город Омск |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А70-10830/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11698/2021) некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.09.2021 по делу N А70-10830/2021 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (ОГРН 1147232010530, ИНН 7204201389, дата регистрации: 28.02.2014, адрес: 625048, Тюменская область, город Тюмень, Новгородская ул., д. 10) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062, адрес: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, 34/1) о признании недействительным предписания от 08.06.2021 N ТО-14-0707/2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" - Ткачук Наталья Михайловна, по доверенности от 15.12.2020 N 51 сроком действия 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - заявитель, Фонд, НО "ФКР ТО") обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания от 08.06.2021 N ТО-14-0707/2021.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.09.2021 по делу N А70-10830/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Фонд в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что изменения в предписание внесены письмом от 23.07.2021 N 7681/21, то есть за пределами срока для внесения изменений. Фонд также отмечает, что обязанность регионального оператора по размещению платежных документов в системе ГИС ЖКХ статьями 155, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не предусмотрена. Указанная обязанность закреплена за Фондом разделом 9 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ N 74 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 N 114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ), однако только в случае, если региональный оператор капитального ремонта осуществляет представление платежных документов. В настоящем случае между Фондом и ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "ТРИЦ") заключен договор на оказание услуг от 29.05.20215 N 63, в силу которого обязанность по ведению лицевых счетов, начислению взносов, формированию и доставке платежных документов до собственников входит в обязанности ОАО "ТРИЦ".
Кроме того, между Фондом и ОАО "ТРИЦ" заключено соглашение от 05.06.2018 на передачу полномочий по размещению ОАО "ТРИЦ" информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В связи с чем выдача предписания и возложение административной ответственности на Фонд неправомерна.
Фонд также ссылается на неисполнимость предписания, так как информаций для правильного формирования платежного документа (номер лицевого счета, персональные данные собственника, площадь помещения и иные данные) не обладает.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу.
Заинтересованное лицо явку не обеспечило, ходатайство об отложении судебного заседания не заявило.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя подателя жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании приказа начальника инспекции - главного государственного жилищного инспектора Тюменской области Боровицкой Л.Ф. от 07.06.2021 N 1022/2021 в отношении НО "ФКР ТО" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения предписания от 28.04.2021 N ТО14-0532/2021 по многоквартирным домам NN 92, 95, 97 по ул. Мельникайте г. Тюмени, NN 15. 51 по ул. Минской г. Тюмени, NN 39, 38 по ул. Одесской г. Тюмени, N 10 по ул. Метелёвской г. Тюмени, N 60 по ул. Семена Ремезова г. Тобольска, N 41 по ул. Свердлова г. Ялуторовска, N 109 по ул. Свободы г. Ялуторовска, N 96 по ул. Мельникайте г. Тюмени, N 22 по ул. Одесской г. Тюмени, N 8 по ул. Уватско г. Тобольска.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что предписание от 28.04.2021 N ТО-14-0532/2021 не выполнено в полном объеме.
По результатам проверки в отношении НО "ФКР ТО" 08.06.2021 составлен акт и вновь выдано предписание N ТО-14-0707/2021, со сроком исполнения до 02.08.2021 (с учетом письма о внесении изменений в предписание), в соответствии с которым на Фонд возложена обязанность обеспечить размещение платежных документов в ГИС ЖКХ по всем помещения в многоквартирных домах в установленные законодательством сроки.
Не согласившись с указанным предписанием, НО "ФКР ТО" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило поводом для обращения Фонда в апелляционный суд с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Частью 2.1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.
Взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Частью 20 статьи 7 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и на счетах которых формируется фонд капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, размещают в системе информацию об исполнении своих обязанностей по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе информацию, предусмотренную пунктами 19 и 21 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ в ГИС ЖКХ размещается информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ.
Подробный перечень видов информации, размещаемой в системе, в том числе управляющими организациями, приведен в части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ и является открытым, в силу пункта 42 которого в системе должна размещаться иная информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в соответствии с названным федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам Фонда, нормами действующего законодательства предусмотрена обязанность по размещению в ГИС ЖКХ платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт.
Материалами проверки подтверждается, что по указанным в акте проверки многоквартирным домам платежные документы в ГИС ЖКХ размещены не в полном объеме (платежные документы размещены не по всем помещениям в указанных многоквартирных домах), что Фондом по существу не оспаривается.
Из позиции Фонда следует, что полномочия по размещению информации в ГИС ЖКХ возложены на ОАО "ТРИЦ" на основании договора на оказание услуг от 29.05.2015 N 63, в силу чего возложение указанной обязанности на Фонд является неправомерным.
Суд апелляционной инстанции расценивает доводы заявителя в качестве ошибочных и сделанных без учета того, что обязанность по размещению платежных документов в ГИС ЖКХ возложена на НО "ФКР ТО" нормами ЖК РФ, Закона N 209-ФЗ как на специализированную некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, что свидетельствует о том, что обязанность Фонда является публично-правовой.
Частно-правовые отношения с ОАО "ТРИЦ" обязательств исполнения своей публично-правовой обязанности с Фонда не снимают, в силу чего предписание правомерно выдано именно Фонду.
Ссылки подателя жалобы на заключенное с ОАО "ТРИЦ" соглашение от 05.08.2018 о передаче полномочий на размещение ОАО "ТРИЦ" информации в ГИС ЖКХ судом апелляционной инстанции не принимаются, так как, как было выше сказано, данная обязанность Фонда является публично-правовой и не может быть полностью делегирована обществу.
Как правомерно указано судом первой инстанции, контроль исполнения договора на оказание услуг от 29.05.2015 N 63 входит в зону ответственности Фонда, ОАО "ТРИЦ" выступает в роли подрядной организации, однако ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ лежит на НО "ФКР ТО" как на региональном операторе в силу требований жилищного законодательства.
Суд апелляционной инстанции также расценивает в качестве несостоятельных доводы подателя жалобы о неисполнимости предписания, поскольку Фонд вправе принять меры по получению информации о номере лицевого счета, персональных данных собственника, площади помещения и иных данных необходимых для правильного формирования платежного документа с целью самостоятельного размещения информации. Кроме того, Фонд суд может как принять гражданско-правовые механизмы воздействия на сторону договора, ненадлежащим образом исполняющую свои обязанности, так и заключить гражданско-правовой договор с иным лицом.
Довод заявителя относительно того, что изменения в предписание внесены за пределами срока для внесения изменений, оценен и правомерно отклонен судом первой инстанции, указавшим на то, что замена слов "п. 16 Раздел 9 приказ Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016" на слова "ч. 1 ст. 171 ЖК РФ" сути выявленного нарушения не меняет.
Указанное само по себе не является безусловным основанием для признания предписания недействительным и его отмены.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права и положения процессуального законодательства судом первой инстанции применены правильно; нарушений, безусловно влекущих отмену судебного акта, не допущено. Обстоятельства спора установлены правильно.
Основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.09.2021 по делу N А70-10830/2021 - без изменения.
Возвратить некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 01.09.2021 N 549742.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10830/2021
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ