г. Челябинск |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А07-9996/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Напольской Н.Е.,
судей Лукьяновой М.В., Лучихиной У.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Касьяновой Д.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2023 по делу N А07-9996/2023.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции принял участие представитель:
ответчика: акционерного общества "РН-Транс" - Бикбаева Айгуль Факиловна (доверенность N РНТ-177/23 от 01.11.2023, сроком действия до 31.12.2024, паспорт, диплом).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 2 112 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 47 руб. 74 коп. за период с 24.11.2022 по 13.03.2023 с продолжением начисления процентов начиная с 14.03.2023 г. по день фактической оплаты.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.04.2023 исковое заявление назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.05.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2023 по делу N А07-9996/2023 исковые требования удовлетворены.
С акционерного общества "РН-Транс" в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 2 112 руб. 00 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 47 руб. 74 коп. с продолжением начисления с 14.03.2022 г. по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды, по день фактического исполнения обязательства и 2 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным решение, АО "РН-Транс" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик состоявшееся решение считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что согласно пункту 9 Договора N АФТО-4/41/1 от 11.11.2019 (далее - Договор) готовые к уборке вагоны убираются в течение 5,0 часов после получения уведомления о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б. Апеллянт считает, что истцом надлежащим образом не исполнено взятое на себя обязательство по уборке готовых к уборке вагонов в течение 5 часов после получения уведомления ОАО "РЖД" за период с 01.11.2022 по 30.11.2022, что подтверждается памятками приёмосдатчика на уборку вагонов ф.ГУ-45 ВЦ NN4586, 4606, 4615, 4635, 4638, 4643, 4651, 4654, 4660, 4676, 4682, 4694, 4706, 4739, 4742, 4747, 4759, 4766, 4795, 4819, 4864, 4870, 4871, 4872, 4879, 4897, 4904, 4937, 4941, 4956, 4961, 4972, 4987, 4997, 4998, 5002, 5015, 5019, 5052, 5056, 5057, 5064, 5066, 5072, 5095, что составляет 4 993 вагоно/часа непроизводительного занятия путей необщего пользования простаивающими вагонами.
Апеллянт полагает, что на момент задержки вагонов в составе поезда N 3610 индекс 6500-506-6549 у Перевозчика имелась возможность подачи вагонов на пути необщего пользования.
Как указывает ответчик в апелляционной жалобе, несвоевременная уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования Башнефть-УНПЗ явилась причиной скопления других вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи под погрузку по вине ОАО "РЖД". Кроме того, условиями Договора N АФТО-4/41/1 от 11.11.2019 не предусмотрено, что уборка вагонов с мест погрузки-выгрузки производится только при наличии оформленных перевозочных документов.
Апеллянт полагает, что при вынесении судебного акта не учтен тот факт, что простой вагонов вызван действиями (бездействиями) самого истца. По мнению подателя жалобы, несвоевременное освобождение истцом путей необщего пользования непосредственно влияет на последующий график оборота вагонов, приводя к простою вагонов ответчика на путях общего пользования. По мнению апеллянта, основанием для взыскания платы за нахождения вагонов на путях общего пользования является обусловленность соответствующего простоя исключительно причинами, зависящими от грузоотправителя/грузополучателя и/или владельца пути необщего пользования, поскольку простой порожних вагонов в составе поезда N 3610 индекс 6500-506-6549 на путях общего пользования произошел по причинам, не зависящим от Ответчика. Вина АО "РН-Транс" в возникновении обстоятельств, послуживших основанием для оставления вагонов, отсутствует.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда, назначена к рассмотрению в судебном заседании на 06.02.2024 на 09 час. 45 мин.
К дате судебного заседания от истца ОАО "РЖД" посредством системы "Мой Арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, а также письменные пояснения.
Согласно отзыву, истец полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Отзыв и письменные пояснения приобщены к материалам дела в порядке, предусмотренном статьями 81, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворены ходатайства ОАО "РЖД, АО "РН-Транс" об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя истца.
В судебном заседании путем использования систем веб-конференции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к участию в судебном заседании посредством веб-конференции не подключился.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (истец, Перевозчик) и Акционерным обществом "PH_Транс" (ответчик, Грузополучатель) заключен договор на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операции АО "PH-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" по станции Бензин Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" N АФТО-4/41/1 от 11.11.2019.
В соответствии с пунктом 1 договора Владелец предоставляет Грузоотправителю (Грузополучателю) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, для производства грузовых операций. Перевозчик производит подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для Грузоотправителя (Грузополучателя) в соответствии с условиями к договору N 4/41 от 22.03.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО АНК "Башнефть" при станции Бензин Куйбышевской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", действующего по 30 июня 2020 с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, Инструкцией по движению поездов, маневровой работе сигнализации на железных дорогах РФ и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (пункт 2 договора).
В соответствии с пунктом 3 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление передается не позднее чем за 2,0 часа до подачи вагонов приемосдатчиком груза и багажа станции Бензин по телефонам уполномоченному представителю Грузоотправителя (Грузополучателя), с указанием наименования груза, количества и рода вагонов, записью в книге уведомлений (пункт 4 Договора).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на места погрузки и выгрузки (пункт 5 Договора).
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Грузоотправителю (Грузополучателю), устанавливается не более 70 (4-осных) или 35 (8-ми осных) вагонов, весом не более 5500 тонн (пункт 6 договора).
Согласно пункту 7 Договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой.
При наличии возможности у Перевозчика допускается уборка части погруженной или выгруженной поданной группы вагонов.
В соответствии с пунктом 8 Договора о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке уполномоченный представитель Грузоотправителя (Грузополучателя) передает приемосдатчику груза и багажа станции Новоуфимская уведомление формы ГУ-2б ВЦ/Э в электронном виде с применением электронной подписи с обязательным уведомлением приемосдатчика груза и багажа станции Новоуфимская по номеру телефона о передаче такого уведомления.
Уведомление о готовности вагонов к уборке должно подтверждать факт наличия перевозочных документов на вагоны, подлежащие уборке с железнодорожного пути необщего пользования.
Минимальный интервал между передачей уведомлений о готовности вагонов к уборке (при последовательной передаче нескольких уведомлений) не менее 2,0 часов от момента предыдущего уведомления.
Пунктом 9 Договора установлено, что готовые к уборке вагоны убираются Перевозчиком в течение 3,0 часов после получения уведомления от Грузоотправителя (Грузополучателя) о готовности их к уборке и приема их Перевозчиком.
При наличии в составе убираемой группы не принятых Перевозчиком вагонов - с момента повторного уведомления о готовности вагонов к уборке
Пунктом 11 Договора установлено, что технологические сроки на грузовые операции определяются в соответствии с "Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов", утвержденной Приказом МПС РФ от 10.11.2003 г. N 70.
22 ноября 2022 года на промежуточной станции Черниковка-Восточная Куйбышевской ж.д. (далее КБШ ж.д.) по приказу N 10928 отставлен от движения поезд N 3610 (6500-506-6549) в количестве 46 вагонов по причине, зависящей от АО "РН_Транс" (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и занятость путей станции Бензин КБШ ж.д. в связи с неприемом ранее прибывших вагонов в адрес АО "РН-Транс").
Извещение от 22 ноября 2022 года N 187 о задержке поезда N 3610 (6500-506- 6549) передано представителю АО "РН-Транс" Габдуллину А.Т.
22 ноября 2022 года оформлен акт общей формы N 1/13151 на промежуточной станции Черниковка-Восточная КБШ ж.д., подтверждающий задержку вагонов в составе поезда N 3610 (6500-506-6549) в связи с неприемом станцией назначения Бензин КБШ ж.д. по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования, с указанием номеров всех вагонов.
23 ноября 2022 года поезд N 3610 (6500-506-6549) по приказу N 10455 поднят с промежуточной станции Черниковка-Восточная КБШ ж.д. и отправлен на станцию назначения Бензин КБШ ж.д.
По данному факту составлен акт общей формы от 23 ноября 2022 г. N 1/13177 на окончание задержки вагонов по причине, зависящей от АО "РН_Транс".
Извещение от 23 ноября 2022 года N 188 об отправлении поезда N 3610 (6500-506- 6549) передано представителю АО "РН-Транс" Корякину В.А.
На станции назначения Бензин составлены акты общей формы N N 1/7920 - 1/7921 от 23 ноября 2022 года для начисления платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя АО "РН-Транс".
Факт нарушения сроков доставки, вследствие задержки вагонов в пути следования, подтверждается железнодорожными накладными N N ЭЭ132746, ЭЭ293352.
На основании вышеизложенного, АО "РН-Транс" начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования (в перевозочном процессе) по накопительным ведомостям N N 251103-251104 на общую сумму 2 112,00 руб. с НДС.
На основании заявления от 27.05.2019 N 55/ИВУ/КБШ АО "РН-Транс" присоединилось к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлению электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, связанных с организацией электронного документооборота, в том числе по подключению, сопровождению АС ЭТРАН.
Акты общей формы, являющиеся основанием для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, доступны в программе АС ЭТРАН.
В адрес ответчика была направлена претензия N ТЦФТООП-23/26, которая осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" с настоящим исковым заявлением в суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 408 названного Кодекса надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из содержания части 11 статьи 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) следует, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с пунктом 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них подвижного состава независимо от его принадлежности является дополнительной услугой, вопросы оплаты которой регулируются государством.
Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы устанавливается Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ от 29.04.2015 N 127-т/1, по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется, в том числе, при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечение двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Статья 119 УЖТ РФ определяет, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 4.7 Правил N 26 определено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256 утверждены Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения (далее - Правила N 256), вступившие в силу по истечение 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 16.10.2020), то есть после 26.10.2020, следовательно, в спорный период являлись действующими. Пункт 69 Правил N 256 устанавливает, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
При задержке вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, в акте общей формы указывается причина задержки и время задержки вагонов, контейнеров в пути следования.
Пунктами 70, 71 Правил N 256 предусмотрено, что в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В акте общей формы, в зависимости от причины нахождения вагонов или иного железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего или необщего пользования, лицом, составляющим акт, должны быть указаны:
- время уведомления перевозчиком грузополучателя (получателя), владельца железнодорожного пути необщего пользования в порядке, установленном Уставом и иными нормативными правовыми актами в области железнодорожного транспорта, о подаче вагонов, время подачи вагонов, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования до момента подачи под грузовые операции по истечение установленных Уставом двух часов с момента уведомления (в случае если груз, вагоны не приняты приема грузополучателем (получателем), владельцем пути необщего пользования вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика);
- время начала и окончания задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема станцией назначения;
- время подачи вагонов, контейнеров в места общего пользования под погрузку, выгрузку, время истечения установленного договорами технологического времени для выполнения операций по погрузке, выгрузке, и время окончания погрузки, выгрузки вагона, контейнера;
- время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки груза, порожних вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) владельца порожних вагонов, с момента получения заявителем переадресовки уведомления о прибытии вагонов, контейнеров на станцию назначения (при переадресовке на станции назначения) или с момента прибытия вагона на станцию, с которой будет осуществляться переадресовка (при переадресовке в пути следования), до момента предъявления заявителем переадресовки перевозочных документов и оплаты перевозчику всех причитающихся платежей по данной перевозке без учета предусмотренного Уставом времени принятия перевозчиком решения о переадресовке. Перевозчик в акте общей формы должен указать продолжительность времени, в течение которого им принималось решение о переадресовке с момента получения документов, предусмотренных Порядком перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом с переадресовкой;
- время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в случае выявления технической неисправности, с момента обнаружения технической неисправности вагонов, контейнеров до подписания представителем грузоотправителя (отправителя) составленного акта общей формы на техническую неисправность, либо истечения установленного настоящей главой срока ожидания прибытия представителя грузоотправителя (отправителя) для участия в техническом осмотре вагона;
- время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в ожидании подачи их на пути ремонтного предприятия и время его окончания;
- время начала нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних вагонов, от приема которых в соответствии со статьей 36 Устава отказался получатель, время получения перевозчиком уведомления получателя об отказе от приема вагонов, время получения отправителем вагонов уведомления перевозчика об отказе получателя от приема вагонов, время окончания нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних вагонов, от приема которых в соответствии со статьей 36 Устава отказался получатель.
Согласно пункту 75 Правил N 256 начало и окончание задержки груза и порожних вагонов в пути следования, произошедшей из-за отказа технических средств, обеспечивающих функционирование инфраструктуры и перевозочного процесса, отсутствия локомотива перевозчика, несвоевременной подачи локомотива, обеспечения проследования пассажирских поездов дальнего следования и пригородных поездов, задержанных по причине неисправности локомотива, произошедших по вине сторонних организаций, оформляются отдельными актами общей формы.
Акт общей формы, составленный для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, не предусмотренных в пункте 71 Порядка перевозок грузов, направляется тем пользователям услугами железнодорожного транспорта, по причинам, зависящим от которых, вагоны находились на путях общего пользования. При несогласии с указанными в актах общей формы обстоятельствами, указанные пользователи вправе направить перевозчику, владельцу инфраструктуры свои мотивированные возражения (пункт 79 Правил N 256).
Пунктом 77 Правил N 256 установлено, что акты общей формы, составленные для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а также обстоятельств, являющихся основанием для взимания с пользователя услугами железнодорожного транспорта штрафов, сборов и плат, составляются перевозчиком в день их обнаружения и представляются для подписания:
- на станции назначения (отправления) - грузополучателю (получателю), грузоотправителю (отправителю), владельцу железнодорожного пути необщего пользования; - при переадресовке на станции назначения - грузополучателю (получателю), если он является заявителем переадресовки; - при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера - грузоотправителю (отправителю).
Акты общей формы, являющиеся основанием для начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, доступны в АС ЭТРАН.
Проверив расчет истца, по которому размер платы за нахождение вагонов ответчика на путях общего пользования в спорный период согласно тарифному руководству составил 2 112 руб. 00 коп., суд первой инстанции признал его верным, соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку ответчиком доказательств возмещения истцу платы за время задержки вагонов на путях общего пользования не представлено, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ОАО "РЖД" о взыскании с АО "РН-Транс" задолженности в заявленной сумме.
Оставляя вынесенный судебный акт без изменения, апелляционный суд с учетом фактических обстоятельств дела, доводов апелляционной жалобы, принимает во внимание следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в подтверждение заявленных требований, истцом представлены акты общей формы, накопительные ведомости.
В рассматриваемом случае факт нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования подтвержден представленными в материалы дела актами общей формы N 1/13151 от 22.11.20221, N1/13177 от 23.11.2022, N1/7921 от 23.11.2022, N 1/7920 от 23.11.2022, составленными в соответствии с требованиями пункта 16 статьи 119 УЖТ, пункта 4.6 Правил N 26.
Начисление платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" ввиду неприема поезда железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя АО "РН-Транс" произведено на основании актов общей формы ГУ-23 ВЦ N N 1/13151, 1/13177 от 22.11.2022, NN 1/7921 от 23.11.2022, N 1/7920 от 23.11.2022.
Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования начислена по накопительным ведомостям N N 251103-251104 на общую сумму 2 112,00 руб. с НДС.
Таким образом, оформление и расчет платы произведен истцом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 2 112,00 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Довод АО "РН-Транс" о недоказанности вины ответчика в задержке вагонов, а также о том, вагоны простаивали на путях общего пользования по независящим от АО "РН-Транс" причинам, являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Из материалов дела следует, что перевозка груза производилась по электронным накладным и уведомление о прибытии вагонов на станцию назначения происходило в автоматическом режиме в системе АС ЭТРАН, к которому подключен и ответчик, путём проставления в графе "Календарного штемпеля уведомления грузополучателя о прибытии груза", что АО "РН-Транс" не оспаривается.
Как указывает в апелляционной жалобе ответчик, пунктом 9 договора N АФТО-4/41/1 готовые к уборке вагоны убираются в течение 5,0 часов после получения уведомления о завершении грузовой операции ф.ГУ-2б, однако истец взятых на себя обязательств не исполнил.
Между тем в абзаце 2 пункта 3.7 Правил N 26 установлено, что срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования. Таким образом, в соответствии с абзацем 2 пункта 3.7 Правил N 26, установленный пунктом 9 договора N АФТО-4/41/1 срок уборки вагона должен начинать по истечению 2-х часового интервала с момента уведомления о завершении грузовой операции, то есть общий срок уборки вагонов составляет 2 часа + 5 часов.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу, что заявленные подателем жалобы вагоны убраны истцом в течение установленного пунктом 9 договора N АФТО-4/41/1 срока (5 часов), после истечения 2-х часов, предусмотренных в абзаце 2 пункта 3.7 Правил N26.
Доводы апелляционной жалобы в части необоснованности исключения ответственности перевозчика в связи с нарушением условий договора от 11.11.2019 N АФТО-4/41/1 от 11.11.2019 о возвращении вагонов всей одновременно поданной группой, являются тезисными, противоречащими условиям договора, и представляют собой несогласие с выводами суда.
Вопреки позиции истца, пунктом 7 договора установлено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой. Как следует из абзаца 2 пункта 7 договора, при наличии возможности у Перевозчика допускается уборка части погруженной или выгруженной поданной группы вагонов.
Таким образом, уборка части группы вагонов является правом ответчика, а не его обязанностью, при этом учитывается наличие такой возможности.
Опровергая доводы апелляционной жалобы, истец, ссылаясь на пункт 7 Договора, указывает, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой.
Факт нарушения данного пункта Договора Ответчиком подтверждается анализом занятости путей необщего пользования.
Кроме того, уборка вагонов производится только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов (п. 8 договора).
В соответствии со ст. 25 УЖТ РФ, при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно п. 1 раздела 6.1 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утверждённой Распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2008 г. N 333р, вагонный лист составляется на каждый погруженный вагон приемосдатчиком железнодорожной станции погрузки на основании данных транспортной железнодорожной накладной, оформленной грузоотправителем.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены перевозочные документы, подтверждающие их наличие на момент подачи уведомления о готовности груза к перевозке, равно как и сами уведомления. Факт постоянной занятости путей необщего пользования ответчиком не оспаривается.
Из анализа занятости пути необщего пользования, составленного на основании памяток приёмосдатчика следует, что ответчиком на станции Бензин систематически нарушаются условия договора в части соблюдения технологического срока оборота вагонов, и вывод вагонов всей одновременно поданной группой.
Из буквального толкования п. 6 Договора следует, что максимальное количество подаваемых вагонов на все пути необщего пользования не может превышать установленную п. 6 Договора норму. Кроме того, необходимо отметить, что подача производится всех вагонов, прибывших в адрес ответчика.
В анализе занятости путей необщего пользования, составленном на основании памяток приёмосдатчика, чётко прослеживается нарушение Ответчиком технологического срока оборота вагонов от 6 до 218 часов, при норме 2 часа.
Так, по памятке приёмосдатчика N 4928 21.1.2022 в 10:25 подано 5 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 4929 в 13:50 21.11.2022 - 29 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 4936 22.11.2022 в 02:11 подано 29 вагонов, возвращён по памятке приёмосдатчика N 4937 22.11.2022 - 31 вагон (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 4944 22.11.2022 в 12:45 подано 11 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 4945 22.11.2022 в 14:30 - 19 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
По памятке приёмосдатчика N 4944 22.11.2022 в 12:45 подано 11 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 4945 22.11.2022 в 14:30 - 19 вагонов (нарушено условие возврата вагонов всей одновременно поданной группой, превышение технологического срока оборота вагонов).
Аналогичная ситуация сохранялась во весь период нахождения вагонов в ожидании подачи на места погрузки-выгрузки.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлен факт нарушения ответчиком обязательств, предусмотренных Договором N 4/244/1 от 11.11.2019, начисление платы произведено истцом в соответствии с нормами действующего законодательства и подтверждено первичными документами.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности доводов АО "РН-Транс" о нахождении спорных вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от ответчика.
Истец также просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 47 руб. 74 коп. за период с 24.11.2022 по 13.03.2023.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно абзацу 1 пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня.
Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Расчет процентов судом первой инстанции проверен, признан арифметически верным, соответствующим обстоятельствам спора, не противоречащим нормам действующего законодательства. Арифметическая правильность расчета ответчиком как в части алгоритма расчета, так и в части суммы начисления, надлежащим образом не оспорена, контррасчет не представлен (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). Размер процентов, начисленных за периоды просрочки, имевшие место с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года включительно, определяется по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, а за периоды, имевшие место после 31 июля 2016 года, - исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды после вынесения решения.
Факт нарушения ответчиком сроков внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования подтвержден материалами дела, произведенный истцом расчет процентов ответчиком не оспаривается, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 47 руб. 74 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с продолжением их начисления с 14.03.2022 по день фактической оплаты долга.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Иных доводов, влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.11.2023 по делу N А07-9996/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Е. Напольская |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9996/2023
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Куйбышевская железная дорога
Ответчик: АО "РН-ТРАНС"