", указанный договор заключён во исполнение муниципального контракта N 9 от 29.07.2019, заключённого между Администрацией Октябрьского района г. Томска Заказчик) и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" (Исполнитель);
- Договор N 155-19 от 02.08.2019 с ООО "ТомУслуга" (далее - договор N 155-19), согласно п. 1.1. которого ООО "ТомУслуга" (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП "Спецавтохозяйство" (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Согласно п. 2.3.7. Договора N 155-19 Исполнитель обязан уведомлять Заказчика обо всех случаях нарушения графика вывоза ТКО в отношении каждого контейнера. Согласно пояснениям УМП "Спецавтохозяйство", указанный договор заключён во исполнение договора N 40 от 01.08.2019, заключённого между Администрацией Советского района г. Томска (Заказчик) и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" (исполнитель);
- Договор N 148-19 от 24.07.2019 с ООО "Жилсервис Томской Домостроительной Компании" (далее - договор N 148-19), согласно п. 1.1. которого ООО "Жилсервис Томской Домостроительной Компании" (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП "Спецавтохозяйство" (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Согласно п. 1.3. Договора N 148-19 место оказания услуг указывается в Приложении N 1 к договору. В Приложении N 1 к договору указан список контейнерных площадок, с которых следует осуществлять вывоз ТКО, вывоз осуществляется ежедневно;
- Договор N 149-19 от 24.07.2019 с ООО "ЕвроЛогистик" (далее - договор N 149-19), согласно п. 1.1. которого ООО "ЕвроЛогистик" (Исполнитель) обязуется оказывать по письменным заявкам УМП "Спецавтохозяйство" (Заказчик) услуги специализированной техникой (мусоровозами) по транспортированию ТКО с контейнерных площадок, указанных в заявке Заказчика, на полигон отходов с Сурово-Сухоречье. Договор заключён в рамках исполнения обязательств Заказчика по договорам на оказание услуг по обращению с ТКО, заключённым с потребителями услуг и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключённого с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. В приложении N 1 к договору представлен список адресов расположения контейнерных площадок, с которых осуществляется транспортировка ТКО.
Отклоняя позицию антимонопольного органа относительно отсутствия доказательств нецелесообразности проведения торгов по выбору субподрядчиков для транспортировки ТКО, отсутствия сведений о систематическом нарушении графиков вывоза ТКО на контейнерных площадках, отсутствие контейнеров на площадках, подпадающих под действие договоров N 146-19, 148-19, 149-19, 150-19, 154-19, 155-19, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту ч. 10 ст. 15 Положения о закупках УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" закупка у единственного поставщика - способ закупки, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) продукции, работы, услуги, отсутствует конкуренция между частниками. Пунктом 49 главы 9 Положения о закупках УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" установлен перечень случаев, когда применяется способ закупки у единственного поставщика, в том числе, закупка способом "у единственного поставщика" допускается на основании пп.1-29 ч. 1 ст. 49 Положения.
Согласно ст. 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
При этом, как следует из материалов дела, наличие такого способа закупки, как закупка у единственного источника, предусмотренная Положением о закупках, рассмотрена Управлением и признана правомерной, представитель УФАС по Томской области указала, что заявителем не представлено доказательств нецелесообразности проведения конкурсных процедур.
Как верно отметил суд первой инстанции, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, целью Закона N 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения. Ограничением конкуренции может быть признано осуществление закупки у единственного поставщика, если оно не обусловлено, например, экономическо-производственной необходимостью, а также отсутствует потребность в ее срочном проведении.
Согласно Уставу УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" основной целью деятельности предприятия является решение социальных задач по санитарному содержанию территории муниципального образования "Город Томск", выполнение городских социально-значимых заказов, удовлетворение общественных потребностей. К основным видам деятельности предприятия относятся: вывоз и захоронение отходов потребления и производства.
Деятельность УМП "Спецавтохозяйство г.Томска" как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регламентируется Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами регламентируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В соответствии с п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее -место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 18 Правил установлено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно материалам дела, в соответствии с установленными Правилами в целях ликвидации мест несанкционированного размещения отходов Администрации районов г.Томска, как собственники земельных участков, заключили с региональным оператором муниципальные контракты на ликвидацию несанкционированных свалок, образовавшихся в связи с вывозом с территории муниципального образования "Город Томск" контейнерного парка ООО "Сорнет" (которое ранее осуществляло вышеуказанную деятельность).
Поскольку у Администраций района г.Томска как собственников земельных участков имелась обязанность по заключению договора с региональным оператором, то они являлись для регионального оператора потребителями соответствующих услуг.
Статус регионального оператора УМП "Спецавтохозяйство г.Томска" получило на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории 7 зоны деятельности регионального оператора, заключенного 11.12.2018 с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (т.1 л.д. 79-84). Согласно п. 3.14 указанного Соглашения в случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор обязан предпринять меры для его ликвидации, установленные Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании изложенного, суд первой инстанции верно отметил, что договоры N 146-19, 150-19, 154-19, 155-19 заключены в рамках исполнения обязательств по муниципальным контрактам N Ф.2019.000012, Ф.2019.000018, Ф.2019.000009, Ф.2019.000040, заключенных с администрациями Ленинского, Кировского, Советского и Октябрьского районов г. Томска. То есть, данные договоры заключались в целях ликвидации несанкционированных мест накопления мусора на территории муниципального образования.
Согласно представленным в материалы дела протоколам заседаний закупочной комиссии (т.1 л.д. 48-53), способ закупки определен в связи с необходимостью исполнения муниципальных контрактов.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции установил, что спорные договоры, заключенные между заявителем и поставщиками, направлены на достижение единой хозяйственной цели, предметы (транспортировании ТКО с контейнерных площадок, вывоз отходов) договоров идентичны, в связи с чем суд правомерно посчитал заключение указанных договоров обоснованным, в целях недопущения ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в г. Томске в переходный период передачи УМП "Спецавтохозяйство" статуса регионального оператора деятельности по обращению с ТКО.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции и отмечает следующее.
Законом N 223-ФЗ установлено, что закупка товаров, работ, услуг для юридических лиц, названных в части 2 статьи 1 данного закона, может осуществляться конкурентными и неконкурентными способами. К неконкурентным способам в числе прочего относится размещение заказа у единственного поставщика (часть 3.2 статьи 3).
Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.
Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.
Судом установлено, что в рассматриваемый период (июнь - август 2019) на территории г.Томска имело место накопление ТКО на контейнерных площадках, в связи с вывозом соответствующих контейнеров предыдущего исполнителя (информация СМИ - т.4 л.д. 16-17) и отсутствии у УМП "Спецавтохозяйство" достаточных ресурсов (техника, работники) для исполнения возложенных на него обязанностей, а также ликвидации скопившихся ТКО (т.4 л.д. 18-55).
С учетом требований Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88), следует признать обоснованным заключение вышеуказанных договоров, с целью предотвращения негативных последствий, связанных с невозможностью своевременного вывоза ТКО.
Как пояснил представитель предприятия в судебном заседании, данные действия носили временный характер, договоры заключались именно в целях ликвидации несанкционированных мест накопления мусора на территории муниципальных образований во исполнение муниципальных контрактов, имели место в июне-августе 2019 г., а не на постоянной основе; начиная с сентября собственниками были приобретены дополнительные контейнеры, чем исключалось несанкционированное накопление мусора а региональным оператором приобретены дополнительные транспортные средства, в связи с чем отпала необходимость в дальнейшем заключать договоры с исполнителями.
Суд первой инстанции также верно отметил, что заявитель в рассматриваемом случае решал социально значимые для потребителей задачи. При этом, договоры заключались не для обеспечения собственных нужд заявителя, а для решения указанных выше задач и надлежащего удовлетворения потребностей потребителей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выбор способа закупки у единственного поставщика в данном случае не противоречит п.п.23 п. 1 ст. 49 Положения, Закону N 223-ФЗ.
На основании изложенного, суд правомерно удовлетворил требование общества.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
С учетом того, что Управление освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 15.07.2021 по делу N А67-8691/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8691/2020
Истец: Унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области
Третье лицо: ООО "АБФ ЛОГИСТИК", ООО "БАЗИС+", ООО "Еврологистик", ООО "Жилсервис Томской домостроительной компании", ООО "СОРНЕТ", ООО "Томуслуга "