г. Саратов |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А57-9617/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Луевой Л. Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Синица А. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Переславская энергетическая компания" Тулькина Андрея Николаевича на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 сентября 2021 года по делу N А57-9617/2021
по исковому заявлению Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "Переславская энергетическая компания" (ИНН: 7608010870, ОГРН: 1047601204496)
о взыскании задолженности,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Верхне-волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец) к обществу с ограниченной ответственностью "Переславская энергическая компания" (далее - ООО "Переславская энергическая компания", ответчик) с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 6279,37 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
В обоснование исковых требований истец указывает следующее.
В соответствии с пунктом 4.4 Положения о Верхне-Волжском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом N 475 от 27.08.2019 г., Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании "Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду", утвержденные Постановлением Правительства РФ N 225 от 03.03.2017, Управлением была проведена сверка соответствия внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) представленным декларациями ООО "Перееславская энергетическая компания" за 2019 год.
По ее результатам была выявлена дебиторская задолженность ООО "Перееславская энергетическая компания" по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая составляет 6279,37 руб.
Межрегиональным правлением ответчику была направлена претензия от 01.02.2021 г. N 09-210/398 об уплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в добровольном порядке.
В связи с тем, что до настоящего времени задолженность за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком не погашена, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям окружающей среды.
Согласно статье 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
-выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно статье 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.
Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов, производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов, малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N96-ФЗ) за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 регламентированы ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты.
Порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и форма декларации установлены Приказом Минприроды России от 09.01.2017г.N 3.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 года N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Постановление N255).
Постановлением N 255 утверждены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила).
Пунктом 3 Постановления N 255 установлено, что Правила, утвержденные постановлением, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 г.
Согласно пункту 7 Правил, учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 "По запросу Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" и ст.7 Федерального закона "О введении в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Определение N5) плата является необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Взимание платы за НВОС осуществляется независимо от того, происходит ли такое воздействие в ходе предпринимательской деятельности (осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) либо иной - непредпринимательской, не связанной с извлечением прибыли деятельности как юридических, так и физических лиц.
Плата за НВОС носит характер регулярных экологических платежей, взимаемых соразмерно уровню осуществляемого негативного воздействия.
В пункте 5 Определения N 5 разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства.
Данные платежи являются обязательными публично-правовыми платежами, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.
Согласно Определению N 5 плата за НВОС взимается с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств и является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Платежи за НВОС являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком природоохранного законодательства: статей 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Принимая во внимание положение части 3.1 статьи 70 АПК РФ, и в отсутствие доказательств полной оплаты задолженности по плате за НВОС за 2019 г. в размере 6279,37 руб., суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Довод заявителя жалобы о том, что обжалуемое решение по настоящему делу было вынесено судом первой инстанции в отсутствие представителя ответчика, чем был нарушен принцип состязательности сторон, в связи с чем ответчик был лишен возможности участвовать в судебном заседании и представлении дополнительных доказательств, судебной коллегией отклоняется.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком при рассмотрении спора в суде первой инстанции в адрес Арбитражного суда Саратовской области 02.08.2021 было направлено ходатайство с возражениями относительно рассмотрения судом настоящего дела в отсутствие представителя ответчика, мотивированное невозможностью направить представителя для участия в судебном заседании в суде первой инстанции, назначенном на 03 августа 2021 года (л.д. 56).
Как указывал ответчик в данном ходатайстве причина неявки представителя ответчика - уважительная. Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих данный довод, в суд первой инстанции заявителем не представлено.
При этом Арбитражным судом Саратовской области 03.08.2021 было вынесено определение об отложении судебного заседания на 07.09.2021 (л.д. 43), а 07.09.2021 судом первой инстанции было вынесено протокольное определение об объявлении перерыва в судебном заседании до 13.09.2021 (л.д. 64).
И только 13.09.2021 Арбитражным судом Саратовской области по настоящему делу было вынесено решение в виде резолютивной части (л.д. 69).
Таким образом, у ответчика имелось достаточное количество времени для обеспечения участия своего представителя в судебных заседаниях в суде первой инстанции.
Кроме того, доказательств невозможности представить дополнительные доказательства либо возражения на иск по настоящему делу через отдел делопроизводства и обеспечения судопроизводства Арбитражного суда Саратовской области либо посредством электронной системы "Мой Арбитр" ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Доказательств, опровергающих доводы искового заявления, заявителем ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Иных доводов о несогласии с выводами, содержащимися в решении суда первой инстанции, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20 сентября 2021 года по делу N А57-9617/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Переславская энергетическая компания" (ИНН: 7608010870, ОГРН: 1047601204496) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9617/2021
Истец: Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО Переславская энергетическая компания
Третье лицо: Тулькин Андрей Николаевич