г. Ессентуки |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А18-209/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Цигельникова И.А., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании истца - индивидуального предпринимателя Картоев Мухарбек Абдрахманович (ОГРНИП: 309060819400082, ИНН: 060201112601), в отсутствие ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ОГРН: 1020600987571, ИНН: 0602012733) надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20.08.2021 по делу N А18-209/2021
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Картоев Мухарбек Абдрахманович обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия о признании не законными действия Министерства имущественных и земельных отношений РИ по начислению арендной платы за земельный участок с кадастровым N 06:04:0000004:1592 по Договору N 75 от 19 июня 2013 г., по Постановлению Правительства РИ N 191 от 08.08.2008, с даты вступления в силу нового Постановления Правительства РИ N 12 от 01.02.2017, и обязании Министерства имущественных и земельных отношений РИ осуществить перерасчёт арендной платы за земельный участок с кадастровым N 06:04:0000004:1592 по Договору N 75 от 19 июня 2013 соответствии с действующему Постановлению Правительства РИ N 12 от 01.02.2017 г, по ставке 2% от кадастровой стоимости (6 005 666,96 руб. * 2% = 120 113.34 руб. в год),, во исполнение действующего законодательства РИ, принятых Правительством РИ Постановлений и Нормативных актов, для облегчения нагрузок на инвесторов, за свои собственный средства, на свой страх и риск создающих рабочие места в РИ.
Решением суда от 13.09.2021 суд признал незаконными действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия по начислению размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 06:04:0000004:1592 по договору аренды N 75 от 19.06.2013 в соответствии с постановлением правительства Республики Ингушетия N 191 от 08.08.2008. Обязал Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия осуществить перерасчет размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 06:04:0000004:1592 по договору аренды N 75 от 19.06.2013 в соответствии с постановлением правительства Республики Ингушетия N 12 от 01.02.2017 по ставке 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись с решением суда, Министерство обжаловало его. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворении заявленных требований отказать.В жалобе министерство указывает, на отсутствие согласованных сторонами изменений и дополнений к договору аренды, в связи с чем арендная плата подлежит начислению в соответствии с условиями определенными в приложении N 2 к договору.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 08.11.2021 объявлялся перерыв до 09 часов 10 минут 15.11.2021, о чем размещена информация в информационной системе "Картотека арбитражных дел".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.06.2013 между Министерством (Арендодатель) и ИП Картоевым М.А. (Арендатор) заключен договор аренды N 75 земельного участка с кадастровым номером 06:04:0000004:1592 площадью 23 000 кв.м. расположенного по адресу: РИ, Назрановский муниципальный р-н, с.п.Али-Юрт.
По условиям договора N 75 от 19.06.2013 Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 06:04:0000004:1592, находящийся по адресу: Республика Ингушетия, Назрановский муниципальный р-н, с.п. Али-Юрт.
Срок действия Договора составляет 10 лет.
В соответствии с разделом 2 договора размер арендной платы в год за Участок составляет 13 041 (тринадцать тысяч сорок один) рублей с учетом снижения на 95% на срок реализации инвестиционного проекта по инвестиционному соглашению N 81 от 23.08.2012 г. Срок инвестиционного проекта по соглашению от 23.08.2012 г. N 81 установлен в пять лет до 23.08.2017 г.
Впоследствии арендатор начал выплачивать арендную плату в соответствии с постановлением Правительства РИ от 01.02.2017 N 12 из ставки 2% от кадастровой стоимости, что составляет 120 113,34 рублей.
Согласно расчету задолженности, составленному Министерством арендная плата за земельный участок по договору аренды от 19.06.2013 N 75 составляет 260 820 рублей в год и 65 205 рублей за один квартал соответственно.
Данный расчет размера арендной платы произведен в соответствии с действовавшим на момент заключения Договора постановлением Правительства Республики Ингушетия от 08.08.2008 N 191.
Считая действия министерства по начислению арендной платы по Договору N 75 от 19 июня 2013, по Постановлению Правительства РИ N 191 от 08.08.2008 незаконными истец обратился в суд.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65).
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ "О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Вне зависимости от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции) плата за пользование спорным участком относится к категории регулируемых цен.
Таким образом, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы. Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным соответствующим нормативным актом размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", следует, что к договору аренды земельного участка, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Нормативным правовым актом, в котором определен порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в республиканской собственности и неразграниченной государственной собственности на территории Республики Ингушетия является Постановление Правительства РИ от 01.02.2017 N 12 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Ингушетия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
В соответствии с абзацем 16 пункта 2 Положения о порядке определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением N 12, ежегодная арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, не указанных в настоящем Положении.
В соответствии с представленным в материалы дела расчетом, составленным Министерством за аренду земельного участка с кадастровым N 06:04:0000004:1592 по договору аренды от 19.06.2013 г. N 75 начисления производятся по правилам, установленным постановлением Правительства РИ N 191 от 08.08.2008 г.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, принимая во внимание, что в соответствии с постановлением правительства РИ от 01.02.2017г.05.10.2017 года постановление от 08.08.2008 г. N 191 утратило силу, суд пришел к верному выводу, что Министерство при исчислении размера арендной платы должно руководствоваться правилами, установленными действующим нормативным актом (Постановление Правительства РИ от 01.02.2017 N 12 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Ингушетия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов"), в том числе и в отсутствии дополнительного соглашения об изменении размера арендной платы.
Факт неподписания сторонами договора дополнительного соглашения о внесении изменений в расчет арендной платы, являющийся неотъемлемой его частью, не имеет правового значения для решения вопроса о законности размера арендной платы, поскольку в силу процитированных выше норм законодательства, такие изменения являются обязательными для сторон договора, предусматривающего условие о регулируемой арендной плате.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20.08.2021 по делу N А18-209/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-209/2021
Истец: ИП Картоев Мухарбек Абдрахманович
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений РИ