г. Челябинск |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А07-13560/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральский лес" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2021 по делу N А07-13560/2021.
Южно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Уральский лес" (далее - ООО "Уральский лес", общество, ответчик) о взыскании денежных средств в размере 225 000 руб. в счет возмещения вреда, причиненного почвам в результате складирования отходов фанеры.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2021 исковые требования удовлетворены.
ООО "Уральский лес" не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что пострадавшая готовая продукция, временно размещенная в результате пожара, была вывезена им же и использовалась для переработки, а водоохранная зона очищена без причинения какого-либо вреда для окружающей среды, так как продукция сгребалась со снегом, а на почву из готовой продукции ничего не попало.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.01.2021 Управлением осуществлен осмотр территории ООО "Уральский лес" принадлежащий на правах договора N 01 -Н от 28.02.2020 по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рижская д. 5.
По результатам проведенного осмотра, в водоохраной зоне р. Белая на почве с географическими координатами 54.750047, 55.897996 обнаружено складирование отходов фанеры площадью 500 кв.м.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (далее ФККО) отходы фанеры являются 4 классом опасности (код по ФККО 4 04 210 0151 4) ООО "Уральский лес".
Произведен расчёт размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Заявитель указывает, что расчёт вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды произведён по "Методике исчисления размера причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 08.07.2010 N 238 (зарегистрировано в Минюсте РФ 7.09.2010 за N 18364) с изменениями, внесенными приказами Минприроды России N 194 от 25.04.2014, N 316 от 11.07.2018.
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Согласно пункту 4 Методики расчет осуществляется по формуле:
УЩ = УЩзагр + УЩотх + УЩперекр + УЩсн + УЩуничт, где:
УЩ - общий размер вреда, причиненного почвам (руб.);
УЩзагр - размер вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящему к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах, (руб.) - в расчете не используется;
УЩотх - размер вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, (руб.);
УЩперекр - размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или объектами (в том числе линейными), (руб.);
УЩсн - размер вреда в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы, (руб.)- в расчете не используется;
УЩуничт - размер вреда в результате уничтожения плодородного слоя почвы, (руб.) - в расчете не используется.
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, в результате порчи почв причиненного почвам при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными).
Согласно пункту 10 Методики расчет осуществляется по формуле: УЩперекр = S х Кг х Кисп х Тх,
где:
УЩперекр - размер вреда (руб.);
S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (м2);
Кг - показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (i том числе линейными), определяется в соответствии с пунктом 7 Методики;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенной использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к Методике (руб./м2).
Управление определило:
S - согласно замерам государственного инспектора Росприроднадзора псовым А.Д. площадь складированных отходов составляет 500 кв.м.
Кг - в случае порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), значение показателя (принимается равным 0,5;
Кисп - место складирование отходов фанеры располагаются на графических координатах 54.750047, 55.897996, находится в водоохранной в р. Белая, в соответствии с пунктом 8 Методики для водоохранных зон в составе земель всех категорий применяется коэффициент 1,8;
Тх - определена согласно приложению 1 Методики, отход 4 класса опасности принята равной 500 (руб./м ).
Таким образом, УЩ перекр = 500 х 0,5 х 1,8 х 500 = 225 000 руб.
16.02.2021 Управлением, в адрес юридического лица ООО "Уральский Лес" направлено письмо исх. N 03/204, с требованием о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам в результате складирование отходов фанеры площадью 500 кв.м., в течение 30 дней с момента получения письма, и получено ответчиком 19.02.2021.
Требование от 16.02.2021 N 03/204 в добровольном порядке ответчиком не исполнено.
Неуплата указанной суммы в добровольном порядке явилась основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что причинение вреда почве в результате загрязнения земельного участка отходами подтверждается постановлениями о назначении административного наказания от 03.03.2021 N 08/1475-Р, от 03.03.2021 N 08-1473-Р, которыми ООО "Уральский лес" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N7-ФЗ, Закон об окружающей среде), к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Согласно статьям 77 и 78 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Причиненный окружающей среде вред подлежит возмещению, он определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с частью 1 статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации о способах возмещения вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Определение размера вреда, причиненного окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1743-О-О указано, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 (зарегистрирован в Минюсте 07.09.2010 за N 18364) утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - Методика).
Из материалов дела следует и как было указано ранее, 25.01.2021 Управлением осуществлен осмотр территории ООО "Уральский лес" принадлежащий на правах договора N 01 -Н от 28.02.2020 по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Рижская д. 5.
По результатам проведенного осмотра, в водоохраной зоне р. Белая на почве с географическими координатами 54.750047, 55.897996 обнаружено складирование отходов фанеры площадью 500 кв.м.
В силу положений ст. ст. 1, 77 Федерального закона N 7-ФЗ основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.
По смыслу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), ст. 77 Федерального закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст. 3, п. 3 ст. 22, п. 2 ст. 34 Федерального закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Факт размещения отходов фанеры на спорном земельном участке, обществом не оспаривается.
Однако, для вывода о причинении вреда окружающей среде, в данном случае - о химическом загрязнении почвы, доказанным материалами дела должен быть факт наличия в почве загрязняющих веществ.
Факт наличия в почве загрязняющих веществ истцом не установлен.
Отсутствуют такие ссылки и в постановлениях о назначении административного наказания, на которые сослался суд первой инстанции.
Из постановлений о назначении административного наказания следует, что предметом доказывания по административным делам было только одно обстоятельство: незаконное размещение отхода. Именно это обстоятельство административный орган оценивал при разрешении вопроса о привлечении общества к ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тот факт, что фанера относится к 4-му классу опасности, сам по себе не означает, что её размещение на почве ведёт к загрязнению почвы какими-либо загрязняющими веществами, к превышению наличия загрязняющих веществ условно-фоновых значений.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) 4-й класс опасности присвоен малоопасным отходам, к которым, Управление отнесло отходы фанеры.
Поскольку Управлением в материалы дела не представлены доказательства, опровергающие вышеуказанные факты, а равно - доказательства, свидетельствующие о наличии в почве загрязняющих веществ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности причинения вреда почве спорного земельного участка, как обязательного элемента в деле о взыскании вреда, причиненного окружающей среде.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2021 по делу N А07-13560/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отказать.
Взыскать с Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уральский лес" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13560/2021
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан
Ответчик: ООО "УРАЛЬСКИЙ ЛЕС"