город Ростов-на-Дону |
|
24 ноября 2021 г. |
дело N А32-55249/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 06.09.2021 по делу N А32-55249/2019
по иску потребительское общество ГСК "Тюменец"
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея; Администрации муниципального образования Туапсинского района
при участии третьих лиц: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; исполнительно - распорядительный орган муниципального образования - администрацию муниципального образования Туапсинский район; Семенюк Любовь Борисовна; департамент имущественных отношений Краснодарского края
об установлении границ,
УСТАНОВИЛ:
потребительское общество гаражно - строительный кооператив "Тюменец" (далее - истец, кооператив) обратилось в суд с исковыми требовании к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, администрации муниципального образования Туапсинского района об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49 общей площадью 2 000 кв. м, расположенного по адресу: Туапсинский район, п. Тюменский, в соответствии с координатами поворотных точек, указанными в экспертном заключении, выполненном экспертом ООО "СТЭ" Синтиным Д.М. 06.07.2020 на основании определения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2020 (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле судом были привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; исполнительно - распорядительный орган муниципального образования - администрацию муниципального образования Туапсинский район; Семенюк Любовь Борисовна; департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением от 06.09.2021 Арбитражный суд Краснодарского края установил границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49, расположенного относительно ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Небугское, п. Тюменский, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - гаражи для автотранспорта инвалидам и ликвидаторам последствий на Чернобыльской атомной станции в следующих координатах:
N точки |
Координаты |
|
X |
Y |
|
1 |
383377.70 |
1379289.67 |
2 |
383374.49 |
1379287.37 |
3 |
383379.54 |
1379276.92 |
4 |
383347.32 |
1379264.16 |
5 |
383321.91 |
1379275.58 |
6 |
383323.10 |
1379285.37 |
7 |
383322.39 |
1379292.74 |
8 |
383312.43 |
1379292.40 |
9 |
383311.54 |
1379301.40 |
10 |
383311.74 |
1379302.60 |
11 |
383311.62 |
1379304.61 |
12 |
383326.32 |
1379305.56 |
13 |
383330.12 |
1379309.88 |
14 |
383338.49 |
1379313.36 |
15 |
383343.44 |
1379311.52 |
16 |
383354.80 |
1379304.93 |
17 |
383355.67 |
1379302.82 |
18 |
383377.70 |
1379289.67 |
Не согласившись с указанным судебным актом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права. Апеллянт полагает, что внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ спорного земельного участка, являющегося собственностью РФ, фактически требует изменения соответствующих сведений о площади и границах земельного участка в ЕГРН у зарегистрированного правообладателя, то есть, по сути представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в его прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются, в связи с чем, квалификация требования истца как требования об исправлении реестровой ошибки является невозможной. Кроме того, ответчик считает, что суд первой инстанции не учел тот факт, что в соответствии с проведенной экспертизой, эксперт не подтверждает использование земельного участка и в том числе гаражного бокса истцом 15 и более лет в устанавливаемых границах.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением правительства Краснодарского края от 12.02.1997 N 12-п "Об изъятии земельного участка из земель лесного фонда Туапсинского мехлесхоза в Туапсинском районе" принято предложение администрации Туапсинского района и изъят земельный участок общей площадью 0,2 гектара (лес первой группы) из земель лесного фонда Туапсинского мехлесхоза, с его согласия, и передан его в ведение администрации Туапсинского района для предоставления в долгосрочную аренду сроком на 49 лет, без права рубки леса, гаражно-строительному кооперативу "Тюменец" для строительства гаражей инвалидам и ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской атомной станции.
Постановлением главы Туапсинского района Краснодарского края от 06.03.1997 N 144 "О предоставлении земельного участка в аренду ГСК "Тюменец" под гаражи для автотранспорта п. Тюменский" гаражно-строительному кооперативу "Тюменец" в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 0,2 га под строительство гаражей для автотранспорта инвалидам и ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской атомной станции в п. Тюменский права рубки леса.
На основании указанного постановления главы Туапсинского района Краснодарского края от 06.03.1997 N 144 между администрацией Туапсинского района (арендодатель) и ГСК "Тюменец" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 11.03.1997 N 179 (далее - договор). Согласно пункта 1.1 договора арендодатель в срок до 2046 года сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 2 000 кв. м, расположенный в п. Тюменский, под гаражи для автотранспорта инвалидам и ликвидаторам последствий на Чернобыльской атомной станции. Договор зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Туапсинского района от 11.03.1997 за N179.
24.04.2007 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:33:0904001:49, площадью 2 000 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Небугское, п. Тюменский, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - гаражи для автотранспорта инвалидам и ликвидаторам последствий на Чернобыльской атомной станции.
В настоящее время участок застроен эксплуатируемыми гаражными боксами.
Согласно выписке из ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49, площадью 2 000 кв. м, расположенного относительно ориентира: Краснодарский край, Туапсинский район, с/п Небугское, п. Тюменский, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - гаражи для автотранспорта инвалидам и ликвидаторам последствий на Чернобыльской атомной станции, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Граница земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:54.
В целях установления границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49 подготовлен межевой план от 06.09.2019.
В заключении кадастрового инженера указано, что в ходе работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 53:0904001:49 выявлено пересечение указанного участка с границами лесного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:74.
Кадастровым инженером приведено следующее обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (заборы):
граница от н1 до н3 (граница условная, физического закрепления в виде ограждения (забора) на время проведения работ не имеет) - граничит с земельным участком с кадастровым номером 23:33:0904001:74; граница согласована в индивидуальном порядке;
граница от н3 до н4 (граница условная, физического закрепления в виде ограждения (забора) на время проведения работ не имеет), граница от н4 до н5 (металлический забор), граница от н5 до н7 (опорная стена), граница от н7 до 1 (граница условная, физического закрепления в виде ограждения (забора) на время проведения работ не имеет) - граница не подлежит согласованию, так как земельный участок граничит с землями общего пользования;
граница от 1 до 4 (граница условная, физического закрепления в виде ограждения (забора) на время проведения работ не имеет) - граничит с земельным участком с кадастровым 23:33:0904001:54; граница не подлежит согласованию, так как была согласована ранее при проведении кадастровых работ не изменилась;
граница от 4 до 6 (граница условная, физического закрепления в виде ограждения (забора) на время проведения работ не имеет) - граничит с земельным участком с кадастровым номером 23:33:0904001:80; граница не подлежит согласованию, так как была согласована ранее и при проведении кадастровых работ не изменилась;
граница от 6 до н1 (граница условная, физического закрепления в виде ограждения на время проведения работ не имеет) - граница не подлежит согласованию, так как земельный участок граничит с землями общего пользования.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:74 зарегистрировано право федеральной собственности Российской Федерации. При этом в особых отметках указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:54 зарегистрированные права и обременения в ЕГРН отсутствуют.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:80 право государственной собственности не разграничено, находится в аренде Семенюк Л.Б.
Территориальное управление письмом от 14.08.2019 N 04/14273 отказало в согласовании границ с земельным участком с кадастровым номером 23:33:0904001:74 Государственного лесного фонда Туапсинского лесничества, Небугского участкового лесничества в квартале 79А, части выдела 19.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения кооператива в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании норм п. 1 ст. 1, ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 2 ст. 4 АПК РФ суд установил, что предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Границы земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон о государственной регистрации недвижимости).
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (пункт 2 Постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество"). Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункта 2 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Верховный Суда Российской Федерации в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участка по координатам повторных точек. На основании судебного акта уставленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 6002/13 также указано на необходимость рассмотрения споров о границах земельных участков в исковом порядке с привлечением правообладателей смежных земельных участков и иных заинтересованных лиц.
Согласно отзыву кадастровой палаты, смежными землепользователями по отношению к земельному участку с кадастровым номером 23:33:0904001:49 являются:
земельный участок с кадастровым номером 23:33:0904001:74. Согласно выписке из ЕГРН зарегистрировано право федеральной собственности Российской Федерации;
земельный участок с кадастровым номером 23:33:0904001:54 зарегистрированные права и обременения в ЕГРН отсутствуют;
земельный участок с кадастровым номером 23:33:0904001:80. Согласно выписке из ЕГРН право государственной собственности в отношении участка не разграничено, находится в аренде Семенюк Л.Б.
В силу указанного территориальное управление как представитель собственника и администрация, как лицо, уполномоченное на распоряжение земельными участка право собственности на которые не разграничено, привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Резолютивная часть решения по делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в ГКН: площадь и описание местоположения границ земельных участков, вновь образуемых в результате раздела (выдела), а также указание на межевой план как неотъемлемую часть решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11).
Истцу принадлежит закрепленное пунктом 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, поскольку такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Как указано выше, в сведениях Едином государственном реестре недвижимости отражено отсутствие координат поворотных точек границ спорного участка, определенных в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 10 статьи 22 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В целях определения границ спорного земельного участка, судом первой инстанции проводилась экспертиза, выполнение которой было поручено Синтину Дмитрию Михайловичу, эксперту ООО "Строительно-техническая экспертиза".
Перед экспертом суд ставил следующие вопросы:
1). Установить границы земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49, с указание поворотных точек координат.
2). Установить наличие (отсутствие) пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49 с иными земельными участками. В случае установления пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49 с иными земельными участки указать соответствующие кадастровые номера.
3). Пояснить имеется ли реестровая ошибка при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49, причины, способы ее устранения.
По итогам судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта.
Согласно выводам эксперта:
1. В исследовательской части в графическом виде предложен вариант установления границ земельного участка с кадастровым номере 23:33:0904001:49, отвечающий требованиям, предъявляемым действующим законодательством с учетом фактического положения границ земельного участка, границ смежных земельных участков, существующих объекте; недвижимости.
2. Границы земельного участка, находящегося в аренде у ГСК "Тюменец" в указанной при ответе на первый вопрос конфигурации, предложенной экспертом, не пересекают уточненные при межевании границы иных земельных участков.
3. По мнению эксперта, в данном случае реестровая ошибка, определение которой дано в ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", отсутствует.
Так, в исследовательской части заключения эксперт описал прохождение границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49:
- от т. 1 до т. 2 граница проходит по существующему металлическому ограждению;
- от т. 2 до т. 3 граница условная;
- от т. 3 до т. 5 по берегу р. Казачья;
- от т. 5 до т. 6 граница условная, определена как кратчайшее расстояние до уточненной границы ближайшего земельного участка;
- от т. 6 до т. 9 граница соответствует данным кадастрового учета в отношении смежного земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:54;
- от т. 9 до т. 11 граница соответствует данным кадастрового учета в отношении смежного земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:80;
- от т. 11 до т. 14 граница частично условная, частично определена с учетом строений, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49;
- от т. 14 до т. 17 граница определена с учетом отступа от существующих гаражных боксов, по кромке лесной растительности.
В ходе полученных построений определены координаты поворотных точек границ исследуемого участка:
N точки |
Координаты |
|
X |
Y |
|
1 |
383377.70 |
1379289.67 |
2 |
383374.49 |
1379287.37 |
3 |
383379.54 |
1379276.92 |
4 |
383347.32 |
1379264.16 |
5 |
383321.91 |
1379275.58 |
6 |
383323.10 |
1379285.37 |
7 |
383322.39 |
1379292.74 |
8 |
383312.43 |
1379292.40 |
9 |
383311.54 |
1379301.40 |
10 |
383311.74 |
1379302.60 |
11 |
383311.62 |
1379304.61 |
12 |
383326.32 |
1379305.56 |
13 |
383330.12 |
1379309.88 |
14 |
383338.49 |
1379313.36 |
15 |
383343.44 |
1379311.52 |
16 |
383354.80 |
1379304.93 |
17 |
383355.67 |
1379302.82 |
18 |
383377.70 |
1379289.67 |
Сопоставив местоположение земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49, находящегося в аренде у ГСК "Тюменец", определенное экспертом при подготовке ответа на первый вопрос, с актуальными сведениями кадастрового учета в отношении смежных земельных участков выявлено наличие пересечения в графическом виде с земельным участком с кадастровым номером 23:33:0904001:74. Указанный земельный участок, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости площадью 6 333,0 кв. м, имеет категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - Для ведения лесного хозяйства Небугского участкового лесничества в составе Туапсинского лесничества и находится в собственности Российской Федерации (Федеральная собственность).
Тем не менее, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Эксперт указал ряд возможных причин:
- отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее местоположение на местности.
Как следует из сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости в разделе 3.2 (Сведения о характерных точках границы земельного участка), сведения о нормативной точности определения координат земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:74 отсутствуют. Соответственно, границы данного земельного участка нельзя считать уточненными даже при наличии заполненного раздела 3 выписки (План (чертеж, схема) земельного участка).
Учитывая изложенное, эксперт пришел к выводу о том, что границы земельного участка, находящегося в аренде у ГСК "Тюменец" в указанной при ответе на первый вопрос конфигурации, предложенной экспертом, не пересекают уточненные при межевании границы иных земельных участков.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестров ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если та исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Одним из основных признаков, позволяющих предположить наличие реестровой ошибки, является наличие несоответствий между фактически положением границ земельного участка и границами, уточненные сведения о которых содержатся в данных кадастрового учета. В данном случае, в результате проведенного исследования подобных фактов не установлю. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:33:0904001:49, 23:33:0904001:74 не имеют уточненных границ. При проведении работ по межеванию, границы между участками подлежат согласованию установленном Законом порядке.
На основании изложенного, эксперт пришел к выводу об отсутствии реестровой ошибки, допущенной при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 23:33:0904001:49, по причине отсутствия сведений об уточненных границах указанного земельного участка.
Суд первой инстанции, проанализировав экспертное заключение на предмет соответствия требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из того, что оно соответствует требованиям, предъявляемым законом, экспертом полно и всесторонне исследованы представленные по делу доказательства, даны подробные пояснения по вопросам, поставленным на его разрешение. Доказательств, свидетельствующих о нарушении экспертом при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, наличия в заключении противоречивых или неясных выводов, в материалы дела не представлено; противоречий выводов эксперта иным имеющимся в деле доказательствам и необходимости их дополнений или разъяснений суд не усмотрел, в том числе и оснований для проведения по делу повторной (дополнительной) экспертизы.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим соответствующей квалификацией для исследований подобного рода; процедура назначения и проведения экспертизы соблюдена, на момент вынесения судом определения о назначении судебной экспертизы сторонами об отводе эксперта заявлено не было.
Нарушений при назначении экспертизы не выявлено, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложных заключений, о чем дана подписка.
Доказательств того, что экспертом избрана ненадлежащая методика проведения экспертного исследования, что привело к постановке неверных выводов, не представлено.
С учетом изложенного, является верным вывод суда о том, что исковые требования об установлении границ спорного участка подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2021 по делу N А32-55249/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55249/2019
Истец: Бюро СЭ в КК, ГСК "Тюменец"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: 1. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, исполнительно - распорядительный орган муниципального образования - администрация муниципального образования Туапсинский район, Семенюк Л.Б., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14767/2022
14.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18725/2022
17.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14587/2021
24.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18936/2021
06.09.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-55249/19