г. Пермь |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А50-20486/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
от истца - Гетц А.А., удостоверение, доверенность от 20.02.2021, диплом;
от третьего лица, Министерства - Кучукбаева М.А., паспорт, доверенность от 11.02.2021, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Межевая организация "Абрис",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 августа 2021 года по делу N А50-20486/2020
по иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 35 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1025902086198, ИНН 5921015867)
к обществу с ограниченной ответственностью "Межевая организация "Абрис" (ОГРН 1175958014099, ИНН 5906146738),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице Пермского филиала (ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952), Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Лес" (ОГРН 1145958050787, ИНН 5918999018), кадастровый инженер Ощепкова Анна Валерьевна, кадастровый инженер Белоусова Анна Павловна, кадастровый инженер Лихотина Мария Анатольевна,
об обязании внесения изменений в межевые планы по образованию земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 35 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по ПК, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Межевая организация "Абрис" (далее - ООО "МО "Абрис", ответчик) об обязании в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу безвозмездно устранить недостатки по государственному контракту от 28.06.2018 N 0356100027518000021- 0195432-03/152, а именно: привести границы земельных участков с кадастровым номером 59:17:0000000:11156 в соответствие с материалами лесоустройства, с приказом Агентства по природопользованию Пермского края от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556 и фактическим расположением лесных участков на месте в соответствие с материалами лесоустройства; привести границы земельных участков с кадастровым номером 59:17:0000000:11163 в соответствие с материалами лесоустройства, с приказом Агентства по природопользованию Пермского края от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556 и фактическим расположением лесных участков на месте в соответствие с материалами лесоустройства; привести границы земельных участков с кадастровым номером 59:17:0000000:5780 в соответствие с материалами лесоустройства, с приказом Агентства по природопользованию Пермского края от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556 и фактическим расположением лесных участков на месте в соответствие с материалами лесоустройства (с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 АПК РФ).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице Пермского филиала, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Лес", кадастровый инженер Ощепкова Анна Валерьевна, кадастровый инженер Белоусова Анна Павловна, кадастровый инженер Лихотина Мария Анатольевна,
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09 августа 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик, общество "Межевая организация "Абрис", обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным и подлежит отмене. В частности апеллянт не согласен с выводом суда о доказанности истцом ненадлежащего качества работ, отмечает, что ответчик выполнил работы в полном объеме и с надлежащим качеством на основании исходных данных, что подтверждается: утвержденными Министерством природных ресурсов Пермского края Схемами расположения земельных (лесных) участков на кадастровом плане территории с указанием расположения и площадей таких участков (Приказ Министерства природных ресурсов Пермского края от 25.07.2018 г. N СЭД-30-01-02-1026, Приказ от 19 июня 2018 г. N СЭД-30-01-02-823); подготовленными и согласованными Министерством природных ресурсов Пермского края межевыми планами; постановкой на кадастровый учет всех трех земельных (лесных) участков: с кадастровым N 59:17:0000000:5780 площадью 4528,8 га, с кадастровым N 59:11:0000000:11163 площадью 17 618,6047 га, с кадастровым N 59:11:0000000:111556 площадью 8537,7 га; актом N 1 выполненных работ от 29.11.2018 по контракту, подписанным без замечаний (все указанные документы содержатся в материалах дела). Указывает, что доводы суда о том, что границы и фактическое местоположение земельных участков, являющихся предметом контракта, не соответствуют п. 10, а площадь участков - п. 15 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 03.07.2017 г. N 54 являются не состоятельными, т.к. разработка проектной документации в отношении указанных лесных участков не входила в предмет контракта, проектная документация в отношении них до настоящего времени не разработана. Отмечает, что вывод суда о том, что действует презумпция вины подрядчика за недостатки в пределах гарантийного срока на основании ст. 755 ГК РФ, несостоятелен, т.к. указанная статья регулирует договор строительного подряда, а контракт был заключен на выполнение кадастровых работ, которые к строительному подряду не относятся. По мнению апеллянта, ошибочен вывод суда о том, что срок исковой давности по требованиям об устранении недостатков работ по контракту истцом не пропущен, так как течение срока исковой давности по контракту началось с 29.11.2018 г. (дата подписания акта сдачи-приемки работ) и окончилось 29.11.2019 г., что подтверждается материалами дела, истец обратился в арбитражный суд за пределами срока исковой давности (25.08.2020 г.).
До начала судебного разбирательства от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители истца и третьего лица, Министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, полагают судебный акт законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Агентства по природопользованию Пермского края от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556 ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по ПК предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование лесные участки для заготовки и переработки древесины для внутрисистемных нужд и обеспечения топливом на условиях, указанных в приложении N 1 (свидетельства о государственной регистрации права от 16.11.2009 серии 59ББ N 413281, 59ББ N 413282).
Согласно приложению N 1 местоположение участков: Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, Государственное учреждение "Горнозаводское лесничество" Кусье-Александровское (бывшее УстьКойвинское лесничество) участковое лесничество в кварталах NN 1-12,71,72 площадью 5130,2 га; Пермский край, Чусовской муниципальный район, Государственное краевое учреждение "Горнозаводское лесничество" КусьеАлександровское (бывшее Усть-Койвинское лесничество) участковое лесничество в кварталах NN 35-43, 52-58, 65-69, 70, 84, 85 площадью 8067,7 га. Общая площадь лесного участка по ГКУ "Горнозаводское лесничество" 13197,9 га. Номер учетной записи 869-2009-10 в государственном лесном реестре Пермского края; Пермский край, Чусовской муниципальный район, Государственное краевое учреждение "Чусовское лесничество" Всесвятское участковое лесничество в кварталах NN 9-11, 19-21, 28-36, 49-60, 65-89, 91- 97, 99-105, 107-112, 129 общей площадью 17848 га. Номер учетной записи 869-2009-10 в государственном лесном реестре Пермского края.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Статья 12 ЛК РФ предусматривает, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарногигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В силу пункта 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Как указывает истец, проект освоения лесов ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю был составлен в 2009 году, утвержден заключением Государственной экспертизой проектов заключения лесов ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по ПК от 11.12.2009 N 01-2009, в котором указывается, что срок действия проекта 10 лет.
Для оформления нового проекта освоения лесов на 2019-2029 годы необходимы сведения, касающиеся лесных участков, то есть межевые планы лесных участков.
Приказами Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25.07.2018 N СЭД-30-01-02-1026, от 19.06.2018 N СЭД-30-01-02-823 утверждены схемы расположения земельного (лесного) участка на кадастровом плане территории площадью 176 186 047 кв.м и 80 677 000 кв.м.
28.06.2018 между ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по ПК (заказчик) и ООО "МО "Абрис" (поставщик) заключен государственный контракт от 28.06.2018 N 0356100027518000021-0195432-03/152 на выполнение работ и услуг по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, согласно условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства выполнить (оказать) работы (услуги) по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков (далее - работы (услуги)) в соответствии с техническим заданием (приложение 1) и сметой (если определено наличие сметы), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик обязуется принять результат выполненных (оказанных) работ (услуг) и оплатить его (их) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (п. 1.1 контракта) (т. 2 л. д. 152- 160).
Объем выполненных (оказываемых) работ (услуг) установлен в техническом задании (п. 1.2 контракта).
Работы (услуги) должны выполняться (оказываться) в соответствии с требованиями технического задания и действующего законодательства РФ. В случае, если работа (услуга) были указаны с применением сметного расчета (локальный сметный расчет - далее ЛСР), то в течение трех дней с даты подписания контракта, исполнитель обязан представить в бумажной форме в двух экземплярах подписанный и скрепленный печатью измененный ЛСР с общей ценой, согласно п. 2.1 контракта и пропорционально измененной (уменьшенной) ценой внутри ЛСР по каждой позиции. Данный ЛСР является неотъемлемой частью контракта (1.3 контракта).
В соответствии с п. 2.1 контракта стоимость работ (услуг) по настоящему контракту составляет 240 533 руб. 28 коп., без НДС.
Согласно п. 3.1 контракта место выполнения (оказания) работ (услуг) - по адресу заказчика: Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, Горнозаводское лесничество, Кусье-Александровское, Пермский край, Чусовской муниципальный район, Чусовское лесничество, НижнеУсьвинское участковое лесничество (Всесвятское). Приемка работ (услуг) включает в себя следующий комплекс мер: подготовка документации исполнителем согласно технического задания и спецификации, согласование и утверждение ее у заказчика в сроки, указанные в контракте, выполнение (оказание) работ (услуг), проверка сопутствующей документации, а также документации на товары, используемые для выполнения (оказания) работ (услуг) (если применяется), приемка по качеству и количеству работ (услуг) с проверкой работ (услуг) на соответствие контракту и действующих НПА РФ, оформление документов о приемке (отказе приемки) работ (услуг), оплата товара.
Сроки выполнения (оказания) работ (услуг) - до 10.10.2018 с даты подписания контракта (п. 3.2 контракта).
Согласно акту выполненных работ от 29.11.2018 N 1 по муниципальному контракту N 0356100027518000021-0195432-03 от 28.06.2018 работы выполнены исполнителем 29.11.2018 (т. 1 л. д. 82).
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг".
В ходе исполнения государственного контракта от 12.08.2019 N 122 на выполнение работ и услуг по содержанию имущества (прочие) - Проведение работ по разработке проектной документации на лесные участки, расположенные в Горнозаводском и Чусовском лесничествах, исполнителем (ФГБУ "Рослесинфорг") при анализе границ земельных участков с кадастровыми номерами 59:17:0000000:5780, 59:11:0000000:11156, 59:11:0000000:11163 было установлено значительное несоответствие границ указанных земельных участков материалам лесоустройства Чусовского (1997) и Горнозаводского (2000) лесничеств, а именно: границы проведены не по квартальным просекам, из участков необоснованно исключены линейные объекты, земельные участки имеют категорию земель - земли лесного фонда, а значит, в этих участках можно было поставить на кадастровый учет части земельных участков для заготовки древесины ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по ПК.
10.12.2019 ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по ПК обратилось в Управление Росреестра по ПК с просьбой снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 59:17:0000000:5780, 59:11:0000000:11156, 59:11:0000000:11163.
Письмом от 17.01.2020 N 877-10 Управление Росреестра по ПК отказало в снятии с учета земельных участков с указанием на то, что случаи, при которых предусматривается снятие с государственного кадастрового учета (ГКУ) земельных участков установлены Законом N 218-ФЗ. В иных случаях, снятие с ГКУ и государственная регистрация прекращения права возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда. Кроме того, ошибка в местоположении границ земельного участка квалифицируется как реестровая ошибка, подлежащая исправлению в порядке статьи 61 Закона N 218-ФЗ на основании межевого плана, подготовленного по результатам проведения кадастровых работ кадастровым инженером, предоставленного в орган регистрации прав вместе с соответствующим заявлением. Также заказчику было рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании недействительными результатов кадастровых работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:17:0000000:5780, 59:11:0000000:11156, 59:11:0000000:11163 и снятии их с государственного учета, поскольку границы и фактическое местоположение указанных земельных участков не соответствует не соответствуют п. 10 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки" (далее - Приказ от 03.02.2017 N 54), согласно которому минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков является лесной квартал.
23.06.2020 истец обратился к ООО "МО "Абрис" с просьбой о внесении изменений в межевые планы (письмо от 23.06.2020 N 60/38/20/2- 125) (т. 1 л. д. 75-81).
ООО "МО "Абрис" в ответе на претензию указало, что все работы произведены в рамках государственного контракта от 28.06.2018 N 0356100027518000021-0195432-03 и выполнялись им в полном соответствии с нормами действующего земельного законодательства (т. 1 л. д. 31).
Считая отказ ООО "МО "Абрис" от внесения изменений в межевания участков необоснованным, в определении границ земельных (лесных) участков ошибки были допущены при выполнении работ в рамках исполнения обязательств по государственному контракту от 28.06.2018, ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по ПК обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из доказанности материалами дела ненадлежащего качества работ, выполненных ответчиком по государственному контракту от 28.06.2018, необходимости безвозмездного устранения указанных недостатков по требованию заказчика в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
В случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 ГК РФ, пункт 1 статьи 722 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 755 ГК РФ подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика, в том числе, безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (пункт 1 статьи 723 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается, что в рамках спорных правоотношений ООО "МО "Абрис" выступало исполнителем работ, на основании договора от 23.07.2018 N 1, согласно техническому заданию к государственному контракту, услуги предполагали проведение кадастровых (землеустроительных) работ по подготовке межевания земельных участков: площадью 5130,2 га, расположенного по адресу: Пермский край, г. Горнозаводск, ГКУ "Горнозаводское лесничество", Кусье-Александровское участковое лесничество, квартала 1 ч-9 ч, 10-12, 71 ч, 72 ч; площадью 17 848 га, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чусовой, "Чусовское лесничество" Нижне-Усьвинское участковое лесничество, квартала 9, 10 ч, 11, 19-21, 28-30, 31 ч, 33-35, 36 ч, 49-52, 53 ч, 54, 55, 56 ч, 57, 58, 59 ч, 60 ч, 65- 68, 69 ч, 70-75, 76 ч, 77, 78 ч, 79, 80, 81 ч, 82-84, 85 ч-88 ч, 89, 91 ч-93 ч, 94, 95, 96 ч, 97 ч, 99 ч-103 ч, 104, 105 ч, 107 ч, 108 ч, 109 ч, 112 ч, 113, 114 ч-117 ч, 118, 119 ч-121 ч, 122, 123 ч, 124, 125 ч-129 ч, с целью формирования межевых планов и проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
В отношении образуемых земельных участков Министерством природных ресурсов Пермского края утверждены Схемы расположения земельного (лесного) участка на кадастровом плане территории.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) к межевому плану предъявляются определенные требования, а именно в межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Пункт 3 статьи 22 указанного закона устанавливает, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В силу пункта 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его 10 границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч. 12 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 утверждены Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки.
В пункте 8 Требований указано, что проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств и лесопарков.
Лесные участки проектируются из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов без создания вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы (п. 9 Требований).
Согласно п. 10 Требований минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков являются:
лесной квартал - для заготовки древесины (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьями 43 - 45 Лесного кодекса), заготовки живицы;
лесотаксационный выдел - для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, для создания лесных плантаций и их эксплуатации;
часть лесотаксационного выдела для осуществления рекреационной деятельности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, для ведения сельского хозяйства, для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, выполнения изыскательских работ, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, осуществления религиозной деятельности, для заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьями 43 - 45 Лесного кодекса.
Как указано в п. 11 Требований проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной документацией, документами лесного планирования, лесохозяйственными регламентами лесничеств, лесопарков, а также с учетом сведений о наличии особо защитных участков лесов, зон с особыми условиями использования территорий.
Кроме того, не допускается расхождение площади лесного участка, указанной в утвержденной проектной документации лесного участка, с площадью земельного участка, определенной с учетом установленных федеральным законом требований, более чем на десять процентов в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (п. 15 Требований).
В рамках исполнения государственного контракта от 28.06.2018 ответчиком подготовлены межевые планы, на кадастровый учет поставлены земельные участки: кадастровый номер 59:17:0000000:5780 площадью 4 528,8 га, кадастровый номер 59:11:0000000:11156 площадью 17 540,5 га, кадастровый номер 59:11:0000000:11163 площадью 8103,8 га.
Результат принятия работ оформлен сторонами актом N 1 выполнения работ от 29.11.2018.
Между тем, в соответствии с письмом Управления Росреестра по Пермскому краю от 17.01.2020 площадь участка с кадастровым номером 59:17:0000000:5780 (местоположение - Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, Горнозаводское лесничество, Кусье-Александровское участковое лесничество (Усть-Койвинское (часть), кварталы (выделы) N N 1 (2, 3, ч4, 5-20, 22-34), 2 (2-11,13-28), 3 (1-30, 32-35), 4 (2-20, 22, 27, 29-32), 5 (2-7, 9-25), 6 (2-7, 9-31, 33-35), 7 (1-23), 8 (1-13,15-36), 9 (1-35, 37), 11 (1-26, 28-34), 12 (2-29), 71 (1-41), 72 (1-13, 15-31)) по сведениям ЕГРН составляет 4528,8 га, что меньше площади по приказу Министерства по природопользованию Пермского края от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556 на 601,4 га, то есть расхождение составило более 10 процентов. Горнозаводское лесничество, Кусье-Александровское участковое лесничество (УстьКойвинское (часть), кварталы (выделы) NN 10 (1-36)) не вошел квартал N 10 Кусье-Александровского участкового лесничества (Усть-Койвинское (часть), что противоречит Приложению 1 приказа Министерства по природопользованию Пермского края от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556, согласно которому данный лесной квартал входит в состав данного участка. Указанный лесной квартал относится к Горнозаводскому лесничеству. Его исключение из границ земельного участка с кадастровым номером 59:17:0000000:5780 препятствует проектированию лесного участка. Указанный лесной квартал должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в составе земельного участка с кадастровым номером 59:17:0000000:5780.
В границы земельного участка с кадастровым номером 59:11:0000000:11156 (местоположение - Пермский край, Чусовской муниципальный район, Чусовское лесничество (бывшее Усть-Койвинское), кварталы (выделы): 35 (1, 3, 15, 17, 18, 21, 22), 36 (1-24), 37 (1-17), 38 (1-9), 39 (1, 3-41), 40 (1-27), 41 (1-16, 18-50), 42 (1-48), 43 (1-25), 52 (1, 3-5, 7, 9-20), 53 (1-14), 54 (1-25), 55 (1-23), 56 (2-23), 57 (1-42, 44-46), 58 (1-32), 65 (1-10, 12- 16, 29, 30), 66 (1-42), 67 (1-32), 68 (2-16), 69 (1-25), 70 (1-30), 84 (1-33), 85 (1- 15, 17-38) площадь по сведениям ЕГРН составляет 8537,7 га, что больше площади по приказу Министерства по природопользованию Пермского края от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556 на 470 га; Горнозаводское лесничество, Кусье-Александровское участковое лесничество (Усть-Койвинское (часть), кварталы (выделы) NN 10 (1-36)) вошел квартал N 10 КусьеАлександровского участкового лесничества (Усть-Койвинское (часть), что противоречит Приложению 1 приказа Министерства по природопользованию Пермского края от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556, согласно которому данный лесной квартал входит в состав другого участка. Указанный лесной квартал относится к Горнозаводскому лесничеству. Его включение в границы земельного участка с кадастровым номером 59:11:0000000:11156 препятствует проектированию лесного участка. Указанный лесной квартал должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в составе земельного участка с кадастровым номером 59:17:0000000:5780.
В границы земельного участка с кадастровым номером 59:11:0000000:11163 (местоположение - Пермский край, Чусовской муниципальный район, Нижне-Усьвинское участковое лесничество (бывшее Всесвятское), кварталы (выделы): N N 9 (1-28), 10 (1-30), 11 (2-13, 15, 16), 19 (1-39, 41, 42), 20 (2-26, 28-48), 21 (1-46), 28 (1-36), 29 (1-32), 30 (1-20), 31 (1- 56), 32 (1-30), 33 (1-27), 34 (1-21), 35 (1-17), 36 (1-38), 49 (1-22), 50 (1-13), 51 (1-15), 52 (1-17), 53 (1-21), 54 (1-20), 55 (1-26), 56 (147), 57 (1-18), 58 (1-21), 59 (1-46), 60 (1-33, ч.34-ч.44, 45-55, ч.56, 57-59), 65 (1-11, ч.12, 13-20), 66 (1-5, 7-30), 67 (1-5, ч.6, 7-27, ч.28, 29, 30, 32, 33), 68 (1-14, ч.15, 16-22, ч.23-ч.26, 27-29, ч.30, 31-33, ч.34-ч.36, 37-44), 69 (1-23), 70 (1-22), 71 (1-26), 72 (1-17), 73 (1-37), 74 (1-24), 75 (1-28), 76 (1-28), 77 (1-24), 78 (1-29), 79 (1-18), 80 (1-- 30), 81 (1-43), 82 (1-19), 83 (1-12), 84 (1-40), 85 (1-21), 86 (1-19, ч.20-ч.26, 27- 29), 87 (1-21, ч.22, 23-25, ч.26-ч.29, 30, ч.31-ч.34, 35-62), 88 (ч.1, ч.2, 3-43), 89 (1-12), 91 (13, ч.4, 5-10), 93 (1-8, ч.9, 10-22), 94 (1-25), 95 (1-21), 96 (1-17), 97 (1-18), 99 (1-38), 100 (1-9, 13, 14, 19-32), 101 (1-16), 102 (1-3, ч.4, 5, ч.6, ч.7, 8, 9, ч.10, 11, 12, ч.13, 14, 15, ч.16, 17, ч.19,-ч.26, 27-31), 103 (1-4, ч.5-ч.8, 9-24), 104 (1-17), 105 (1-8, ч.9, ч.10, 11 12,.13, 14, 15), 107 (1-23), 108 (1-60), 109 (ч.1, 2-10, ч.11, 12-19), 112 (1-19), 113 (1-10), 114 (1-8, ч.9, 10-12, ч.13, ч.14, 15), 115 (1-3, ч.4-ч.7, 8-14), 116 (1, ч.2, ч.3, 4-9, ч.10, 11-13), 117 (1-18), 118 (1-22), 119 (1-8, ч.9, 10, 11, ч.12, ч.13, 14, ч.15-ч.19, 20-22), 120 (1, ч.2, 3, 4, ч.5, 6, ч.7- ч.15, 16-18), 121 (1-5, ч.6-ч.10, 11, 12, ч.13, ч.14, 15-23), 122 (ч.1, 2-4, ч. 5-ч. 7, 8-16), 123 (1-58), 124 (1-20), 125 (ч.1, 2-4, ч.5, ч.6, 7-9, ч.10, 11, 12, ч.13, 14, 15, ч.16, 17-22, ч.23, 24-26), 126 (1-36), 127 (1-31), 128 (1-31), 129 (1-27, 29, 30) площадь по сведениям ЕГРН составляет 17618,6 га, что меньше площади по приказу Министерства по природопользованию Пермского края от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556 на 229,4 га.
Также границы и фактическое местоположение земельных участков с кадастровыми номерами 59:17:0000000:5780, 59:11:0000000:11156, 59:11:0000000:11163 не соответствуют п. 10 Приказа от 03.02.2017 N 54, согласно которому минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков является лесной квартал.
В письме ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по ПК от 23.06.2020 N 60/38/20/2-125 в адрес ответчика с требованием об устранении недостатков работ и внесения изменений в межевые планы указало следующее::
1. По земельному участку 59:11:0000000:11156 Чусовского участкового лесничества в местоположении границ допущены следующие ошибки: 1) по кварталам N 35, N 36 - северная граница сдвинута на 70 м (схема 1), просека читается на снимке; 2) в квартале N 37 восточная граница сдвинута на 110 м. (схема 2); 3) в кварталах N 41, N 42 необоснованно исключены выделы вдоль восточной границы квартала (островки на реке) (схема 3); 4) в квартале N 43 необоснованно включена площадь Госземфонда (исключение на планшете); 5) в кварталах N 58, N 70 необоснованно включена площадь Госземфонда (исключение на планшете) (схема 5); 6) в квартале N 52 сдвинута западная граница квартала на 40 м., граница четко читается на снимке (схема 6); 7) необоснованно включён квартал N 10 Горнозаводского лесничества. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (п. 8 Требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка её подготовки), а образование лесных участков осуществляется на основании проектной документации лесного участка. Рекомендуется квартал N10 Горнозаводского лесничества выделить в отдельный участок путем раздела с сохранением исходного участка в измененных границах.
2. Допущены следующие ошибки в местоположении границ по земельному участку 59:11:0000000:11163 Нижне-Усьвинского участкового лесничества (Всесвятского) (приложение 17): 1) из адреса необоснованно исключены выделы, соответствующие водным объектам (река Вижай); 2) в кварталы N 9, N 10, N 19 необоснованно исключена полоса вдоль границы кварталов шириной 80-160 м. (схема 1); 3) из квартала N 11 необоснованно исключен выдел 2 (остров на реке Вижай) (схема 2); 4) из квартала N 21 необоснованно исключены выделы 2, 3 (схема 3); 5) из квартала N 28 N 49 необоснованно исключена полоса вдоль границы кварталов шириной 40-110 м. (схема 4), граница (просека) существует в натуре, читается на снимках; 6) из квартала N 65 - не обосновано исключён выдел 12, не обосновано исключена полоса шириной 200 м. по южной границе квартала (схема 5); 7) из квартала N 66, N 67, N 68 необоснованно исключена полоса шириной 200 м по южной границе кварталов, граница существует в натуре, читается на снимках (схема 6); 8) из кварталов N 68, N 69, N 70, N 71, N 72 необоснованно исключена полоса шириной 70 м вдоль северной границы кварталов, граница существует в натуре, читается на снимках (схема 7); 9) в квартале N 96 учесть исключения из лесного фонда, отображенные на 13 планшете (схема 8); 10) в квартале N 97 необоснованно исключена полоса шириной 30 м. вдоль восточной границы квартала (схема 9); 11) в квартале N 109 вдоль восточной границы квартала не обосновано исключена полоса шириной 70 м., граница существует в натуре, читается на снимках (схема 10); 12) в квартале N 121, N 122, N 123 южная граница кварталов смещена на север на 60 м, граница существует в натуре, читается на снимках (схема 11); 13) в кварталах N 127 по восточной границе не обосновано исключена полоса шириной 70 м. (схема 12). Границу совместить с границей муниципального образования; 14) в квартале N128 граница квартала у юго-западного угла смещена на 100-140 м (схема 13).
3. Допущены следующие ошибки в местоположении границ по земельному участку 59:17:0000000:5780 Кусье-Александровского участкового лесничества (приложение 18): 1) из квартала N 3 необоснованно исключены выделы N 29, N 30 (острова на реке) (схема 1); 2) из квартала N 4 необоснованно исключены выделы 14, 18, 24, 27 (острова на реке) (схема 2); 3) в квартале N 6 восточная граница квартала смещена на 60 метров; 4) из квартала N 8 необоснованно исключены выделы 13, 15, 27, 28, 29 (острова на реке) (схема 3); 5) в квартале N 9 восточная и южная границы квартала смещены на 60 метров. Необоснованно исключены выделы 31, 35, 36 (острова на реке) (схема 4); в кварталах N 11, N 12 необоснованно исключены выделы (острова на реке) (схема 5); 6) из кварталов N 71, N 72 - необоснованно исключена полоса вдоль западной и южной границ кварталов шириной 100 м (схема 6).
Приведенные истцом в обоснование заявленного иска доводы о несоответствии межевых планов требованиям Приказа от 03.02.2017 N 54 ответчиком не оспорены (ст. 65 АПК РФ).
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем качестве работ, выполненных ответчиком в рамках государственного контракта от 28.06.2018 в части указания местоположения границ земельных участков применительно к материалами лесоустройства, приказу Агентства по природопользованию Пермского края от 26.10.2009 N СЭД-48-01-02-556 и фактическому расположению лесных участков, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по устранению выявленных недостатков.
Доводы апеллянта об истечении срока исковой давности по заявленному требованию были предметом рассмотрения суда и правомерно отклонены.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Пунктом 3 ст. 725 ГК РФ установлено, что если законом, иными правовыми актами или договором подряда установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности, указанного в пункте 1 настоящей статьи, начинается со дня заявления о недостатках.
В п. 2 ст. 724 ГК РФ указано, что в случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота.
Поскольку недостатки работ установлены в результате кадастрового учета земельных участков, на что указано в письме Управления Росреестра по Пермскому краю от 17.01.2020, исковое заявление направлено в суд 20.08.2020, суд первой инстанции правомерно отказал в применении исковой давности.
Доводы апеллянта о недоказанности недостатков работ отклоняются, невозможность принятия результатов межевания при проведении кадастрового учета земельных участков следует из уведомления Управления Росреестра по Пермскому краю от 17.01.2020.
В соответствии со ст. 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Фактическое местоположение участков с указанными кадастровыми номерами не соответствует п. 10 Приказа Минприроды России от 03.02.2017 N 54, согласно которому минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков является лесной квартал.
В силу п. 15 Приказа Минприроды России от 03.02.2017 N 54 не допускается расхождение площади лесного участка, указанной в утвержденной проектной документации лесного участка, с площадью земельного участка, определенной с учетом установленных федеральным законом требований, более чем на десять процентов в соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Поскольку судом установлено расхождение в площади земельных участков более 10 процентов, местоположение участков не соответствует требованиям п. 10 Приказа Минприроды России от 03.02.2017 N 54, суд правомерно возложил на ответчика обязанность по устранению допущенных при выполнении контракта замечаний к межевым планам.
Как верно указал суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями п.п. 12 и 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", наличие двустороннего акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему, качеству и стоимости работ.
Наличие объективных недостатков выполненных работ доказано материалами дела, ответчиком не опровергнуто (ст. 65 АПК РФ).
Отсутствие в распоряжении ответчика необходимой документации не является основанием для освобождения его от ответственности за ненадлежащее выполнение работ, поскольку качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода, потребительскую ценность в данном случае имеет результат работ - межевой план, соответствующий требованиям приведенных выше нормативных актов.
В соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Между тем, ответчик о невозможности выполнения контракта не заявил, предоставленным ему правом не воспользовался.
При названных обстоятельствах решения суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 августа 2021 года по делу N А50-20486/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20486/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 35 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ"
Ответчик: ООО "МЕЖЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АБРИС"
Третье лицо: Белоусова Анна Павловна, Лихотина Мария Анатольевна, Ощепкова Анна Валерьевна, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ООО "РЕМСТРОЙ-ЛЕС", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ"