г. Владимир |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А43-11929/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 22.11.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Новиковой Л.П., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоровой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца - индивидуального предпринимателя Лазаревой Алины Владимировны - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом;
от ответчика (заявителя) - государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" - Полякова А.П. по доверенности от 15.06.2020 сроком действия до 31.12.2021 (диплом ФВ N 4746);
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Козырева Дмитрия Александровича, общества с ограниченной ответственностью "Мастер-Строй" - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2021 по делу N А43-11929/2021,
по иску индвидуального предпринимателя Лазаревой Алины Владимировны (ОГРНИП 320527500051980, ИНН 525406153966) к государственному казенному учреждению Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (ОГРН 1025202393886, ИНН 5257056163) о взыскании 70 175 руб.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лазарева Алина Владимировна (далее - ИП Лазарева А.В., истец) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к государственному казенному учреждению Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (далее - ГКУ НО "ГУАД") о взыскании 67 175 руб. стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, а также 3000 руб. расходов по проведению экспертизы.
Требования основаны на статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование иска указано, что 11.08.2020 в результате попадания автомобиля BMW 320, государственный регистрационный знак М436АК152, принадлежащего Козыреву Д.А., в яму произошло дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль получил технические повреждения. Поскольку дорожно-транспортное происшествие стало возможным по вине организации, осуществлявшей ненадлежащее содержание находящегося в ее ведении имущества, истец обратился с иском о возмещении ущерба.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2021 по делу N А43-11929/2021 исковые требования ИП Лазаревой А.В. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ГКУ НО "ГУАД" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель полагает, что ИП Лазарева А.В. является ненадлежащим истцом по делу, поскольку ее права в результате дорожно-транспортного происшествия не нарушены, материальный ущерб не причинялся. А потому при удовлетворении иска ИП Лазаревой А.В. на стороне истца возникнет неосновательное обогащение.
Также заявитель не согласен с выводом суда о том, что обязанность по организации дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения лежит на ГКУ НО "ГУАД". Считает, что ГКУ НО "ГУАД" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на основании контракта ответственность за содержание автомобильной дороги на спорном участке несет ООО "Мастер-Строй". Административное производство в отношении ГКУ НО "ГУАД" не возбуждалось. Кроме того, при оформлении ДТП сотрудники ГИБДД не указали точное место нахождения ямы, поэтому из представленных цессионарием документов невозможно определить на чьём земельном участке находилась дорожная яма.
Помимо изложенного, заявитель считает, что со стороны водителя Козырева Д.А. имело место нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения, выразившееся в том, что водитель не принял мер для предотвращения происшествия.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, заявил ходатайство об отложении судебного заседания для предоставления дополнительных доказательств по делу.
Ходатайство об отложении судебного заседания рассмотрено судом в соответствии со статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их предоставления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Поскольку ответчик не обосновал невозможность предоставления дополнительных доказательств в суд первой инстанции, ходатайство заявителя об отложении судебного заседания отклонено.
Представители истца и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В отзыве от 15.11.2021 истец указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Нижегородской области законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По общему правилу привлечения к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения вреда необходимо установить совокупность условий: факт причинения вреда и его размер, вину лица, обязанного к возмещению вреда (противоправность поведения этого лица) и причинно следственную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Факт получения автомобилем BMW 320, государственный регистрационный знак М436АК152, повреждений подтвержден материалами дела. Установлено, что 11.08.2020 водитель Козырев Д.А., управляя указанным автомобилем, принадлежащим ему на праве собственности, и следуя по 3 км автомобильной дороги межмуниципального значения 22 ОП М3 22Н2139, совершил наезд на яму. В результате этого транспортное средство получило механические повреждения. Данное обстоятельство подтверждается справкой о ДТП от 11.08.2020, определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 11.08.2020, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.08.2020, схемой места совершения административного правонарушения от 11.08.2020.
При этом установлено, что ямы, размеры которой составили 45 см - в глубину, 1,75 м - в длину и 1 м - в ширину, имеют отклонение от ГОСТА Р 50597-2017, а автомобиль - повреждения переднего и заднего правых колесных дисков.
Согласно заключению ИП Киселева А. П. N 011220/1 от 01.12.2020, стоимость восстановительного ремонта автомобиля BMW 320, государственный регистрационный знак М436АК152, составила 67 175 руб. без учета износа.
Стоимость расходов истца по определению размера ущерба составила 3000 руб., и подтверждена документально: договором N 011220/3 на выполнение работ от 27.11.2020, актом выполненных работ от 01.12.2020, квитанцией к приходному кассовому ордеру N 746 от 01.12.2020.
На основании договора уступки права (требования) N 1811/19-К от 08.02.2021 Козырев Д.А. уступил ИП Лазаревой А.В. право требования денежных средств в размере возмещения ущерба и убытков, возникших вследствие причинения механических повреждений автомобилю марки BMW 320, государственный регистрационный знак М436АК152, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 11.08.2020 при движении по 3 км автомобильной дороги межмуниципального значения 22 ОП М3 22Н2139, с лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации возлагается обязанность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений.
Уведомлением об уступке права требования истец обратился к ответчику с предложением возместить материальный ущерб. Не возмещение ответчиком ущерба послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Внутриквартальный проезд - это дорога, примыкающая к проезжим частям жилых и магистральных улиц, разворотным площадкам.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В целях реализация и в пределах компетенции государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Нижегородской области создано Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Компетенция данного министерства определена в Положении о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 N 719.
В соответствии с данным положением основными задачами данного Министерства являются: реализация в пределах компетенции государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Нижегородской области, направленной на создание условий для предоставления безопасных и регулярных транспортных услуг, на содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и обеспечивающей свободное перемещение населения, товаров, работ и услуг, единство экономического пространства, транспортную и экологическую безопасность; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения,
формирование дорожной инфраструктуры указанных дорог; развитие транспортной инфраструктуры и обеспечение соблюдения стандартов в сфере строительства, реконструкции и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с пунктом 3.24 Положения о Министерстве транспорта и
автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 N 719, в целях реализации возложенных задач Министерство осуществляет функцию по обеспечению надлежащей организации выполнения и финансирования полного комплекса мероприятий по проектированию, содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области.
Согласно статье 3 закона Нижегородской области от 04.12.2008 N 157-3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области" государственную политику Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществляет Правительство Нижегородской области. Оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляет уполномоченный Правительством Нижегородской области дорожный орган. Оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования местного значения осуществляют уполномоченные органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области дорожные органы.
Для целей Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области под дорожными органами понимаются организации, уполномоченные Правительством Нижегородской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального, межмуниципального значения или местного значения соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности.
Статья 7 закона Нижегородской области от 04.12.2008 N 157-3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области" устанавливает, что к полномочиям дорожных органов Нижегородской области относится: оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; участие в разработке государственных программ Нижегородской области по развитию транспортной системы Нижегородской области; учет автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящим Законом.
Согласно пункту 1.3 Правил содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и создания и использования парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.05.2013 N 318 "О правилах содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и создания и использования парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области" (далее - Правила содержания и ремонта автомобильных дорог в Нижегородской области) организацию работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляет ГКУ Нижегородской области "ГУАД".
Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области N 174/од от 25.11.2014 утвержден устав ГКУ Нижегородской области "ГУАД", который устанавливает, что в рамках уставной деятельности ГКУ Нижегородской области "ГУАД" обеспечивает организацию работ по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области, а также: оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области; организацию дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание) в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области; выполнение функций государственного заказчика в установленном законом порядке в целях обеспечения осуществления дорожной деятельности в рамках государственных программ; контроля за состоянием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области и дорожных сооружений, соблюдением норм и правил пользования и охраны дорог, состоянием и использованием земель в полосах отвода дорог.
Пунктом 2.1. Правил содержания и ремонта автомобильных дорог в Нижегородской области предусмотрено, что работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляются подрядными организациями, выбранными в соответствии с нормами федерального законодательства в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Согласно пункту 2.2. указанных Правил, организация работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог включает в себя следующие мероприятия: 1) составление ведомостей дефектов и намечаемых работ и технических заданий на содержание автомобильных дорог; 2) разработку сметных расчетов стоимости работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог (далее - сметные расчеты); 3) проведение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог; 4) приемку результатов выполненных исполнителями работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Согласно письма ГКУ НО "ГУАД" от 12.03.2021 (л.д.23), автомобильная дорога 22 ОП МЗ 22Н-2139 Саров-Каменки протяженностью 7 714 км (с км 0+000 по км 2+080 и с км 2+200 по км 7+834) отнесена к собственности Нижегородской области и передана в оперативное управление ГКУ Нижегородской области "ГУАД".
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, ГКУ Нижегородской области "ГУАД" является лицом, которое должно осуществлять контроль за состоянием спорной дороги и устранение ям, в частности, в месте совершения дорожно-транспортного происшествия от 11.08.2020.
Доказательств, подтверждающих принятие ГКУ Нижегородской области "ГУАД" всех, зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения происшествия, а также, что данная дорога соответствует требованиям ГОСТА Р 50597-2017 заявителем не представлено. Соответствующие знаки в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия своевременно установлены не были.
Согласно заключению специалиста ИП Киселева А. П. N 011220/1 от 01.12.2020, стоимость восстановительного ремонта автомобиля BMW 320, государственный регистрационный знак М436АК152, составила 67 175 руб. без учета износа. При этом специалистом установлено, что все повреждения, отраженные в справке о дорожно-транспортном происшествии от 11.08.2020, относятся к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию.
Несение истцом расходов, связанных с проведением экспертизы по определению стоимости восстановительных работ, в сумме 3000 руб., подтверждено документально: договором N 011220/3 на выполнение работ от 27.11.2020, актом выполненных работ от 01.12.2020, квитанцией к приходному кассовому ордеру N 746 от 01.12.2020.
Таким образом, принимая во внимание, что совокупность условий для возложения на ГКУ Нижегородской области "ГУАД" гражданско-правовой ответственности в форме возмещения вреда (факт причинение вреда и его размер, виновные действия ответчика и причинно-следственная связь между указанными обстоятельствами) нашла свое бесспорное подтверждение в судебном заседании, арбитражный суд обоснованно удовлетворил исковые требования ИП Лазаревой А.В. за счет ответчика.
При этом довод заявителя о том, что ответственность за содержание автомобильной дороги на спорном участке несет ООО "Мастер-Строй" на основании заключенного контракта, отклоняется. Безопасность дорожного движения с учетом приведенных выше правовых норм является публичной функцией, ответственность за неисполнение которой, несет соответствующее публично-правовое образование в лице его соответствующего органа. Отношения между третьим лицом, привлеченным для исполнения обязанности по содержанию автомобильной дороги, и органом публично-правового образования за причинение вреда перед потерпевшим не должны затрагивать права потерпевшей стороны (истца) на безопасное пользование территорией общего пользования. В этом случае орган публично-правового образования не лишен возможности предъявления регрессных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что повреждение автомобиля произошло вследствие нарушения водителем Козыревым Д.А. пункта 10.1 Правил дорожного движения судом второй инстанции отклоняется в силу следующего.
Превышение установленного Правилами дорожного движения скоростного режима - это правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность (пункт 10.1 Правил дорожного движения, статья 12.9 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации). Между тем, ни состав административного правонарушения, ни нарушение Правил дорожного движения в действиях водителя по факту дорожно-транспортного происшествия, происшедшего 11.08.2020 - не установлен.
Ссылка на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 11.08.2020 из которого следует, что водитель Козырев Д.А. не справился с управлением автомобиля и произвел наезд на яму также не принимается при том, что недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги подтверждены и находятся в причинно следственной связи с повреждением транспортного средства.
Довод заявителя о том, что ИП Лазарева А.В. является ненадлежащим истцом по делу, поскольку ее права в результате дорожно-транспортного происшествия не нарушены, материальный ущерб не причинялся - отклоняется. Требование ИП Лазаревой А.В. о взыскании убытков основано на договоре уступки права требования (цессии) от 08.02.2021.
Согласно статье 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона; для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Проверив договор цессии от 08.02.2021 на предмет соответствия требованиям статей 382 - 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что условия данного договора не противоречат нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, суд второй инстанции полагает, что спор между сторонами разрешен правильно, согласно действующему законодательству, фактическим обстоятельствам дела и исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено. Оснований для отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2021 по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2021 по делу N А43-11929/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Н.А. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11929/2021
Истец: ворожейкину александру дмитриевичу, ИП Лазарева Алина Владимировна
Ответчик: Государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог"
Третье лицо: козыреву дмитрию александровичу, ООО "Мастер-Строй"