г. Челябинск |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А34-4191/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый Ресурс" на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2021 по делу N А34-4191/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Новый Ресурс" (далее - ООО "Новый ресурс") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) N 6/АМЗ от 11.02.2021 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определениями суда от 23.03.2021 и от 17.05.2021 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное унитарное предприятие города Кургана "Шуховский полигон ТБО" (далее - МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО") и Курганская городская Дума.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Новый ресурс" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в действиях МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" имелись признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности предоставление документации с завышенным расчетом без разделения доходов и расходов между регулируемой и нерегулируемой деятельностью, что привело к завышению тарифа на услуги по размещению отходов 4 или 5 класса опасности производства и потребления. Курганское УФАС России не предприняло всех необходимых мер для полной проверки доводов, изложенных в жалобе ООО "Новый ресурс".
Отмечает, что арбитражным судом необоснованно не принят во внимание как относящийся к иным фактическим обстоятельствам довод о том, что во исполнение предупреждения антимонопольного органа от 05.10.2020 МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" отменял приказ об установлении стоимости размещения отходов на полигоне в сумме 505 руб. 04 коп. за предшествующий период и устанавливал стоимость в сумме 324 руб. 94 коп., поскольку он относится к рассматриваемому спору, в связи с тем, что ООО "Новый ресурс" в 2020 и 2021годах обращалось с аналогичными жалобами в Курганское УФАС России, и только в 2020 году антимонопольный орган предпринял все необходимые меры по проверки доводов жалобы.
До начала судебного заседания от Курганского УФАС России, Курганской городской Думы поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса. От Курганской городской думы поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" на основании лицензии от 29.07.2016 осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
На основании аналитического отчёта от 10.01.2017 Курганским УФАС России установлено доминирующее положение МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО".
МУП города Кургана "Шуховский полигон" направило в адрес ООО "Новый Ресурс" письмо-уведомление (исх. N 514 от 24.12.2020) о повышении цены на услуги по размещению отходов 4 и 5 классов опасности до 411,69 руб. за 1 тонну.
Полагая, что предложение о заключении договора по цене 411,69 руб. за 1 тонну, то есть с увеличением стоимости более чем на 62% от экономически обоснованных затрат, установленных в результате государственного регулирования на аналогичный вид работ, является злоупотреблением со стороны МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" своим доминирующим положением посредством установления монопольно высокой цены, 18.01.2021 ООО "Новый Ресурс" обратилось в Курганское УФАС России с заявлением о наличии действиях МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В заявлении ООО "Новый Ресурс" также указало, что МУП города Кургана "Шуховский полигон" с целью понуждения к заключению договора на указанных условиях, ограничило допуск спецтранспорта заявителя на полигон для размещения отходов, создавая затруднения в осуществлении предпринимательской деятельности (т. 1, л.д. 53-54).
Вместе с заявлением ООО "Новый Ресурс" представило в антимонопольный орган договор с МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО", подписанный заявителем с протоколом разногласий, переписку с МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" в отношении заключения договора, объяснительные водителей спецтранспорта, данный спутникового мониторинга транспортных средств ООО "Новый Ресурс", видеозапись от 14.01.2021 (т. 1, л.д. 53-94).
В ходе рассмотрения заявления ООО "Новый Ресурс" по запросу антимонопольного органа от 25.01.2021 N 04-02/184-10 МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" представило в УФАС по Курганской области письменные пояснения с приложением документов запрошенных антимонопольным органом (т. 1, л.д. 99-143), в том числе: заключение Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана об экономической обоснованности тарифа на услуги МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" по размещению (захоронению) отходов производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам и решение Курганской городской Думы от 23.12.2020 N179 "Об установлении тарифа на услуги по размещению отходов IV или V класса опасности производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам, предоставляемые МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" (т. 1, л.д. 133-138).
По результатам рассмотрения заявления ООО "Новый Ресурс" антимонопольным органом принято решение от 11.02.2021 N 6/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (т.1, т. 146-149).
Не согласившись с решением Курганского УФАС России, ООО "Новый Ресурс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из анализа взаимосвязанных положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании незаконным ненормативного правового акта необходимо одновременное наличие, универсальная совокупность, двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту; нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В целях осуществления данных функций антимонопольный орган наделен полномочиями возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями (пункты 1 и 11 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 135-ФЗ основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства определен статьей 44 Закона N 135-ФЗ, в соответствии с которой при рассмотрении заявления, материалов о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган: определяет, относится ли рассмотрение заявления или материалов к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (часть 5).
По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона (часть 8). Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в том числе, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют (пункт 2 части 9).
Обязанность прилагать к заявлению документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства, а в случае невозможности представления таких документов указывать на причину невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены, возложена на заявителя (часть 2 статьи 44 Закона N 135-ФЗ).
Исходя из указанных положений Закона N 135-ФЗ, отказ в возбуждении дела может последовать в связи с отсутствием в действиях хозяйствующего субъекта признаков нарушения антимонопольного законодательства. Данный отказ должен быть мотивирован.
Часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ устанавливает запрет действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 N 135-ФЗ правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.
Поскольку ранее Курганским УФАС России было установлено доминирующее положение МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" на рынке услуг деятельности по обращению с отходами на основании аналитического отчета от 10.04.2017 судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными доводы заявителя о том, что на МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" распространяются требования части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.
Вместе с тем, как установлено материалами дела МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" обращалось в Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана с предложением об установлении тарифа на услуги по размещению отходов производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
Для установления тарифа Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана применил метод экономической обоснованности расходов, в соответствии с которым были проанализированы затраты МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" на оказание услуг по размещению отходов производства и потребления, данные по объему размещенных отходов производства и потребления в 1 полугодии 2020 года, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Департаментом экономического развития, предпринимательства и торговли города Кургана и решением Курганской городской Думы от 23.12.2020 N 179 "Об установлении тарифа на услуги по размещению отходов IV или V класса опасности производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам, предоставляемые МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" с 01.01.2021 по 31.12.2021, установлен тариф на услуги по размещению отходов IV или V класса опасности производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предоставляемые МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО", в размере 411,69 рублей за 1 тонну (без НДС).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу пункта 6 части 10 статьи 35 Закона о местном самоуправлении, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 21 Устава муниципального образования города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 N 38 (далее - Устав), Курганская городская Дума является представительным органом местного самоуправления города Кургана.
В соответствии со статьей 22 Устава Курганская городская Дума обладает полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Кургана, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Кургана, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 к IV и V классу опасности, в том числе отнесены отходы производства и потребления, не являющиеся твердыми коммунальными отходами. В связи с чем, установление тарифов на отходы IV и V классы опасности, не являющиеся твердыми коммунальными отходами осуществляется для муниципальных унитарных предприятий представительным органом.
Согласно пункту 5 Устава МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО", утвержденного постановлением Администрации города Кургана от 18.05.2018 N 3078, учредителем Предприятия и собственником имущества является муниципальное образование - город Курган.
В соответствии со статьей 17 Закона о местном самоуправлении, статьей 22 Устава муниципального образования города Кургана, решением Курганской городской Думы от 12.12.2018 N 205 "Об утверждении Положения о порядке установления тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий (учреждения) города Кургана" (далее - Положение N 205) к полномочиям органов местного самоуправления относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями.
Таким образом, решение Курганской городской Думы от 23.12.2020 N 179 "Об установлении тарифа на услуги по размещению отходов IV или V класса опасности производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам, предоставляемые МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" принято Курганской городской Думой в пределах полномочий, предоставленных ей Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 N 38.
Из вышеизложенного следует, что тариф на услуги по размещению отходов IV или V класса опасности производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам, установлен Решением Курганской городской Думой, а не МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО".
Поскольку МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО", являющийся хозяйствующим субъектом, самостоятельно не устанавливало тариф на услуги по размещению отходов IV или V класса опасности производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам и, как следствие, не могло нарушить установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования и не является субъектом правонарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, Курганским УФАС России обоснованно принято решение от 11.02.2021 N 6/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Доводы подателя жалобы о том, что злоупотребление МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" своим доминирующим положением заключается в представлении для установления тарифа расчётов, составленных с нарушением требований, установленных законодательством, признаются неверными, поскольку представление указанных расчётов не предопределяет их безусловное утверждение. Кроме того, было уже указано выше, до утверждения спорного тарифа решением Курганской городской Думы от 23.12.2020 N 179, Департаментом экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана подготовлено заключение об экономической обоснованности тарифа на услуги МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" по размещению (захоронению) отходов производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в соответствии с которым тариф составил 411,69 руб. за 1 тонну (т. 1, л.д. 133- 137).
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" транспортирование отходов предусматривает соблюдение следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Согласно пункту 1.1 договора на размещение отходов производства и потребления, заключаемого МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" со своими контрагентами (участниками рынка услуг по сбору и транспортированию отходов), исполнитель принимает на себя обязательства перед заказчиком осуществлять размещение Отходов производства и потребления на Полигоне МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО", согласно Перечню принимаемых на размещение отходов (приложение N 1 к договору), а заказчик обязуется оплатить размещение Отходов в порядке и на условиях, установленных договором.
Пункт 2.1 указанного договора на размещение отходов производства и потребления закрепляет, что заказчик сдает, а исполнитель принимает Отходы только при наличии оплаченных заказчиком талонов на размещение Отходов производства и потребления установленного образца, приобретаемых у исполнителя (т. 1, л.д. 105-115).
Таким образом, указанные отношения предусматривают наличие внесенной в полном объеме предоплаты для выполнения МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" своих обязанностей по размещению того или иного объема отходов. При этом транспортирование и размещение отходов образуют собой единый процесс, являющийся частью деятельности по обращению с отходами. В данном случае рынки услуг по сбору и транспортированию отходов и по размещению отходов связаны между собой и являются взаимозависимыми. Рынок услуг по сбору и транспортированию отходов не может существовать в отрыве от рынка услуг по размещению отходов и наоборот.
Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции и не оспаривалось представителями заявителя в ходе судебного разбирательства после подписания ООО "Новый ресурс" договора б/н от 01.01.2021 с протоколом согласования разногласий и перечисления денежных средств на расчётный счет МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО", в счет оплаты услуг по размещению отходов производства и потребления, 17.02.2021 МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" обеспечило допуск спецтранспорта ООО "Новый ресурс" для выполнения работ по размещению отходов производства и потребления (т. 1, л.д. 144-145).
В силу того, что при осуществлении своей деятельности МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" руководствовалось тарифом, утверждённым решением Курганской городской Думы от 23.12.2020 N 179 МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО", самостоятельно указанный тариф не устанавливало, доводы подателя жалобы о нарушениях МУП г. Кургана "Шуховский полигон ТБО" пункта 19 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", при его формировании, судом правомерно отклонены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на иной оценке апеллянтом фактических обстоятельств дела в отсутствие на то правовых оснований и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2021 по делу N А34-4191/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый Ресурс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Новый Ресурс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 1163 от 16.09.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4191/2021
Истец: ООО "Новый ресурс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
Третье лицо: Курганская городская Дума, МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд