город Томск |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А27-20381/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2021 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого без использования средств аудиозаписи помощником судьи Арышевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-10373/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Развитие" на решение от 06.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20381/2020 (судья Андуганова О.С.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоремонт" (653039, Кемеровская Область - Кузбасс обл., город Прокопьевск, улица Институтская, здание 2г, ОГРН 1174205006909, ИНН 4223117458) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Развитие" (653024, Кемеровская Область - Кузбасс обл., город Прокопьевск, улица Ноградская, дом 1а, ОГРН 1174205011441, ИНН 4223117955) о взыскании задолженности,
без участия представителей сторон в судебном заседании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоремонт" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Развитие" (далее - ответчик, компания) о взыскании 337 910 рублей 02 копейки долга в виде повышающего коэффициента за сентябрь - октябрь - ноябрь 2019 года по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Прокопьевск, ул. Жолтовского, дом 2, ул. Обручева, дома 5, 7, 13, 76 619 рублей 18 копеек пени (неустойки), начисленной за просрочку оплаты повышающего коэффициента за период с 17.12.2019 по 15.07.2021.
Решением от 06.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил судебный акт отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы ответчик указал, что судом первой инстанции не принято во внимание, что абонент, пропустивший установленную дату очередной поверки приборов учета воды, не лишен возможности предоставить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость начисления объема полученного ресурса расчетным путем; последующее признание прибора учета (с истекшим МПИ) соответствующим метрологическим требованиям подтверждает его соответствие указанным требованиям; установленная государственным региональным центром метрологии пригодность прибора учета (с истекшим МПИ) для измерения объема воды, подтвержденная записью о проведенной поверке в паспорте (формуляре) средства измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, является достаточным подтверждением технической исправности и коммерческой пригодности названного прибора в спорном периоде; при установленных приборах учета и своевременной подаче показаний, повышающий коэффициент не применяется, начисления производятся по показаниям приборов учета и установленным тарифам; количество потребленной тепловой энергии может определяться либо показаниями приборов учета, либо расчетным путем, при этом сочетание указанных способов законом не предусмотрено.
Определением от 20.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству судьи Сластиной Е.С., назначено судебное заседание.
Определением от 01.11.2021 в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена председательствующего судьи Сластиной Е.С. на судью Назарова А.В.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, указал, что доводы ответчика необоснованные, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, равно как и удовлетворения апелляционной жалобы - не имеется.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
На основании Распоряжения Администрации Томской области N 677-ра от 03.11.2021 в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 года" нерабочие дни на территории Томской области продлены с 08.11.2021 по 14.11.2021, в связи с чем, определением от 08.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда дата и время судебного заседания, назначенного на 11.11.2021 на 12 час. 00 мин., перенесены на 18.11.2021 на 10 час. 05 мин.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей не обеспечили.
В порядке части 6 статьи 121, части 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2019 между истцом (ТСО) и ответчиком (исполнитель) заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 736/ТЭР, по условиям которого ТСО обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть коммунальный ресурс в виде тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные дома (далее - МКД), находящиеся под управлением исполнителя, расположенные по адресам, указанным в Приложении N 1, а исполнитель обязался принять и оплатить тепловую энергию и горячую воду, обеспечивая безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, соблюдать предусмотренный режим потребления коммунального ресурса. (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора объем тепловой энергии и горячей воды (Приложение N 1) производится в соответствии с расчетными тепловыми нагрузками, ТСО подает тепловую энергию и горячую воду до точки подключения исполнителя в количестве: отопление 12 530 Гкал/год, ГВС: 90383,40 метров кубических в год.
Согласно пункта 1.3 договора исполнитель оплачивает оказанные услуги (отопление и горячее водоснабжение) в части начисленной квартирной платы в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, утвержденных Приказом Департамента Жилищно - коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области N 150 от 23.12.2014, N 107 от 23.12.2014 и по тарифам, установленным Прокопьевским городским Советом народных депутатов из расчета оплаты 12 месяцев в год.
Пунктом 1.5 договора установлено, что исполнитель является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении жителей МКД, расположенных по адресам, указанным в Приложении N 1 и приобретают коммунальные ресурсы по договору в целях предоставления коммунальных услуг на отопление и горячее водоснабжение собственникам и пользователям помещений МКД.
Согласно раздела 3 договора исполнитель обязуется исполнять условия договора, в том числе, оплачивать тепловую энергию начисленной на услуги отопления, горячее водоснабжение и разбор сетевой воды из внутридомовой системы отопления; обеспечить организацию коммерческого учета потребляемых тепловой энергии и горячей воды, проводить техническое обслуживание и поверку приборов учета тепловой энергии и горячей воды в соответствии с требованиями законодательства (пункт 3.1.6 договора), обеспечивать сохранность и работоспособность в зоне его эксплуатационной ответственности внутридомовых систем и оборудования, в том числе приборов учета тепловой энергии. При обнаружении неисправности прибора учета, принадлежащих исполнителю или их несоответствия требованиям действующего законодательства произвести их ремонт или замену и известить в течение суток ТСО обо всех случаях неисправности приборов и схем коммерческого учета, выполнять требования ТСО по замене неисправных приборов учета. До момента восстановления работоспособности или замены прибора учета учет расхода тепловой энергии горячей воды за данный отчетный период производится в соответствии с пунктами 5.2, 5.3 договора.
Из пункта 5.1 договора следует, что при установке прибора учета тепловой энергии и горячей воды, принятых в установленном порядке в качестве коммерческих, в точке поставки количество тепловой энергии и горячей воды, полученным исполнителем, определяется по показаниям установленных приборов учета, а в случае их отсутствия - в порядке установленном пунктом 5.6 договора.
Согласно пункта 5.6 договора при временном выходе приборов из строя на период превышающий указанный в пункте 5.5, а также при отсутствии приборов учета, определение количества отпускаемой тепловой энергии и горячей воды производится на основании пункта 1.2 договора.
В соответствии с пунктом 5.9 договора приборы учета, установленные на объектах исполнителя, опломбируются ТСО, без взимания платы с исполнителя за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится ТСО повторно в связи с нарушением пломбы по вине исполнителя или третьих лиц. Работы по опломбировке приборов учета производятся ТСО по заявке исполнителя.
Из пунктов 5.10, 5.11 договора следует, что исполнитель снимает показания приборов учета тепловой энергии и горячей воды и передает их в ТСО до 25 числа текущего календарного месяца в форме отчета о потребленной тепловой энергии в виде посуточной распечатки архивных значений регистрируемых параметров теплоносителя и несет ответственность за достоверность представленных данных.
ТСО имеет право отказать исполнителю в приемке месячного отчета показаний приборов учета тепловой энергии в следующих случаях:
а) отчет показаний приборов учета тепловой энергии и горячей воды не соответствует установленной форме, либо предоставлен позже срока, установленного пунктом 5.10 договора;
б) узел учета тепловой энергии не допущен ТСО в эксплуатацию, то есть к ведению учета фактически полученной тепловой энергии;
в) невыполнения законных предписаний ТСО в части организации учета тепловой энергии и горячей воды выданных в соответствии с действующим законодательством;
г) учет осуществляется с применением в составе узла учета средства измерения с истекшим сроком действия государственной поверки.
Согласно пункта 5.12 договора при выходе из строя приборов учета, с помощью которых определяется количество тепловой энергии и горячей воды, а также приборов, регистрирующих параметры горячей воды, ведение учета тепловой энергии и горячей воды и регистрация их параметров, на период в общей сложности не более 15 суток в течение отопительного сезона с момента приемки узла учета в эксплуатацию, осуществляется на основании показаний этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 3 суток.
Пунктом 6.2. договора установлено, что способ оплаты за коммунальные услуги устанавливается на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 января 2017 года N 9 "Об установлении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" - равномерно в течение календарного года по среднемесячным показаниям коллективного (общедомового) прибора коммерческого учета за предыдущий календарный год. При этом ТСО производит исполнителю корректировку размера платы по отоплению до фактических показателей коллективного (общедомового) прибора коммерческого учета размера платы по отоплению до фактических показаний коллективного (общедомового) прибора коммерческого учета один раз в календарный год (декабрь) и выявленную разницу (положительную или отрицательную) учитывает в выставляемых платежных документах по настоящему договору. Корректировка производится при наличии показаний коллективного (общедомового) прибора коммерческого учета за все месяцы отопительного периода одного календарного года.
При наличии технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора коммерческого учета тепловой энергии и (или) горячей воды, в случаях и порядке, предусмотренных Правилами N 124, стоимость тепловой энергии, а также горячей воды, определенная по нормативу потребления коммунальной услуги определяется с учетом повышающего коэффициента в размере, предусмотренном действующим законодательством (пункт 6.3 договора).
Расчетный период для оплаты за тепловую энергию и горячую воду устанавливается равным одному календарному месяцу (пункт 6.4 договора).
Оплата за потребленную тепловую энергию и горячую воду производится ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом в размере 100% стоимости фактического объема поставленной тепловой энергии и горячей воды, с учетом требований к периодичности перечисления денежных средств установленных в Постановлении Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за предоставление коммунальных услуг".
В приложении N 1 к договору N736/ТЭР от 01.01.2015 в перечень МКД, на которые осуществляется поставка тепловой энергии и горячей воды поименованы, в том числе МКД по адресам: г. Прокопьевск, ул. Обручева, 7, Обручева, 5, 13, ул. Жолтовского, дом 2.
Истцом был начислен предусмотренный подпунктом "е" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) повышающий коэффициент к объемам потребления за сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года по МКД по адресам г. Прокопьевск, ул. Обручева, дома 5, 7, 13, ул. Жолтовского, дом 2 в сумме 337 910 рублей 02 копеек и предъявлен к оплате ответчику.
Поскольку ответчик добровольно отказался производить оплату повышающего коэффициента, истец направил ему претензию с требованием об оплате долга, а впоследствии обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности фактов нарушения ответчиком обязательств по оплате тепловой энергии.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В силу статей 307, 309, 310 ГК РФ обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Принимая во внимание то, что тепловая энергия для нужд отопления и ГВС поставлялась ответчику не в целях дальнейшей перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, к отношениям сторон подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами N 124.
В рассматриваемом случае разногласия сторон возникли относительно расчета истцом количества и стоимости тепловой энергии по ряду МКД, в период после того, как истек предыдущий срок поверки приборов учета до момента ввода их в эксплуатацию.
Суд первой инстанции поддержал правовую позицию истца о том, что установленный подпунктом "е" пункта 22 Правил N 124 повышающий коэффициент носит стимулирующий для управляющих компаний характер для своевременной поверки общедомовых приборов учета и введения их в эксплуатацию к началу отопительного сезона, признав при этом правомерным начисление истцом платы за услуги теплоснабжения за первые 3 месяца после истечения срока поверки по дому N 2 по ул. Жолтовского, домам N 5, N 7, N 13 по ул. Обручева, исходя из среднемесячных показаний, а начиная с 4-го месяца после истечения срока поверки и снятия приборов учета для их последующей поверки, исходя из норматива потребления услуг теплоснабжения, установленных Приказом Департамента жилищно - коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23 декабря 2014 года N 150 и взыскав с ответчика в пользу истца 337 910 рублей 02 копейки долга в виде повышающего коэффициента за сентябрь - октябрь - ноябрь 2019 года, а также 76 619 рублей 18 копеек пени (неустойки), начисленной за просрочку оплаты повышающего коэффициента за период с 17.12.2019 по 15.07.2021.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что при установленных приборах учета и своевременной подаче показаний, повышающий коэффициент не применяется, начисления производятся по показаниям приборов учета и установленным тарифам; количество потребленной тепловой энергии может определяться либо показаниями приборов учета, либо расчетным путем, при этом сочетание указанных способов законом не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с доводами ответчика.
В силу подпункта "е" пункта 22 Правил N 124, при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в МКД, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленную в МКД по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета), определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в МКД с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1.
Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в МКД, предусмотрено в пунктах 42, 42.1, 60.1 Правил N 354.
Согласно пункту 3 Правил N 354 разъяснения по применению указанных правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В рамках своей компетенции Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пункте 6 письма от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 разъяснило, что повышающие коэффициенты, указанные в расчетных формулах определения размера платы за коммунальные услуги, исходящих из положений пунктов 42, 42.1 и 60.1 Правил N 354, а также указанные в подпункте "е" пункта 22 Правил N 124 применяются соответственно для целей определения размера платы за коммунальные услуги и стоимости тепловой энергии в расчетном периоде. Такие повышающие коэффициенты не увеличивают ни объем предоставленных коммунальных услуг, ни объем поставленной в МКД тепловой энергии.
Одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" об обязанности собственников помещений в МКд установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила N 354 и Правила N 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве теплоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Таким образом, устанавливается правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах N 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в подпункте "в" пункта 21.1 и в подпункте "е" пункта 22 Правил N 124, при отсутствии в жилом помещении и (или) в МКД приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг или теплоснабжающей организации (для расчетов за тепловую энергию с исполнителем в многоквартирном доме) акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Постановление N 491) содержание МКД включает в себя, в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (пункт 11).
Согласно пункту 42 Постановления N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933) утверждены критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общедомового прибора учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Ответчик, являясь управляющей организацией, в обязанности которой входит надлежащее содержание общего имущества МКД, являясь профессиональным участником рынка, обязан предоставить доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета тепловой энергии или факта отнесения жилых домов к ветхим или аварийным, поскольку за содержание общего имущества МКД, к числу которых относятся и приборы учета, ответчик получает плату от населения.
Как следует из материалов дела, МКД, расположенные по адресам: г. Прокопьевск, ул. Жолтовского, 2, ул. Обручева, 5, ул. Обручева, 13, ул. Обручева, 7, находящиеся под управлением ответчика, оборудованы приборами учета тепловой энергии, срок очередной поверки которых истек. В связи с тем, что общедомовые приборы учета тепловой энергии не были поверены в срок, истцом произведено начисление повышающего коэффициента.
Согласно разъяснениям, изложенных в Письме Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" вне зависимости от способа оплаты тепловой энергии (равномерно в течение календарного года или в течение отопительного периода) в МКД, в котором общедомовый прибор учета тепловой энергии вышел из строя, утрачен или истек срок его эксплуатации, размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетные периоды до восстановления работоспособности общедомового прибора учета определяется в соответствии с Правилами N 354:
в течение не более 3-х расчетных периодов подряд - в соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354 - исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, или за период не менее 3-х месяцев отопительного периода (в том числе, предшествующего отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовый прибор учета);
начиная с 4-го расчетного периода подряд - в соответствии с пунктом 60.1 Правил N 354 - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг отопления по формулам 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом повышающего коэффициента.
Согласно подпункту "е" пункта 21 Правил N 124 в МКД, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилом доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии, а также при выходе из строя, утрате, истечения срока эксплуатации общедомового (индивидуального в жилом доме) прибора учета объем коммунальных ресурсов, поставляемых по договору ресурсоснабжения в целях предоставления в МКД определяется по расчетной формуле, приведенной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению или среднемесячных объемов тепловой энергии, определенных в порядке и в случаях, указанных в пункте 59.1 Правил N 354.
Пункт 22 Правил N 124, устанавливающий порядок определения в договоре ресурсоснабжения стоимости коммунального ресурса, поставленного в МКД, жилой дом в целях предоставления коммунальных услуг отопления, дополнен подпунктом "е", в соответствии с которым стоимость тепловой энергии, поставленной в МКД, в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в МКД с применением повышающего коэффициента в следующих случаях:
в МКД, не оборудованном общедомовым прибором учета, в котором собственники помещений имеют обязанность устанавливать такой прибор учета и при наличии технической возможности его установки;
по истечении 3-х месяцев после выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации ранее установленного общедомового прибора учета в МКД;
при непредставлении исполнителем сведений о показаниях общедомового прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения;
при недопуске исполнителем 2-х и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии или проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета.
При этом повышающие коэффициенты, указанные в расчетных формулах определения размера платы за коммунальные услуги, исходящих из положений пунктов 42, 42.1 и 60.1 Правил N 354, а также указанные в подпункте "е" пункта 22 Правил N 124 применяются соответственно для целей определения размера платы за коммунальные услуги и стоимости тепловой энергии в расчетном периоде. Такие повышающие коэффициенты не увеличивают ни объем предоставленных коммунальных услуг, ни объем поставленной в МКД тепловой энергии.
С учетом изложенного, основанием для применения (начисления) управляющей компании (исполнителю коммунальной услуги по отоплению) повышающего коэффициента является поставка в МКД коммунального ресурса по отоплению по истечении 3-х месяцев после выхода из строя прибора учета.
Доводы ответчика о том, что объем потребления тепловой энергии определялся по приборам учета, показания которых ответчик сдавал в ТСО в межповерочный интервал опровергнуты истцом представленными в материалы дела помесячными счетами -фактурами и актами оказанных услуг на теплоснабжение, а также подробными расшифровками объемов начисления за отопление, из которых следует, что расчет производился с применением нормативов.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, расчеты и начисление повышающего коэффициента произведены истцом в соответствии с действующим законодательством.
В части взысканной судом неустойки (пени) в размере 76 619 рублей 18 копеек, начисленной за просрочку оплаты услуг теплоснабжения за период с 17.12.2019 по 15.07.2021, апелляционная жалоба доводов не содержит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20381/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20381/2020
Истец: ООО "Теплоэнергоремонт"
Ответчик: ООО "УК "Развитие"