город Омск |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А46-12128/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11768/2021) Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.08.2021 по делу N А46-12128/2021 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ОГРН 1135543053249, ИНН 5501253636, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Петра Некрасова, дом 6) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ОГРН 1025500755939, ИНН 5503023028, адрес: 644010, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 12А), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Честрой" (ОГРН 1052128128800, ИНН 2127026081, адрес: 428003, Чувашская Республика, город Чебоксары, проезд Монтажный, дом 23, кабинет 13), о признании недействительным решения от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021, предписания от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Баймухамбетова Асенгуль Хайертаевна по доверенности от 11.01.2021 N 09-05/АБ сроком действия 31.12.2021;
от Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области - Коротников Денис Александрович по доверенности от 11.01.2021 N 9 сроком действия 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - заявитель, Министерство, Минэнерго Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление, Омское УФАС России) о признании решения от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021, предписания от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021 незаконными.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Честрой" (далее - общество, ООО "Честрой").
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.08.2021 по делу N А46-12128/2021 заявленные требования удовлетворены; решение Омского УФАС России от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021, предписание от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021 признаны незаконными как несоответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Не согласившись с принятым судебным актом, Омское УФАС России обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что у ООО "Честрой" имеется обязанность представить в налоговый орган расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам не позднее 30.04.2021; отношения между Министерством и обществом являются гражданско-правовыми; срок предоставления обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствии с пунктом 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не истек, в связи с чем комиссия по проведению предварительного отбора должна была принять к рассмотрению расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2020 год; отклонение заявки из-за отсутствия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за I квартал 2021 года ставит в неравное положение участников предварительного отбора.
В письменном отзыве Министерство просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей Омского УФАС России и Минэнерго Омской области, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, распоряжением Минэнерго Омской области от 29.03.2021 N 63-рп объявлен предварительный отбор подрядных организаций оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов согласно подпункту "г" пункта 8 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение).
На сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-трейдер" https:/www.rts-tender.ru 30.03.2021 размещено извещение N 0168500000621001322 о проведении предварительного отбора подрядных организаций оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.
Распоряжением от 29.03.2021 N 63-рп утверждено извещение о проведении предварительного отбора (далее - извещение), а также документация о проведении предварительного отбора (далее - документация).
В пункте 38 Положения указано, что заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения, в частности, копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионной фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копий документов, подтверждающих приём уполномоченным органом такого расчёта в форме электронного документа.
Аналогичные требования содержатся в пункте 14 документации.
Извещением определен период приёма заявок на участие в предварительном отборе с 31.03.2021 по 22.04.2021.
Заявка на участие в предварительном отборе подана ООО "Честрой" 14.04.2021.
К заявке обществом приложен расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за IV квартал 2020 года.
Решением Минэнерго Омской области, оформленным протоколом по проведению предварительного отбора от 04.05.2021 N РТС155Г210002, обществу отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций ввиду несоответствия его заявки требованиям, установленным пунктом 38 Положения (вследствие неприложения к заявке расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленный за последний отчетный период, предшествующей дате подачи заявки на участие в предварительном отборе (представленный обществом с заявкой на участие в предварительном отборе расчет таковым не признан)).
Общество, не согласившись с указанным решением, подало на него жалобу в Омское УФАС России.
Решением Управления от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021 жалоба общества признана обоснованной. Как указал антимонопольный орган, отсутствие у общества расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за I квартал 2021 с отметкой уполномоченного органа о приёме или документов, подтверждающих приём уполномоченным органом такого расчёта на дату подачи заявки на участие в предварительном отборе, не являлось основанием для непринятия к рассмотрению расчета по страховым взносам за 2020 год, поскольку комиссия не вправе сокращать срок исполнения обязательств, предусмотренных налоговым законодательством.
На основании данного решения Управления Министерству выдано предписание от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021, обязывающее заявителя отменить протокол по проведению предварительного отбора от 04.05.2021 N РТС155Г210002 в части принятия решения по итогам рассмотрения заявки ООО "Честрой", повторно рассмотреть заявку ООО "Честрой" на участие в предварительном отборе.
Полагая, что решение антимонопольного органа от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021 и предписание от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021 не являются законными, указывая на то, что исходя с даты подачи ООО "Честрой" заявки на участие в предварительном отборе (14.04.2021), расчётом по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленным на последний отчетный период, предшествующей дате подачи означенной заявки, является расчет по названным страховым взносам за I квартал 2021 года, в связи с чем решение Минэнерго Омской области об отказе во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций ООО "Честрой" соответствует пункту 38 Положения, Министерство обратилось в суд с соответствующим заявлением.
25.08.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу положений статьи 22 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выполняет функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, контроля в сфере размещения заказов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства,
Согласно абзацу шестому подпункта "б" пункта 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать, в том числе копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа.
Аналогичное требование включено Министерством в документацию без каких-либо дополнений, изъятий, других искажений; требование распространяется на всех лиц, подавших заявки на участие в предварительном отборе, не предоставляет кому-либо преимущества в отборе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 7 статьи 431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Исходя из пункта 2 статьи 423 НК РФ, а также буквального толкования абзаца шестого подпункта "б" пункта 38 Положения, расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленным за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, не может быть принят никакой иной расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, чем за I квартал 2021 года.
Из материалов дела следует, что заявка на участие в предварительном отборе подана ООО "Честрой" 14.04.2021. При этом к заявке приложен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за IV квартал 2020 года, что не соответствует требованиям абзаца шестого подпункта "б" пункта 38 Положения, в связи с чем решение Минэнерго Омской области об отказе ООО "Честрой" во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций, изложенное в протоколе по проведению предварительного отбора от 04.05.2021 N РТС155Г210002, полностью согласуется с Положением, является законным и обоснованным.
В апелляционной жалобе Управление приводит доводы о том, что у ООО "Честрой" имеется обязанность представить в налоговый орган расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам не позднее 30.04.2021; отношения между Министерством и обществом являются гражданско-правовыми; срок предоставления обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствии с пунктом 1 статьи 314 ГК РФ не истек, в связи с чем комиссия по проведению предварительного отбора должна была принять к рассмотрению расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2020 год.
Отклоняя доводы Управления, апелляционная коллегия отмечает, что ссылки антимонопольного органа на положения статей НК РФ и ГК РФ не свидетельствуют о том, что последним отчетным периодом, предшествующим дате подачи заявки ООО "Честрой" (14.04.2021) является 2020 год. С 01.04.2021 наступил период предоставления спорной отчетности в налоговые органы за I квартал 2021 года. 30-е число месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, является крайним сроком предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в уполномоченный орган. Таким образом, ссылка Управления на пункт 1 статьи 314 ГК РФ не является состоятельной.
Как указано выше, в извещении определен период приёма заявок на участие в предварительном отборе с 31.03.2021 по 22.04.2021. Таким образом, у потенциальных участников предварительного отбора было 22 календарных дня для осуществления необходимых мероприятий в целях подачи заявки на участие в предварительном отборе.
Отчетный период I квартал 2021 года окончен 31.03.2021. Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий к составлению отчетности и представлению ее в уполномоченный орган до 22.04.2021, как и доказательства, подтверждающие направление в Минэнерго Омской области запроса о разъяснении документации относительно отчетного периода.
Вопреки позиции подателя жалобы, отклонение заявки из-за отсутствия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за I квартал 2021 года участников предварительного отбора в неравное положение не ставит; нарушение принципов привлечения подрядных организаций, указанных в подпунктах "д", "е" пункта 3 Положения, в данной части судом апелляционной инстанции не усматривается.
При таких обстоятельствах принятое Омским УФАС России решение от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021 и выданное на его основании предписание от 19.05.2021 N 055/10/18.1-466/2021 противоречат приведённым выше нормам, а также части 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, создают Минэнерго Омской области препятствия к определению организаций, подлежащих включению в установленном порядке в реестр квалифицированных подрядных организаций, в связи с чем судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и норм процессуального права.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Омское УФАС России освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.08.2021 по делу N А46-12128/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12128/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Честрой"