г. Челябинск |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А76-6370/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Навела" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2021 по делу N А76-6370/2021.
В судебном заседании принял участие представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Пономарева С.В. (паспорт, доверенность от 26.10.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Навела" (далее - ООО УК "Навела", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - жилищная инспекция, Управление) N 21-425-417 от 12.02.2021 незаконным.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Челябинска (далее - Администрация), общество с ограниченной ответственностью "ПЖРУ Курчатовского района" (далее - ООО "ПЖРУ Курчатовского района"), общество с ограниченной ответственностью "Западный луч" (далее - ООО "Западный луч"), общество с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" (далее - ООО "ЦКС")
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "УК "Навела" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В своей апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам ООО УК "Навела" о том, что контейнерные площадки, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Красного Урала, д, 7 закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Горэкоцентр".
Также указывает, что контейнерная площадка расположена на земельном участке вне границ земельного участка, являющегося общим имуществом собственников помещений дома 5 по ул. Красного Урала г. Челябинск. Таким образом, контейнерная площадка расположена не на придомовой территории, следовательно, не может быть признана общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, что исключает возможность возложения на собственников помещений многоквартирного дома, равно как и управляющей компании бремени ее содержания.
Учитывая вышеизложенное, считает, что предписание Государственной жилищной инспекции Челябинской области N 21-425-417 от 12.02.2021 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, жилищной инспекцией на основании распоряжения N 21-425-417 от 03.02.2021 (л.д. 62-63) в отношении ООО УК "Навела" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
Проверкой установлено, что общество не обеспечило надлежащее содержание мест накопления ТКО, контейнерной площадки, свободного подъезда к контейнерной площадке, наличие снега и мусора (отходов) на контейнерной площадке, снег и наледь на дороге - подъезда к контейнерной площадке.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 12.02.2021 N 21-425-417 (л.д. 13-17).
По факту выявленных нарушений в действиях заявителя жилищной инспекцией вынесено предписание N 21-425-417 от 12.02.2021 (л.д. 10-12) с указанием обществу до 19.02.2021 обеспечить надлежащее содержание мест (контейнерных площадок) накопления отходов; очистить от снега контейнерную площадку, отъездные пути к площадке; освободить от отходов (мусора) контейнерную площадку по адресу: г. Челябинск, ул. Красного Урала, д. 5.
Считая оспариваемое предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствует совокупность условий необходимых для признания незаконным предписания жилищной инспекции.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно подпунктам 2, 2-2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364, жилищная инспекция является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Таким образом, оспариваемое предписание выдано жилищной инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Исходя из части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Арбитражным судом установлено, что ООО УК "Навела" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 5 по улице Красного Урала в г. Челябинск на основании решения общего собрания собственников, договора управления от 27.04.2020, лицензии N 0662 от 19.07.2018.
Согласно графику уборки площадки накопления ТКО на 2020 год период уборки контейнерной площадки ООО УК "Навела" определен октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года. На 2021 год период уборки контейнерной площадки - январь, февраль, март 2021 года (л.д. 71-72).
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что общество не обеспечило надлежащее содержание мест накопления ТКО, контейнерной площадки, свободного подъезда к контейнерной площадке, наличие снега и мусора (отходов) на контейнерной площадке, снег и наледь на дороге - подъезда к контейнерной площадке.
В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Подпунктом 11(1) Правил N 491 установлено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 установлен Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
Пунктом 24 Минимального перечня установлены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: - очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; - сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; - очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); - очистка придомовой территории от наледи и льда; - очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка; - уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Пунктом 26(1) Минимального перечня предусмотрены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Кроме того, согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170) и являются обязательными для исполнения управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: - установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; - своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; - организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; - свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; - содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; - проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска в письме от 29.12.2020 (оборот л.д. 69-70) со ссылкой на нормы законодательства Российской Федерации указано, что организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, должны производить уборку прилегающих к домам территорий, в том числе территорию контейнерных площадок. При этом содержание придомовых территорий управляющими компаниями не ставится в зависимость от формирования земельного участка.
Таким образом, факт нарушения обществом соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Челябинск, ул. Красного Урала, д. 5, подтвержден материалами дела. Доказательства того, что соответствующие нарушения были устранены обществом после вынесения оспариваемого предписания, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка апеллянта о том, что судом не дана оценка доводу о принадлежности контейнерных площадок, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Красного Урала, д.7, МУП "Горэкоцентр", суд апелляционной инстанции отмечает, что предметом искового требования в данном случае является оспаривание предписания Управления от 12.02.2021 N 21-425-417, в соответствии с которым предписано устранить нарушения в отношении объекта расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Красного Урала, д, 5.
Довод апелляционной жалобы о том, что контейнерная площадка расположена не на придомовой территории, следовательно, не может быть признана общим имуществом собственников помещений, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Пунктом 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 установлена обязанность учреждений по эксплуатации зданий, жилищных отделов предприятий и учреждений, управляющих домами, по оборудованию площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники.
Следовательно, оборудование площадки для контейнеров твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жителей многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. По смыслу приведенных норм в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией.
Наличие около многоквартирного дома на землях общего пользования площадки для накопления ТКО, образованной органами местного самоуправления и содержащейся за счет местного бюджета, не устраняет обязанность управляющей компании надлежащим образом оказывать услуги по управлению домом.
С 01.01.2019 Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения в круг полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В частности, статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления относит, среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Соответственно, в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом - управляющей организацией, такая деятельность осуществляется управляющей организацией. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В силу приведенных норм общество, в управлении которого находится указанный выше МКД, обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению данным многоквартирным домом, в том числе организовать и содержать место сбора твердых бытовых отходов жителей указанного МКД.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание N 21-425-417 от 12.02.2021 соответствует требованиям правового регулирования, направлено на устранение нарушений законодательства, защиту прав и интересов собственников жилых помещений многоквартирного дома и не повлекло нарушения прав и охраняемых законом интересов ООО УК "Навела".
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2021 по делу N А76-6370/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Навела"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6370/2021
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАВЕЛА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА, ООО "Центр коммунального сервиса", ООО "Западный луч", ООО "ПЖРУ Курчатовского района", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ИНЖЕНЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ЗАПАДНЫЙ ЛУЧ"