г. Москва |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А40-69514/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Л.А.Москвиной, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2021 по делу N А40-69514/21
по заявлению ДГИ г. Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Заявитель, ДГИ г.Москвы, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения от 03.03.2021 года N MFC-0558/2020-837552-1; об обязании снять с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0003015:1018 по адресу: г. Москва, ш. Старокалужское, д.64, стр.11.
Решением суда от 16.08.2021 требования ДГИ г.Москвы удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Управление ссылается на непредставление Департаментом документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости - акта обследования
Заявителем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0003015:1018, площадью 556,5 кв.м, по адресу: г. Москва, ш. Старокалужское, д 64, стр. 11.
В целях осуществления учетно-регистрационных действий в адрес Управления были направлены заявления о прекращении прав и снятии с кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости с приложением
подписанного акта о прекращении существования объекта недвижимого имущества.
Управление уведомлением от 03.03.202 N MFC-0558/2020-837552-1 сообщило об отказе в осуществлении снятия в государственного кадастрового учета.
Причиной отказа явилось непредставление документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости - акта обследования.
Считая вышеуказанный отказ неправомерным, не соответствующим действующему законодательству о государственном кадастровом учете, Департамент обратился с соответствующим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно с положениями Закона о регистрации, при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Как следует из материалов дела, указанный объект недвижимости был снесен в рамках Федерального закона от 04.05.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Учитывая факт изъятия объектов для государственных нужд - для целей строительства объектов регионального значения, к отношениям по снятию таких объектов с кадастрового учета подлежит применению специальное законодательство.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации -города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым пп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены ч. 7 ст. 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6-11, 13 и 14 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ).
В соответствии с ч. 20 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в течение десяти дней после выполнения работ по сносу объектов недвижимого имущества, указанных в части 19 настоящей статьи, и утилизации образовавшихся отходов организации, осуществившие снос указанных объектов и утилизацию образовавшихся отходов, подписывают акт о прекращении существования указанных объектов с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а в случае привлечения подрядной организации для выполнения работ по сносу указанных объектов и утилизации образовавшихся отходов также с данной подрядной организацией. При снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.
В соответствии с ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, является основанием для внесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (орган регистрации прав), сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости.
В целях подтверждения факта сноса объекта недвижимости в соответствии с ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ к заявлению был приложен Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества.
Указанным Актом о прекращении существования объекта недвижимого имущества зафиксирован факт сноса объекта недвижимого имущества для целей реализации объектов, предусмотренных постановлениями Правительства Москвы об адресных инвестиционных программах города Москвы в рамках исполнения распоряжений Департамента.
24.11.2021 Департаментом были представлены заявления на прекращение записи о государственной регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером 77:06:0003015:3709, находящееся в собственности города Москвы, а также на помещение с кадастровым номером 77:06:0003015:3284, находящееся в частной собственности. Указанные помещения находятся в здании по данному адресу.
Однако по указанным заявлениям органом регистрации прав было принято решение о возврате прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документом без рассмотрения по причине того, что были представлены отдельные заявления на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности.
Согласно п. 5 ст. 21 Закона о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы на указанный объект недвижимости.
Учитывая изложенное, у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в снятии с государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным и необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в отзыве на заявление при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2021 по делу N А40-69514/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69514/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ