22 ноября 2021 г. |
Дело N А83-21190/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 ноября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей: Ольшанской Н.А., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащих образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года по делу N А83-21190/2020 (судья Гризодубова А.Н.),
по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" к Администрации города Феодосия Республики Крым о взыскании,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия республики Крым "Домоуправление "Дружба", муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 1", муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым",
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Администрации города Феодосия Республики Крым (далее - Администрация) о взыскании 125 694,64 руб. за фактически потребленную тепловую энергию по пустующим нежилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года по делу N А83-21051/2020 выделено в отдельное производство требование о взыскании суммы задолженности по контракту теплоснабжения N 86, по адресу: улица Армянская, дом 4, за период с марта по июнь 2020 года на сумму 2 627,00 руб., с присвоением номера дела А83-21190/2020.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года (с учетом определения от 26.10.2021) исковые требования удовлетворены. Взысканы с Администрации города Феодосии в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия задолженность за потребленную тепловую энергию в сумме 2 627,00 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 99,71 руб.
Не согласившись с решением суда от 09 августа 2021 года, Администрация города Феодосии Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Основанием для отмены судебного акта Администрация указывает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что контракт теплоснабжения N 86 не зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в связи с чем оплата по контракту не могла быть произведена. Также Администрация указывает, что одной из сторон контракта является МКУ "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества администрации города Феодосии Республики Крым", которое реорганизовано в МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии", и также имеет обязательства по заключенному контракту.
От ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, предприятие является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии.
23.12.2019 между ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" (теплоснабжающая организация), Администрацией города Феодосии Республики Крым (потребитель) и муниципальным казенным учреждением "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества администрации города Феодосии Республики Крым" (заказчик) был заключен контракт теплоснабжения N 86 (далее - контракт).
Согласно п.1.1 контракта теплоснабжающая организация принимает на себя обязательства поставить потребителю тепловую энергию для отопления в зависимости от температуры наружного воздуха, технологии, в виде горячей воды в объеме, предусмотренным контрактом, а потребитель обязуется принять от теплоснабжающей организации тепловую энергию и оплатить ее по установленным тарифам в предусмотренные контрактом сроки.
В пункте 2.1 контракта указано, что тепловая энергия предоставляется потребителю согласно Приложению N 1 к настоящему контракту "Расчетные данные на теплопотребление по объектам", где пунктом 3 указан адрес объекта: ул. Армянская, д.4, г. Феодосия.
Права и обязанности потребителя предусмотрены разделом 3 контракта.
Согласно пункту 3.2.4 контракта потребитель обязан выполнять условия и порядок оплаты потребленной тепловой энергии в объемах и сроки, предусмотренные контрактом, с этой целью заблаговременно получать счета на оплату у теплоснабжающей организации (не позднее 10 числа следующего за расчетным месяцем).
Права и обязанности теплоснабжающей организации предусмотрены разделом 4 контракта.
Цена контракта составляет 837 094 руб. (пункт 6.1 контракта).
В пункте 6.2 контракта определено, что расчеты за потребляемую тепловую энергию производятся в рублях в безналичной форме, либо иной, не запрещенной действующим законодательством форме, ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Производить расчеты с потребителем тепловой энергии, категории Бюджет, не имеющих приборов учета за отопление общей площади 337,55 кв.м. по тарифу 1 Гкал 2599,44 руб., (тариф указан без учета НДС) в порядке определенном разделом 5 контракта (пункт 6.2.1 контракта).
Производить расчеты с потребителем тепловой энергии, имеющими приборы учета на отопление в порядке определенном согласно разделу 5. Потребители, имеющие общие приборы учета тепловой энергии, производят оплату за отопление общей (занимаемой) площади 686,80 кв.м по установленному тарифу, согласно показаниям приборов учета тепловой энергии распределенным пропорционально занимаемой площади. Категория Бюджет: 1 Гкал 2599,44 руб., (тариф указан без учета НДС). Расчетный период для расчета потребленной тепловой энергии для отопления (вентиляции) в виде горячей воды устанавливается равным месяцу (пункт 6.2.2 контракта).
Пунктом 6.3 контракта установлено, что тарифы на тепловую энергию (производство и передача) и теплоноситель устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей. Изменение тарифов на тепловую энергию и теплоноситель в период действия настоящего контракта не требует его переоформления. В случае изменения цены контракта, вследствие изменения тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, оформляется дополнительное соглашение к настоящему контракту, в котором будет согласованна сумма подлежащая оплате.
Основанием для оплаты потребителем тепловой энергии являются счета теплоснабжающей организации (пункт 6.5 контракта).
Согласно пункту 6.11 контракта для своевременного произведения расчетов за потребленную тепловую энергию и теплоноситель потребитель обязан ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, получить в теплоснабжающей организации счет на оплату, счет-фактуру (если является плательщиком НДС) и акт приема-передачи тепловой энергии за расчетный период (указанные документы выдаются на руки под роспись, лицу, являющемуся ответственным по настоящему контракту, либо лицу, имеющему доверенность на получение счета на оплату, счета-фактуры и актов). В течение 3 рабочих дней подписать акт и возвратить второй экземпляр в теплоснабжающую организацию либо предоставить мотивированный отказ от признания факта потребления указанного в акте количества тепловой энергии и теплоносителя полностью или в части. В случае отказа от признания потребления указанного в акте количества тепловой энергии и теплоносителя в части, потребитель оплачивает в установленный настоящим контрактом срок стоимость признаваемого количества потребленной энергии и теплоносителя. Порядок оплаты оспариваемой части определяется соглашением сторон, а в случае не достижения такого соглашения - в судебном порядке. В случае неполучения или не возврата потребителем акта в указанный срок такой акт считается согласованным сторонами и не может быть оспоренным.
Разделом 7 контракта предусмотрена ответственность сторон.
Пунктом 7.2.1 контракта предусмотрена ответственность потребителя за нарушение сроков оплаты тепловой энергии и теплоносителя, потребитель по требованию теплоснабжающей организации уплачивает пеню в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей на день фактической оплаты) от неоплаченной в срок суммы за каждый день просрочки платежа, начиная со следующего дня после наступления срока оплаты по день фактической уплаты долга.
Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2019, что касается денежных обязательств потребителя перед теплоснабжающей организацией, - до их полного выполнения (пункт 10.1 контракта).
В силу пункта 10.2 контракта в соответствии с ч. 2 ст. 425 ГК РФ условия настоящего контракта применяются к правоотношениям, возникшим с 01.12.2015.
Согласно Приложению N 1 к контракту объектом теплоснабжения является, в том числе нежилое помещение площадью 30,2 кв. м. по адресу: улица Армянская, дом 4, г. Феодосия.
Во исполнение условий контракта предприятие в период с марта по июнь 2020 года осуществляло теплоснабжение указанного нежилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городской округ Феодосия, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" были выставлены Администрации счета на оплату за потребленную тепловую энергию: N 320086 от 31.03.2020 за март 2020 года на общую сумму 61542,31 руб.; N 420086 от 30.04.2020 за апрель 2020 года на общую сумму 58668,15 руб.; N 520086 от 31.05.2020 за май 2020 года на общую сумму 3712,51 руб.; N 620086 от 30.06.2020 за июнь 2020 года на общую сумму 1771,67 руб.
Потребление тепловой энергии в указанном помещении в спорный период не оплачено, в связи с чем образовалась задолженность в размере 2 627 руб.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" направлена претензия от 17.08.2020 исх. N 2309 об оплате задолженности за услуги теплоснабжения, которая оставлена Администрацией без ответа и удовлетворения.
Неудовлетворение ответчиком требований предприятия в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Спор между сторонами возник из правоотношений по оказанию услуг теплоснабжения, который соответствует типовому договору на поставку тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. п. 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
На основании части 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
Спорные взаимоотношения вытекают из заключенного сторонами договора от 23.12.2019 N 86.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Момент возникновения права собственности определяется правилами ГК РФ (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 212 ГК РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
В силу положений части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2023 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) предусмотрено, что право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов, признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением 17 сессии Феодосийского городского совета РК 1 созыва от 23.03.2015 N 301, права собственности в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация города Феодосии Республики Крым.
Следовательно, Администрация как орган исполнительной власти, выступающий от имени собственника муниципального имущества, за счет муниципальной казны обязана нести расходы по его содержанию.
Стоимость потребленной энергии истец определил на основании тарифов, утвержденных приказами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.
Доказательств выбытия из собственности Администрации спорного нежилого помещения в период с марта по июнь 2020 года в материалы дела не представлено.
Факт поставки истцом тепловой энергии в нежилое помещение по адресу: улица Армянская, дом 4, г. Феодосия, подтвержден материалами дела и ответчиком документально не оспорен.
Доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период поставка теплового ресурса в указанное нежилое помещение осуществлялась иной теплоснабжающей организацией, наряду с доказательством оказания услуг по теплоснабжению в данный период ненадлежащего качества, в материалах дела также отсутствуют.
Поскольку приборы учета тепловой энергии отсутствуют по дому, расположенному по адресу: улица Армянская, дом 4, объем потребленной энергии определен расчетным путем.
Расчеты истцом выполнены с применением тепловой нагрузки согласно Приложению N 1.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность за услуги теплоснабжения в сумме 2 627 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что договор не зарегистрирован в органах казначейства не принимается судом, поскольку обязанность такой регистрации возложена на заказчика.
Кроме того, отсутствие такой регистрации не является основанием для освобождения стороны от исполнения обязательства по оплате полученного теплового ресурса.
Довод апелляционной жалобы о необходимости взыскания оплаты с муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым", которое в настоящий момент выполняет функции главного распорядителя денежных средств вместо муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым", которое является плательщиком по договору, не принимается судебной коллегией, по следующим основаниям.
Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым" входит в структуру Администрации, которая выступает ответчиком в настоящем деле от имени муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Являясь органом исполнительной власти с общей компетенцией, Администрация исполняет, в том числе, и правомочия собственника в отношении муниципального имущества, является потребителем тепловой энергии в отношении муниципального жилого и нежилого фонда.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что обязанность оплаты коммунальных ресурсов возложена на потребителя или собственника жилого или нежилого помещения.
Кроме того, системный анализ условий договора (пункт 6.2.1, 6.2.2 договора) указывает, что плательщик осуществляет оплату денежных средств за потребителя и сам ни собственником, ни потребителем коммунального ресурса не является, что свидетельствует об отсутствии у него самостоятельной обязанности оплаты потребленной тепловой энергии.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года по делу N А83-21190/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21190/2020
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ "ДРУЖБА", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОНТОРА N1"