город Москва |
|
22 ноября 2021 г. |
дело N А40-86474/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 22.11.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2021
по делу N А40-86474/21,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным уведомления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Клименко Н.А. по доверенности от 11.01.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2021 признано незаконным и отменено решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 01.03.2021 N КУВД-001/2021-5252614/1 о приостановлении действий по снятию c государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности г. Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0007003:1052, расположенного по адресу: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 5 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятым решением, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержала доводы жалобы.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением от 12.02.2021 N КУВД-001/2021-5252614 об осуществлении действий по снятию c государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности г. Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0007003:1052, расположенного по адресу: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 5.
Уведомлением от 01.03.2021 N КУВД-001/2021-5252614/1 регистрирующим органом сообщено о приостановлении учетно-регистрационных действий на основании ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что в нарушение п. 20 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" акт о прекращении существования объекта не заверен органом исполнительной власти.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявлены требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств дела и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп.3 п.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что объект снесен в рамках распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 28.09.2018 N 32535 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства эстакад основного хода, многоуровневых транспортных развязок в районе станции метро "Владыкино", станции метро "Ботанический сад", эстакад-съездов Ярославского шоссе, мостов через реку Яуза, реку Лихоборка, переустройство инженерных сетей и коммуникаций со строительством необходимых для их функционирования подземных дорог на участке от Ярославского шоссе до Дмитровского шоссе. Северо - Восточная хорда (Северо - Восточный округ г. Москвы)" и в рамках постановления Правительства г. Москвы от 22.03.2018 N 214-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Северо-Восточной хорды от железнодорожных путей Октябрьского направления Московской железной дороги до железнодорожных путей Ярославского направления Московской железной дороги".
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в связи с прекращением существования объекта недвижимости является, в том числе, акт обследования.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона N 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место ранее расположено.
В соответствии с п. 3 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 г. N 861 "Об утверждении формы и состава акта обследования, требований к его подготовке" акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Указанные документы за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
В случае отсутствия в составе приложения соответствующих документов в строке "заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их не использования.
В материалы регистрационного дела к акту обследования Департаментом приложены документы, подтверждающие прекращение существования объекта: акт прекращении существования объектов недвижимого имущества от 01.10.2019, подписанный представителями Государственного казенного учреждения г. Москвы "Управление дорожно-мостового строительства", ПАО "Мостотрест"; копия распоряжения Департамента от 28.09.2018 N 32535; копия постановления Правительства г. Москвы от 22.03.2018 N 214-ПП; копия письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 07.12.2018 N 14-13485/18 по вопросу снятия объектов недвижимости с кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности.
Следует отметить, что в Требованиях не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
Свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения является достаточным доказательством прекращения существования объекта недвижимости.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст. 8 Закона
N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании п. 7 ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно, в том числе и в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрировано в ЕГРН. То есть в случае сноса (демонтажа) объектов недвижимости, прекратить зарегистрированное право на них невозможно без одновременного снятия с кадастрового учета таких объектов.
Таким образом, отсутствие в ЕГРН сведений о прекращении существования объекта недвижимости и даты снятия с государственного кадастрового учета, а равно и
наличие в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности на снесенный объект приводит к недостоверности сведений реестра, что противоречит п. 2
ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Учитывая изложенное, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных регистрирующему органу.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем в регистрирующий орган представлены документы в соответствии с заявлением, подтверждающие необходимость и достаточность прав заявителя по снятию c государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности г. Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0007003:1052, расположенного по адресу: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 5.
Возложение на регистрирующий орган обязанности по снятию c государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности г. Москвы в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0007003:1052, расположенного по адресу: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 5 является способом устранения нарушенных прав заявителя в порядке, предусмотренном ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2021 по делу N А40-86474/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86474/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ