г. Ессентуки |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А25-1471/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 22.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) - Мехрибановой А.В. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Аквалайн" (ОГРН 1020900507858, ИНН 0901039797), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Аквалайн" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.09.2021 по делу N А25- 1471/2021,
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.09.2021 отказано в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Аквалайн" (далее - общество, заявитель) к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) об оспаривании постановления 03.06.2021 N 09-21-787/30-13/ПР/201/4 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). В удовлетворении требования отказано, так как факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, заявитель указывает, что в действиях заявителя отсутствует событие вмененного ему административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие общества, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению последующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 06.12.2019 Обществу было предоставлено право пользования недрами на основании лицензии ЧЕР N 00373 МР сроком до 01.12.2044 с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых на Эльтаркачском участке подземных минеральных вод. Участок недр расположен в 3,1 км северо-западнее а. Эльтаркач Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики.
Соблюдение условий пользования недрами установлены в приложении N 1 к лицензии ЧЕР N 00373 МР.
В Управление поступило письмо отдела геологии и лицензирования по Карачаево-Черкесской Республике Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказкнедра) от 30.03.2021 N 01-07-05/64, в котором было указано, что Обществом допущено нарушение Условий пользования недрами Эльтаркачского участка подземных минеральных вод (приложение N 1 к лицензии ЧЕР 00373 MP, далее - Условия) в части разработки и согласования проекта геологоразведочных работ с целью утверждения запасов подземных минеральных вод с проведением экспертизы проектной документации в Северо-Кавказском территориальном отделении ФБУ "Росгеолэкспертиза" (пункт 4.2.1 Условий). Работы по проекту согласно Условиям должны быть зарегистрированы в Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии, в срок до 06.12.2020. По состоянию на 30.03.2021 требования пункта 4.2.1 Условий недропользователем не выполнены.
Управление составило протокол от 27.05.2021 N 09-21-787/30-13/ПР/201/1 по факту совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и вынесло постановление от 03.06.2021 N 09-21-787/30-13/ПР/201/4 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 300 000 руб. и выдало обществу представление от 03.06.2021 N 09-21-787/30-13/ПР/201/5 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности; соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Объективную сторону состава правонарушения составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Объективную сторону указанного правонарушения образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Субъектами ответственности за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией) на пользование недрами, могут быть только недропользователи (как физические, так и юридические лица).
Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1).
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов.
В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды.
На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Вместе с тем в силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
В данном случае Обществом допущено нарушение Условий пользования недрами Эльтаркачского участка подземных минеральных вод (приложение N 1 к лицензии ЧЕР 00373 MP, далее - Условия) в части разработки и согласования проекта геологоразведочных работ с целью утверждения запасов подземных минеральных вод с проведением экспертизы проектной документации в Северо-Кавказском территориальном отделении ФБУ "Росгеолэкспертиза" (пункт 4.2.1 Условий).
Работы по проекту согласно Условиям должны быть зарегистрированы в Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии, в срок до 06.12.2020.
Допущенное нарушение Условий пользования недрами Эльтаркачского участка подземных минеральных вод (приложение N 1 к лицензии ЧЕР 00373 MP) Общество обосновывает затруднениями с проведением предпроектных работ по подготовке и согласованию технического проекта, выбором и определением координат, согласованием границ соответствующего земельного участка на участке недр, оформлением прав заявителя на земельный участок, который полностью или частично охватывает границы Эльтаркачского участка подземных минеральных вод, переводу земельного участка в иную категорию - для геологического изучения и пользования недрами (в настоящий момент выбранный Обществом земельный участок на участке недр отнесен к земельным участкам категории земель сельскохозяйственного назначения).
Без оформления прав на землю невозможно определить виды и место работ, их сложность и длительность, соответственно невозможно подготовить сам технический проект на лицензируемый участок недр. Соответственно, при отсутствии подготовки и согласования технического проекта, также отсутствует возможность регистрации самого проекта в Департаменте по недропользованию СКФО (Карачаево-Черкесскнедра).
По состоянию на дату рассмотрения Управлением административного дела, так же как и на день судебного разбирательства, требования пункта 4.2.1 Условий Обществом как недропользователем не были выполнены, данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
По общему правилу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Положенными административным органом в обоснование привлечения к административной ответственности материалами доказано событие вмененного Обществу административного правонарушения.
Судом первой инстанции установлено, что материалами административного дела подтверждается факт нарушения Обществом пункта 4.2.1 Условий пользования недрами Эльтаркачского участка подземных минеральных вод (приложение N 1 к лицензии ЧЕР 00373 MP) в части разработки и согласования проекта геологоразведочных работ с целью утверждения запасов подземных минеральных вод с проведением экспертизы проектной документации в Северо-Кавказском территориальном отделении ФБУ "Росгеолэкспертиза", что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что заинтересованным лицом представлены надлежащие доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, тогда как общество не представило достаточных доказательств, подтверждающих отсутствие в его действиях вины в совершении вмененного административного правонарушения, также как не доказало наличие правовых оснований, исключающих его ответственность.
Суд учитывает, что у Общества имелась возможность избежать правонарушения при своевременном обращении в Департамент по недропользованию СКФО (Карачаево-Черкесскнедра) с заявлением о внесении изменений в Условия пользования недрами Эльтаркачского участка подземных минеральных вод путем изменения (продления) сроков разработки и согласования проекта геологоразведочных работ с целью утверждения запасов подземных минеральных вод с проведением экспертизы проектной документации в Северо-Кавказском территориальном отделении ФБУ "Росгеолэкспертиза", но такой возможностью Общество не воспользовалось.
Материалами дела подтверждено, что Общество письмом от 25.12.2020 N 471 обратилось в Департамент по недропользованию Северо-Кавказского федерального округа с заявлением о переносе сроков разработки и согласования проекта геологоразведочных работ по лицензии ЧЕР 00373 MP на 3 квартал 2021 года в связи со сложившейся пандемической ситуацией.
Вместе с тем данное обращение имело место 29.12.2020 (что подтверждается входящим штампом Департамента по недропользованию СКФО - Карачаево-Черкесскнедра), то есть после истечения предусмотренного пунктом 4.2.1 Условий пользования недрами Эльтаркачского участка подземных минеральных вод (приложение N 1 к лицензии ЧЕР 00373 MP) срока - не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии (в срок до 06.12.2020).
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих спорные правоотношения, а, следовательно, о наличии вины юридического лица во вмененном правонарушении.
Общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Общество имело возможность для обеспечения исполнения обязательств, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Штраф назначен в пределах санкции, определенной приведенной выше нормой.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности не имеется.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.09.2021 по делу N А25- 1471/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1471/2021
Истец: ЗАО "Аквалайн"
Ответчик: Отдел государственного экологического надзора по КЧР Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Зейгман Игорь Викторович