г. Москва |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А41-20737/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Кооператива индивидуальных застройщиков "Лесное подворье": Емельянцев Д.Е., представитель по доверенности от 15.01.2021;
от АО "МОСОБЛГАЗ" в лице филиала "Одинцовомежрайгаз": Зарецкий Д.Д., представитель по доверенности от 07.06.2021;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ГБУ МО "Московское областное бюро технической Инвентаризации" в лице кадастрового инженера Звенигородского отдела Одинцовского филиала ГУП МО "МОБТИ" Сальниковой Марии Александровны: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кооператива индивидуальных застройщиков "Лесное подворье" на решение Арбитражного суда Московской области от 24.08.2021 года по делу N А41-20737/21, принятое по исковому заявлению Кооператива индивидуальных застройщиков "Лесное подворье" к АО "МОСОБЛГАЗ" в лице филиала "Одинцовомежрайгаз", Министерству имущественных отношений Московской области, третьи лица: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ГБУ МО "Московское областное бюро технической Инвентаризации" в лице кадастрового инженера Звенигородского отдела Одинцовского филиала ГУП МО "МОБТИ" Сальниковой Марии Александровны об обязании,
УСТАНОВИЛ:
КИЗ "Лесное подворье" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АО "МОСОБЛГАЗ", Министерству имущественных отношений Московской области со следующими требованиями:
- обязать Министерство имущественных отношений Московской области и ГУП МОСОБЛГАЗ, Филиал "Одинцовомежрайгаз" принять на баланс и в государственную собственность объект газового хозяйства - газопровод низкого давления с кадастровыми номером 50:20:0041710:108, расположенный по адресу: 143031, Московская область, Одинцовский район, д. "Дунино", Кооператив индивидуальных застройщиков "Лесное Подворье";
- обязать Министерство имущественных отношений Московской области и ГУП МОСОБЛГАЗ, Филиал "Одинцовомежрайгаз" принять на баланс и в государственную собственность объект газового хозяйства - ввод газопровода низкого давления с кадастровым номером 50:20:0041710:106, расположенный по адресу: 143031, Московская область, Одинцовский район, д. "Дунино", Кооператив индивидуальных застройщиков "Лесное Подворье";
- обязать Министерство имущественных отношений Московской области и ГУП МОСОБЛГАЗ, Филиал "Одинцовомежрайгаз" провести регистрационные мероприятия в Управлении Росреестра Московской области бесхозяйных объектов газового хозяйства с кадастровыми номерами 50:20:0041710:106 и 50:20:0041710:108, расположенными по адресу: 143031, Московская область, Одинцовский район, д. "Дунино", Кооператив индивидуальных застройщиков "Лесное Подворье".
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Государственное бюджетное учреждение Московской области "Московское областное бюро технической Инвентаризации" в лице кадастрового инженера Звенигородского отдела Одинцовского филиала ГУП МО "МОБТИ" Сальниковой Марии Александровны.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.08.2021 года по делу N А41-20737/21 в удовлетворении исковых требований КИЗ "Лесное подворье" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, КИЗ "Лесное подворье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением материального и процессуального права, а именно: суд первой инстанции, несмотря на возражение Истца, рассмотрел дело в отсутствии одного из ответчиков, третьих и заинтересованных лиц, что не позволило стороне Истца данные стороны в судебном процессе допросить и получить информацию значимую для дела. Лишив Истца такой возможности суд первой инстанции нарушил его конституционное право на доступ к правосудию.
В судебном заседании представитель КИЗ "Лесное подворье" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель АО "МОСОБЛГАЗ" в лице филиала "Одинцовомежрайгаз" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ГБУ МО "Московское областное бюро технической Инвентаризации" в лице кадастрового инженера Звенигородского отдела Одинцовского филиала ГУП МО "МОБТИ" Сальниковой Марии Александровны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2016 в ЕГРН с присвоением кадастрового номера 50:20:0041710:108 внесены сведения о распределительном газопроводе низкого давления, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Дунино, тер. КИЗ Лесное подворье, уч. 28, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 108-110).
Также в ЕГРН 21.12.2015 с присвоением кадастрового номера 50:20:0041710:106 внесены сведения о газопровод-ввод низкого давления, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Дунино, тер. КИЗ Лесное подворье, уч. 28, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 111-113).
Основанием для обращения КИЗ "Лесное подворье" в суд с настоящими требованиями послужило приостановление Управлением Росреестра по Московской области осуществление государственного кадастрового учета объектов с кадастровыми номерами 50:20:0041710:108 и 50:20:0041710:106 в связи с уточнением месторасположения указанных объектов в границах земельных участков, а также отсутствие зарегистрированного права собственности истца в отношении объектов с кадастровыми номерами 50:20:0041710:108 и 50:20:0041710:106.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не доказаны обстоятельства, положенные им в основание иска.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно частям 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, распределительные газопроводы - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878, "газопровод-ввод" - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации) газораспределительная организация - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. N 1314 (далее - Правила подключения) на основании части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, принимая Правила подключения, определило специальный порядок (специальные нормы) осуществления подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, который касается, в том числе порядка разграничения имущественной принадлежности вновь созданных газораспределительных сетей.
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил подключения под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Газораспределительная организация (исполнитель, АО "Мособлгаз") производит подключение к газораспределительным сетям объектов капитального строительства заявителей и определяет технические условия (пункты 2, 3, 32, 75, 83, 98 Правил подключения).
Согласно пункту 59 - 62 Правил подключения подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению). Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном ГК РФ, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Одним из существенных условий договора о подключении является порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон (подпункт "в" пункта 83 Правил подключения).
Согласно пункту 88 - 89 Правил подключения мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта "а" пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 настоящих Правил. Заявитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность в границах земельного участка, исполнитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность до границ земельного участка, кроме случая, указанного в пункте 112 настоящих Правил.
Под границей земельного участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами (в случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве - схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы) границы земельного участка либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находится принадлежащий заявителю на праве собственности или на ином законном основании объект капитального строительства, в отношении которого предполагается осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) (пункт 90 Правил подключения).
Газораспределительная организация (исполнитель) осуществляет действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа (пункт 98 Правил подключения).
Заявитель выполняет установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (пункт 100 Правил подключения).
После проведения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) стороны составляют акт о подключении (технологическом присоединении), содержащий информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (пункт 103 Правил подключения).
Следовательно, определение порядка разграничения имущественной и балансовой принадлежности в общем случае указывает на то, что объекты сети газораспределения, построенные в рамках осуществления подключения (технологического присоединения) до границ земельного участка заявителя являются собственностью газораспределительной организации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 112 Правил подключения.
Пункт 112 Правил подключения в свою очередь предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда заявитель вправе выполнить самостоятельно мероприятия по строительству сети газораспределения границами своего земельного участка, а именно только в случае, предусмотренном пунктом 112 Правил подключения и когда не газораспределительная организация, а заявитель осуществляет строительство сети газораспределения до границ принадлежащего ему земельного участка, тогда объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.
Таким образом, Правила подключения предусматривают возникновение права собственности на объекты газораспределительной сети в зависимости от того кто осуществлял строительство данных объектов.
Указанный вывод согласуется с нормами статьи 218 ГК РФ, согласно которой право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Форма акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы утверждена СНиП 42-01-2002.
Из материалов дела следует, что строительство спорных объектов осуществлено ООО "Стройгаз" по заказу Пахомовой Т.С.
Таким образом, довод Истца, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что объекты газового хозяйства являются бесхозяйными, основан на неправильном применении норм права.
Актом приемки газопровода в эксплуатацию от 24.12.2001 подтверждается факт приемки законченного строительством объекта.
Учитывая изложенное, защита прав истца может быть осуществлена в порядке, предусмотренном ст.218 ГК РФ, в связи с чем, истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Согласно п.59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Истцом не учтено, что основанием для приостановления государственного учета объектов газового хозяйства с кадастровым номером 50:20:0041710:106, 50:20:0041710:108, послужило то обстоятельство, что с заявлением о государственном кадастровом учете регистрации изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо (Пахомова Т.С.), которое не является собственником спорного имущества.
Статьями 14, 15 ФЗ-N 218 "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и указаны лица, по заявлению которых осуществляется такой учет и государственная регистрация прав.
В соответствии со ст.15 указанного закона к таким лицам относятся в том числе собственники объекта недвижимости.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что Правила подключения предусматривают возникновение права собственности на объекты газораспределительной сети в зависимости от того кто осуществлял строительство данных объектов.
Следовательно, для осуществления государственного кадастрового учета спорных объектов в связи с уточнением их местоположения в границах земельных участков необходимо признать право собственности на объекты.
Действующее законодательство не предусматривает императивной обязанности Минмособлимущество или газораспределительной организации принимать на баланс и в собственность объекты газового хозяйства от юридических или физических лиц, созданных юридическими или физическими лицами.
Постановление Правительства Московской области от 10 июня 2003 года N 348/20 "О капитальных вложениях физических и юридических лиц-потребителей природного газа в реконструкцию и развитие газораспределительной системы Московской области" в соответствии с которым объекты газового хозяйства, созданные в порядке реализации инвестиционных контрактов, являются неотъемлемой частью газораспределительной системы Московской области и в установленном действующим законодательством порядке по окончании их строительства подлежат передаче в государственную собственность Московской области, не подлежит применению, поскольку спорные объекты построены не в результате реализации инвестиционного контракта.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, принятие в собственность газопровода является правом, а не обязанностью Министерства имущественных отношений Московской области.
Действующее законодательство не предусматривает императивной обязанности Министерства имущественных отношений Московской области или газораспределительной организации принимать в собственность объекты газового хозяйства от юридических и физических лиц.
Ссылка Истца на Постановление Правительства Московской области от 10.06.2003 N 348/20, в соответствии с которым объекты газового хозяйства, созданные в порядке реализации данных инвестиционных контрактов, являются неотъемлемой частью газораспределительной системы Московской области и в установленном действующим законодательством порядке по окончании их строительства подлежат передаче в государственную собственность Московской области, несостоятельна, поскольку газопроводы с кадастровыми номерами 50:20:0041710:108 и 50:20:0041710:106 построены не в результате реализации инвестиционного контракта.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.08.2021 года по делу N А41-20737/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20737/2021
Истец: Кооператив индивид. застройщиков "Лесное Подворье"
Ответчик: АО "МОСОБЛГАЗ", МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГУП МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ