г. Пермь |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А50-9337/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Тиуновой Н.П., после перерыва - секретарём Можеговой Е.Х.,
при участии до перерыва:
представителя заявителя, Шадриной М.Н., действующей по доверенности от 30.03.2018, предъявлены паспорт, диплом;
представителя третьего лица, Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Лысковой К.В., действующей доверенности от 13.09.2021, предъявлены паспорт, диплом;
после перерыва:
представителя заявителя, Шадриной М.Н., действующей по доверенности от 30.03.2018, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, муниципального казенного унитарного предприятия "Центр социального питания г. Березники",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 июля 2021 года
по делу N А50-9337/2021
по заявлению муниципального казенного унитарного предприятия "Центр социального питания г. Березники" (ОГРН 1025901701396, ИНН 5911029042)
к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Закировой Оксане Олеговне, руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю главного судебного пристава Пермского края Неведомскому Сергею Анатольевичу, начальнику отдела - старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Черных Елене Юрьевне, и. о. начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Лукиных Виктории Владимировне, судебному приставу исполнителю отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Чупиной Зинаиде Валерьевне, начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Зеленикиной Антонине Сергеевне
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Авангард"
о признании действий, бездействий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное унитарное предприятие "Центр социального питания г. Березники" (далее - заявитель, МКУ "Центр социального питания г. Березники", предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Закировой Оксане Олеговне, руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю главного судебного пристава Пермского края Неведомскому Сергею Анатольевичу, начальнику отдела - старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Черных Елене Юрьевне, и. о. начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Лукиных Виктории Владимировне, судебному приставу исполнителю отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Чупиной Зинаиде Валерьевне, начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Зеленикиной Антонине Сергеевне, содержащим следующие требования:
1. Признать незаконным бездействие судебного пристава отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, главного судебного пристава Пермского края, заместителя или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства, выразившееся в несвоевременном принятия мер по объединению исполнительных производств, возбужденных отношении ООО "Авангард" в сводное исполнительное производство по должнику;
2. Признать незаконным бездействие судебного пристава отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю, отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, выразившееся в невнесении в банк данных исполнительных производств измененной информации об адресе организации-должника ООО "Авангард";
3. Признать незаконным бездействие должностных лиц отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, выразившееся в непроверке имущественного положения организации-должника по актуальному адресу регистрации организации, непринятии мер по отобранию объяснений с руководителя организации-должника, непринятию мер по привлечению руководителя организации-должника к ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ;
4. Признать незаконным бездействие должностных лиц отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, выразившееся в непринятии мер по ходатайствам Муниципального казенного унитарного предприятия "Центр социального питания г. Березники" о розыске организации-должника, розыске имущества организации-должника;
5. Признать незаконным действия должностных лиц отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю по распределению и перечислению денежных средств в период с декабря 2019 года по октябрь 2020 года.
На основании ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Авангард".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району Пермского края Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Закировой Оксаны Олеговны, Лукиных Виктории Владимировны, начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Лукиных Виктории Владимировне, выразившееся в невнесении в банк данных исполнительных производств измененной информации об адресе организации-должника; признано незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району Пермского края Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Закировой Оксаны Олеговны, Лукиных Виктории Владимировны, выразившееся в непринятии мер по проверке имущественного положения организации-должника; признано незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по г. Березники и Усольскому району Пермского края Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Чупиной Зинаиды Валерьевны, Закировой Оксаны Олеговны, Лукиных Виктории Владимировны, выразившееся в непринятии мер о розыске организации-должника, розыске имущества организации-должника; заинтересованные лица обязаны устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Производство по делу в части требования о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по отобранию объяснений с руководителя организации-должника, непринятию мер по привлечению руководителя организации-должника к ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ прекращено. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, МКУ "Центр социального питания г. Березники" обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить в части отказа в удовлетворении требований МКУ "Центр социального питания г. Березники": признать незаконным бездействие судебного пристава отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, главного судебного пристава Пермского края, заместителя или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства выразившееся в несвоевременном принятия мер по объединению исполнительных производств, возбужденных отношении ООО "Авангард" в сводное исполнительное производство по должнику; признать незаконным действия должностных лиц отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Пермскому краю по распределению и перечислению денежных средств в период с декабря 2019 по октябрь 2020 года и принять в данной части новое решение.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что доказательств направления заинтересованным лицам заявления об объединении исполнительных производств, находящихся на исполнении в ОСП по г. Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю и МОСП по ИПРД УФССП России по Пермскому краю, материалы дела не содержат; не направление заявителем заявления об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство не может являться основанием для отказа в признании бездействия должностных лиц службы судебных приставов в указанной части. Отмечает, что заявителем не представлено доказательств соблюдения срока на обращение в арбитражный суд с требованием в данной части. Постановление об объединении исполнительных производств в сводное вынесено судебным приставом-исполнителем Лукиных В.В. 19.10.2020, с рассматриваемым заявлением заявитель обратился в суд 16.04.2021, доводов об отсутствии информации об объединении исполнительных производств заявителем не приводится. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено. Указывает, с учетом выводов суда об отсутствии незаконного бездействия по не объединению исполнительных производств, данное требование о признании незаконными действий по распределению перечисленных денежных средств в период с декабря 2019 по 19 октября 2020 также удовлетворению не подлежит, поскольку является производным от незаконного бездействия по не объединению исполнительных производств. Обращает внимание, в своем исковом заявлении административный истец указывал, что о нарушении своих прав ему стало известно только 05.04.2021 г. из полученного уведомления N 59010/21/175495 от 05.04.2021 с единого портала государственных услуг, в связи с чем просил исчислять срок на обращение в суд с даты уведомления то есть с 05.04.2021. По мнению апеллянта, должностными лицами службы судебных приставов от взыскателя в лице административного истца скрывалась информация о поступлении на депозитный счет отдела судебных приставов денежных средств от должника, также взыскателю не предоставлялась информация об обнаружении денежных средств на счетах должника. В материалы дела заявитель представил уведомление от 04.05.2021, которым установлены факты наличия в период исполнения исполнительного производства N N74385/19/59010-ИП (173594/18/59010-ИП) обнаруженных денежных средств на счетах должника, но ответчиками не представлено доказательств о принятии мер по списанию данных средств в исполнение требований исполнительных документов.
Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Закировой Оксаной Олеговной в материалы дела представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому возражает против доводов заявителя, находя их несостоятельными.
Участвовавшие 18.10.2021 в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители МКУ "Центр социального питания г. Березники", Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
На основании ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 20.10.2021, сторонам предложено представить дополнительные документы, определяющие круг лиц, чьи права могут быть затронуты судебным актом по настоящему делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 20.10.2021 представители МКУ "Центр социального питания г. Березники", Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю настаивали на изложенных в предыдущем судебном заседании доводах.
Представителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела списка исполнительных производств в отношении ООО "Авангард" на дату рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции.
Судом рассмотрено заявленное ходатайство в порядке ст. 159 АПК РФ, и с учетом мнения участвовавшего в судебном заседании представителя заявителя дополнительный документ приобщен к материалам дела.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, судом апелляционной инстанции установлено, что взыскатели по сводному исполнительному производству N 10782/19/59010-СД, в рамках которого оспариваются действия (бездействие) должностных лиц УФССП России по Пермскому краю - ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово", ООО "ТОПЛИФТ", ООО "Березниковская водоснабжающая компания", ООО "Комфорт-Набережная", УФК по Пермскому краю (Инспекция государственного жилищного надзора по Пермскому краю), ПАО "Пермэнергосбыт", Межрайонную ИФНС России N 2 по Пермскому краю, Управление Пенсионного фонда в г. Березники - не привлечены к участию в деле и не извещены о его рассмотрении, что согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены судебного акта.
В связи с чем в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 20.10.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово", ООО "ТОПЛИФТ", ООО "Березниковская водоснабжающая компания", ООО "Комфорт-Набережная", УФК по Пермскому краю (Инспекция государственного жилищного надзора по Пермскому краю), ПАО "Пермэнергосбыт", Межрайонную ИФНС России N 2 по Пермскому краю, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное), и назначил рассмотрение дела на 18.11.2021.
До начала судебного заседания Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонным) заявлено ходатайство о замене стороны по делу правопреемником.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно пункту 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
На основании изложенного апелляционный суд производит замену заинтересованного лица, Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное), на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю.
В судебном заседании 18.11.2021 МКУ "Центр социального питания г. Березники" заявлено ходатайство об уточнении исковых требований.
Представитель УФССП России по Пермскому краю возражал против удовлетворения ходатайства об уточнении требований с уточнением предмета заявления.
С учетом пояснений данных в судебном заседании апелляционным судом в порядке ст. 49 АПК РФ приняты уточнения исковых требований:
1. Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Закировой О.О. Лукиных В.В. Чупиной З.В., выразившееся в несвоевременном объединении исполнительных производств, находящихся на исполнении в отделе судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю в период времени с 24.10.2018 по 19.10.2020.
2. Признать незаконным бездействие Руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю - Главного судебного пристава Пермского края Неведомского С. А. в части ненадлежащего выполнения обязанностей, предусмотренных ч.3 ст. 34 Федерального закона Об исполнительном производстве
от 02.10.2007 года
229-ФЗ, в отношении исполнительных документов, предъявленных в ОСП по г.Березники и Усольскому району и МОСП по ИПРД территориального органа Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю в отношении должника-организации ООО
Авангард
в период времени с 24.10.2018.
3. Признать незаконным бездействие начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Черных Е. Ю. и начальника отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикиной А.С., выразившееся в отсутствии контроля за выполнением судебными приставами- исполнителями вверенных структурных подразделений обязанностей предусмотренных положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 года N 229-ФЗ в части несвоевременного объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство по должнику.
4. Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Закировой О.О. Лукиных В.В. Чупиной З.В., выразившееся в непринятии мер по списанию и перечислению денежных средств, обнаруженных на счетах организации-должника ООО "Авангард" в общей сумме 312585,38 рублей.
5. Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Лукиных В.В. и начальника отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикиной А.С. по распределению и перечислению денежных средств в сумме 5309 рублей с нарушением требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
6. Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Закировой О.О. Лукиных В.В. и начальника отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикиной А.С. по распределению и перечислению денежных средств в период времени с 24.10.2018 по 19.10.2020 с нарушением требований статьи 111 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
7. Признать незаконным бездействие судебного пристава отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю, отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, выразившееся в невнесении в банк данных исполнительных производств измененной информации об адресе организации-должника ООО "Авангард".
8. Признать незаконным бездействие должностных лиц отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, выразившееся в непроверке имущественного положения организации-должника по актуальному адресу регистрации организации, непринятии мер по отобранию объяснений с руководителя организации-должника, непринятию мер по привлечению руководителя организации-должника к ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ.
9. Признать незаконным бездействие должностных лиц отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, выразившееся в непринятии мер по ходатайствам Муниципального казенного унитарного предприятия "Центр социального питания г. Березники" о розыске организации-должника, розыске имущества организации-должника.
Представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии запросов, распечаток с сайта УФССП России по Пермскому краю с перечнем исполнительных производств.
Судом рассмотрено заявленное ходатайство в порядке ст. 159 АПК и удовлетворено на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
В судебном заседании 18.11.2021 представитель заявителя исковые требования поддержал в полном объёме; представитель УФССП России по Пермскому краю возражал против их удовлетворения.
На основании ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 23.11.2021.
Произведена замена секретаря судебного заседания. Отводов не заявлено.
В судебном заседании 23.11.2021 представитель заявителя дополнила ранее изложенные доводы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 24.10.2018 судебным приставом-исполнителем Чупиной З.В. на основании исполнительного документа по делу N А50-42423/2017 от 12.10.2018, выданного Арбитражным судом Пермского края, о взыскании с ООО "Авангард" 1 026 211 руб. 86 коп. в пользу взыскателя МКУП "Центр социального питания г. Березники", вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 173594/18/59010.
22.01.2019 судебным приставом-исполнителем Чупиной З.В. вынесено постановление об окончании исполнительного производства (том 2 л.д.13-17).
В связи с поступлением протеста прокурора г. Березники от 16.04.2019 N 2-20-23-2019 исполнительное производство 08.05.2019 возобновлено.
На основании акта приема-передачи исполнительных производств от 15.08.2019 исполнительное производство передано на исполнение судебному приставу-исполнителю Лукиных В.В. (том 2 л.д.50-51).
В дальнейшем исполнительное производство N 173594/18/59010 по актам приема-передачи от 13.04.2020, 27.04.2020, 14.09.2020, 28.09.2020, 03.02.2021, 09.03.2021(том 2 л.д.52- 63) передавались от судебного пристава-исполнителя Лукиных В.В. судебному приставу-исполнителю Закировой О.О. и обратно.
По результатам анализа полученной информации, полагая, что заинтересованными лицами допущены неправомерные бездействия, действия, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статей 65, 67, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В абзаце 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
В соответствии ч 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов по принятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме.
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия.
Судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего получает необходимую информацию, объяснения и справки; входит в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производит осмотры указанных помещений и хранилищ; арестовывает, изымает, передает на хранение и реализует арестованное имущество; налагает арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве (статья 12 Закона о судебных приставах).
Несовершение перечисленных действий, направленных на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа, может быть признано арбитражным судом незаконным бездействием.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 229-ФЗ возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.
Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства (часть 3 названной статьи).
Пунктом 3.3 Методических рекомендаций по определению места ведения сводного исполнительного производства, организации передачи исполнительных производств при объединении их в сводное исполнительное производство и осуществлению контроля за их ведением, утвержденных ФССП России 27 февраля 2014 года N 0015/4 установлено, что решение об определении места ведения сводного исполнительного производства принимается главным судебным приставом Российской Федерации или главными судебными приставами субъектов Российской Федерации на основании сведений (служебная записка, обращение, информация из банка данных, содержащего сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц) о ведении (возбуждении) исполнительных производств в отношении одного и того же должника (солидарных должников) в разных структурных подразделениях территориального органа ФССП России либо в структурных подразделениях разных территориальных органов ФССП России, полученных от сторон исполнительного производства, иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, органа, выдавшего исполнительный документ, и должностных лиц службы судебных приставов, в течение 10 дней со дня поступления указанной информации к должностному лицу.
Доказательств направления заинтересованным лицам заявления об объединении исполнительных производств, находящихся на исполнении в ОСП по г. Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю и МОСП по ИПРД УФССП России по Пермскому краю, материалы дела не содержат.
Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, в ОСП по г. Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю и МОСП по ИПРД УФССП России по Пермскому краю в отношении ООО "Авангард" были возбуждены и находились на исполнении ряд исполнительных производств о взыскании задолженности в бюджеты разных уровней, включая задолженность по коммунальным платежам и взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц.
На момент предъявления к исполнению исполнительного листа по делу N А50-42423/2017 от 12.10.2018, выданного Арбитражным судом Пермского края, о взыскании с ООО "Авангард" 1 026 211 руб. 86 коп. в пользу взыскателя МКУП "Центр социального питания г. Березники", на исполнении уже находились два исполнительных производства в ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю (N140295/17/59010-ИП от 07.11.2017 и N140018/18/59010-ИП от 28.08.2018) и одно исполнительное производство N37012/18/59046-ИП от 28.08.2018 в МОСП по ИПРД УФССП России по Пермскому краю в отношении организации-должника ООО "Авангард".
Следовательно, при возбуждении исполнительное производство N 74385/19/59010-ИП (173594/18/59010-ИП) подлежало объединению с остальными исполнительными производствами в отношении данного должника в сводное исполнительное производство.
С декабря 2019 года от организации-должника периодически поступали денежные средства, которые не были перечислены в пользу взыскателей различных уровней бюджета, а перечислялись с декабря 2019 года по октябрь 2020 года в пользу взыскателя ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" по исполнительному производству от 28.08.2018, возбужденному ОСП по г. Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю.
Постановление об объединении исполнительных производств в сводное с присвоением N 59010/20/432632-СД вынесено судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Лукиных В.В. лишь 19.10.2020.
При этом, большая часть исполнительных производств в отношении ООО "Авангард" возбуждено в 2018 - 2019 годах и находилось в разные периоды времени на исполнении судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Закировой О.О. Лукиных В.В. Чупиной З.В.
Таким образом, исходя из императивной диспозиции п. 1 ст. 34 Федерального закона N 229-ФЗ судебные приставы-исполнители Закирова О.О. Лукина В.В. Чупина З.В. обязаны были объединить исполнительные производства в отношении ООО "Авангард" в сводное исполнительное производство с учетом определения места ведения сводного исполнительного производства в соответствии с пунктом 3.3 Методических рекомендаций от 27.02.20214 N 0015/4.
Доводы заинтересованных лиц о том, что объединение исполнительных производств в сводное является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права.
Следовательно, установив, что судебные приставы-исполнители не совершили действий, предусмотренных ст. 34 Закона N 229-ФЗ, по объединению исполнительных производств в отношении одного должника в сводное, суд апелляционной инстанции признает указанное бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Закировой О.О. Лукиных В.В. Чупиной З.В. незаконным.
Положениями статьи 1 Закона N 118-ФЗ, статьи 5 Закона N 229-ФЗ установлено, что на службу судебных приставов возлагается обязанность по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц. При этом непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что бездействие Руководителя Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю - главного судебного пристава Пермского края Неведомского С.А. в части ненадлежащего выполнения обязанностей, предусмотренных ч.3 ст. 34 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 года N 229-ФЗ, в отношении исполнительных документов, предъявленных в ОСП по г.Березники и Усольскому району и МОСП по ИПРД территориального органа Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю в отношении должника-организации ООО "Авангард" в период времени с 24.10.2018, является незаконным и нарушает права и законные интересы предприятия.
Апелляционный суд исходит из того, что согласно части 1 статьи 9 Закона N 118-ФЗ главный судебный пристав субъекта (субъектов) Российской Федерации возглавляет территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующим субъекту или субъектам Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 9 Закона N 118-ФЗ главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации:
- осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
- организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;
- организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;
- организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка;
- при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; - издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;
- имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;
- обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию; - взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы;
- организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом N 118-ФЗ, Законом N 229-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Положениями статьи 1 Закона N 118-ФЗ, статьи 3 Закона N 229-ФЗ установлено, что на службу судебных приставов возлагается обязанность по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц.
Закон N 229-ФЗ и Закон N 118-ФЗ наделяют главного судебного пристава полномочиями контроля со стороны руководства управления по осуществлению контроля за соблюдением должностными лицами службы судебных приставов законодательства об исполнительном производстве (ч. 2 ст. 9 Закона N 118-ФЗ).
Приказом ФССП России от 23.01.2014 N 17 утверждено Положение об организации контроля за ведением исполнительных производств, осуществляемого главным судебным приставом Российской Федерации и главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Авангард" на исполнении в службе судебных приставов имелось два сводных исполнительных производства (N 60152/20/59046-СД и N 10782/19/59010-СД) в двух разных подразделениях в ОСП по г.Березники и Усольскому району и МОСП по ИПРД территориального органа Федеральной службы судебных приставов (УФССП России по Пермскому краю), при этом исполнительное производство в пользу МКУ "Центр социального питания г. Березники" включено только в состав одного сводного исполнительного производства, что не соответствует требованиям ст. 34 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 года N 229-ФЗ.
В нарушение части 2 статьи 9 Закона N 118-ФЗ Руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю - Главным судебным приставом Пермского края Неведомским С.А. не предприняты меры в пределах своей компетенции со стороны руководства управления по осуществлению контроля за соблюдением должностными лицами службы судебных приставов законодательства об исполнительном производстве, выразившегося в несвоевременном объединении исполнительных производств, находящихся на исполнении в отделе судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю
В части требований заявителя о признании незаконным бездействия начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Черных Е. Ю. и начальника отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикиной А.С., выразившегося в отсутствии контроля за выполнением судебными приставами- исполнителями вверенных структурных подразделений обязанностей предусмотренных положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 года N 229-ФЗ в части несвоевременного объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство по должнику, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как уже указывал ранее апелляционный суд, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Таким образом, субъектами, обязанными исполнять исполнительные документы, являются структурные подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Поскольку в соответствии со статьей 10 Закона N 118-ФЗ определены полномочия старшего судебного пристава, который, в частности, организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Законом N 229-ФЗ, осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что, исходя из смысла статьи 30 Закона N 229-ФЗ, субъектом ответственности по правилам статьи 331 АПК РФ является судебный пристав-исполнитель, которому исполнительный лист передан на исполнение.
Судом установлено, что в нарушение вышеприведенных норм начальник Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Черных Е. Ю. и начальник отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикина А.С., обязаны были выявить наличие в вверенных им структурных подразделениях свыше одного исполнительного производства, возбужденных в отношении ООО "Авангард", однако не предприняли установленных мер для их объединения.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что оспариваемые бездействия начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Черных Е. Ю. и начальника отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикиной А.С. не соответствует закону, нарушает права и законные интересы предприятия.
Как следует из пояснений представителя заявителя, требование о признании незаконными действий по распределению перечисленных денежных средств в период с декабря 2019 по 19 октября 2020 является производным от незаконного бездействия по не объединению исполнительных производств.
В силу пункта 1 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника.
В силу части 2 статьи 68 Закона N 229-ФЗ меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Закона об исполнительном производстве взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона N 229-ФЗ перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
В случае получения банком или иной кредитной организацией постановления судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов (часть 7 статьи 70).
Часть 1 статьи 110 Закона N 229-ФЗ предусматривает, что денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных этим Законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 названной статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Согласно части 1 статьи 111 Закона N 229-ФЗ в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.
При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме (часть 2 статьи 111).
Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (часть 3 статьи 111).
Согласно ответов из ПАО Сбербанк были обнаружены средства в сумме 272789,18 (24.10.2018 г. стр. 6 из 99); 6000,00 (27.08.2020 г. стр. 66 из 99); 8000,00 (28.09.2020 г. стр. 72 из 99); 8000,00 (14.10.2020 стр.76 из 99); 15761,78; 247,57; 1620,70 и 166,15 рублей (13.01.2021 стр. 87 из 99). Всего 312 585,38 руб.
Исходя из установленной статьей 111 Закона N 229-ФЗ очередностью удовлетворения требований, требования МКУ "Центр социального питания г. Березники" и ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово" относятся к взыскателям одной очереди.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств списания вышеуказанных денежных средств, с учетом установленного поименованной нормой порядка распределения между несколькими взыскателями денежных средств, поступивших от должника, ни в рамках исполнительного производства, возбужденного в пользу взыскателя - МКУ "Центр социального питания г. Березники", ни в рамках сводного исполнительного производства.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего наличие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по его списанию и перечислению в пользу взыскателей, в целях исполнения исполнительного документа.
По мнению суда, в рассматриваемом случае, подтверждается непринятие судебными приставами-исполнителями отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Закировой О.О. Лукиных В.В. Чупиной З.В. возможных мер по списанию и перечислению денежных средств, обнаруженных на счетах организации - должника ООО "Авангард" в общей сумме 312585,38 руб., а равно их распределению за период времени с момента возбуждения исполнительного производства по заявлению МКУ "Центр социального питания г. Березники" до момента объединения исполнительных производств в сводное по должнику.
Кроме того, апелляционный суд признает, что в нарушение статьи 111 Закона N 229-ФЗ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Лукиных В.В. совершены незаконные действия по распределению и перечислению денежных средств в сумме 5309 рублей.
Так, 12.09.2019 судебным приставом-исполнителем Лукиных В.В. денежные средства в размере 22455,95,списанные на основании постановления об обращении взыскания на денежные средства должника ООО "Авангард" от 12.09.2019 перечислены взыскателя на основании постановления о распределении денежных средств в счет погашения задолженности УФК по Пермскому краю (Инспекция государственного жилищного надзора по Пермскому краю), УФК по Пермскому краю (Отделение ПФР по Пермскому краю), УФК по Пермскому краю (Межрайонная ИФНС России N 2 по Пермскому краю), ООО "ЖПЭТ-1-Абрамово".
Как следует из пояснений судебного пристава-исполнителя Лукиных В.В. данные исполнительные производства ранее находились в составе сводного исполнительного производства N 140018/59010-СД, в последствии при передаче исполнительных производств по акту приема-передачи исключены из состава сводного исполнительного производства, что привело к распределению денежных средств в сумме 5309 руб. одному взыскателю.
В силу ст. 10 Закона N 118-ФЗ начальник отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикина А.С. непосредственно организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия.
Следовательно, исходя из предоставленных старшему судебному приставу полномочий, последний не должен был контролировать действия по распределению денежных средств в сумме 5309 руб. одному взыскателю, осуществленные судебным приставом-исполнителем с нарушением требований Закона об исполнительном производстве.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Лукиных В.В., начальника отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикиной А.С. нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ввиду нарушения части 1 статьи 111 Закона N 229-ФЗ.
В отношении требований о признании незаконным бездействия по непринятию мер по проверке имущественного положения должника по месту регистрации в период с 20.05.2020 по настоящее время и по месту фактического ведения деятельности в период с 22.03.2019 по 30.07.2020 судом установлено следующее.
В соответствии с пунктами 3, 4 ст. 69 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан в течение сроков, установленных законом, обратить взыскание на имущество должника по исполнительным документам.
В первую очередь обращение взыскания производится на денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Согласно пункту 4 статьи 69 Закона об исполнительном производстве при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное принадлежащее ему имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 указанного Закона судебный пристав-исполнитель обязан совершить действия, направленные на изъятие и принудительную реализацию имущества должника.
Согласно сведений содержащихся в уведомлении N 59010/21/175495 от 05.04.202 с единого портала государственных услуг: должностными лицами отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю 23.05.2020, 29.08.2020, 28.11.2020 и 26.02.2021 направлялись через систему электронного межведомственного взаимодействия запросы (были получены ответы от регистрирующих органов) в отношении организации-должника ООО "Авангард". Данное обстоятельство также подтверждается реестром запросов. Таким образом, информация об изменении адреса регистрации, смене руководства, а также зарегистрированных за юридическим лицом банковских счетах в налоговом органе была известна.
В материалы дела представлены акты совершения исполнительных действий от 12.03.2020 от 27.11.2019 (том 2 л.д.123-126) из содержания которых следует, что судебный пристав-исполнитель выходил по адресу: г. Березники, ул. Черняховского, 38-108. Между тем, из содержания данных актов следует, что они составлены в рамках иных исполнительных производств N 187991/18/59010-ИП, N 12857/19/59010-ИП. С учетом того, что указанные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство только 19.10.2020, представленные акты не могут свидетельствовать о принятии мер по установлению имущества в рамках исполнительного производства N 173594/18/59010. Доказательств проведения проверки имущественного положения должника по месту его фактического осуществления деятельности (г. Березники, ул. Парковая, 7) в материалы дела не представлено. Судом также учтено, что акт совершения исполнительных действий по адресу г. Березники, проспект Советский, 14 судебным приставом-исполнителем составлен 28.04.2021 (том 2 л.д.110), то есть после обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.
Кроме того, доводы заявителя о нарушении, выразившегося в составлении актов без участия понятых нашел свое подтверждение в материалах дела.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии незаконного бездействия в указанной части со стороны судебных приставов-исполнителей Лукиных В.В. и Закировой О.О. в соответствующие периоды ведения исполнительного производства N 173594/18/59010.
Кроме того, согласно части 1 статьи 6.1 Закона об исполнительном производстве Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).
В силу части 3 указанной статьи к общедоступным сведениям, содержащимся в банке данных, относятся, в том числе сведения о сумме непогашенной задолженности по исполнительному документу (пункт 6.1).
Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации (часть 2 статьи 6.1 Закона об исполнительном производстве).
Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде утвержден Приказом ФССП России от 12 мая 2012 N 248 (далее также - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что сведения (документы), получаемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их получения.
Сведения (документы), формируемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их формирования. Должна обеспечиваться идентичность введенных в банк данных сведений (документов) и состава номенклатурных дел, за исключением документов, вынесенных в электронном виде.
Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено, что ответственность за полноту, достоверность и своевременность ввода в банк данных информации возлагается: для документов, созданных на бумажном носителе с использованием прикладных подсистем АИС ФССП России, - на автора документа; для документов, созданных на бумажном носителе без использования прикладных подсистем АИС ФССП России, - на автора документа или лицо, ответственное за ведение соответствующего номенклатурного дела; для документов, созданных в электронном виде с использованием электронной подписи, - на автора документа.
С учетом наличия у судебных приставов-исполнителей информации, полученной от заявителя в письмах от 18.03.2020, 31.08.2020, а также сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, полученных в по результатам запросов от 23.05.2020, 29.08.2020, 28.11.2020, 26.02.2021 об изменении адреса регистрации ООО "Авангард" (г. Березники, проспект Советский, 14), а также учитывая, что соответствующие изменения внесены постановлением от 28.04.2021, то есть после обращения заявителя с рассматриваемым заявлением, суд пришел к выводу о наличии незаконного бездействия со стороны судебных приставов-исполнителей Лукиных В.В. и Закировой О.О. в соответствующие периоды ведения исполнительного производства N 173594/18/59010, а также начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по г. Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Лукиных В.В. принимая во внимание совпадение лица, ведущего исполнительное производство и лица, осуществляющего контроль.
В части требований заявителя о признании незаконным бездействия в период с 17.12.2018 по настоящее время, выразившееся в не принятии мер по розыску имущества организации-должника судом установлено следующее.
В соответствии с частью 1.1 статьи 65 Закона об исполнительном производстве под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, предусмотренные ст. 65 Закона исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.
При этом, статья 65 Закона об исполнительном производстве предоставляя взыскателю возможность обращения с заявлением об исполнительном розыске, предусматривает корреспондирующую обязанность судебного пристава-исполнителя разрешить вопрос о наличии оснований для объявления исполнительского розыска как должника, так и его имущества.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1 Методических рекомендаций по организации о проведении исполнительного в Федеральной службе судебных приставов розыск осуществляется судебными приставами-исполнителями, в том числе ведущими исполнительное производство, в рамках которого объявлен розыск, на которых приказом территориального органа ФССП России возложены функции по розыску. В случаях, установленных ст. 65 Закона, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет розыск при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные Законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.
Пунктом 2.1.3 Методических рекомендаций установлено, что по исполнительным документам, в том числе содержащим имущественное требование свыше 10 000 руб. по заявлению взыскателя судебный пристав вправе объявить розыск.
Из представленных заявителем документов следует, что в письмах от 17.12.2018 N 1056, от 28.03.2020 N 213, направленных в ОСП по г. Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю, от 28.01.2019, от 31.08.2020 N 510, направленных в прокуратуру в рамках жалоб на действия судебного пристава-исполнителя заявитель неоднократно просил, в том числе, произвести розыск имущества должника. Доказательств рассмотрения указанных обращений и объявления розыска материалы дела не содержат. Кроме того, в возражениях от 12.05.2021 судебный пристав-исполнитель указывает на отсутствие со стороны заявителя заявления о розыске.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии со стороны судебных приставов-исполнителей Чупиной З.В., Закировой О.О. Лукиных В.В. незаконного бездействия по непринятию мер по розыску имущества.
Наличие оснований для выводов о том, что судебным приставом-исполнителем были приняты все возможные меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа у суда не имеется с учетом длительности нахождения исполнительного производства на исполнении и достигнутым результатом.
Производство по делу в части требования о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по отобранию объяснений с руководителя организации-должника, непринятию мер по привлечению руководителя организации-должника к ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ подлежит прекращению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 АПК РФ.
В статье 315 УК РФ установлена уголовная ответственность за злостное неисполнение вступившего в законную силу судебного акта либо воспрепятствование его исполнению, признаками данного преступления является злостный характер неисполнения судебного акта, когда лицо, имея реальную возможность исполнить судебный акт, этого не делает, игнорируя направляемые ему предписания о необходимости его исполнения.
Между тем АПК РФ не предусмотрено рассмотрение в арбитражном суде споров, связанных с защитой прав и законных интересов, имеющихся в процессе осуществления уголовно-процессуальных действий. Рассмотрение данного спора арбитражному суду неподведомственно в силу положений статей 27, 29 и главы 24 АПК РФ.
Аналогичная правовая позиция о невозможности обжалования в арбитражном суде действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по не возбуждению уголовного дела изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.11.2011 N ВАС-14713/11 по делу N А04-5310/2010.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что в данном конкретном случае заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Обстоятельств, препятствующих должностным лицам службы судебных приставов к принятию мер, направленных на взыскание денежных средств с должника и принятию всего комплекса мер принудительного взыскания, предусмотренного законодательством об исполнительном производстве, а равно понуждение должника исполнить решение суда, материалами дела не установлено.
Экономический интерес взыскателя заключается в скорейшем получении с должника предмета спора (требования) по исполнительному документу через его принудительное исполнение должностным лицом специализированного уполномоченного органа (структурного подразделения территориального органа службы судебных приставов).
Доказательств, свидетельствующих о невозможности совершения указанных действий, в нарушение статей 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованными лицами в материалы дела не представило.
Таким образом, неправомерные действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов по исполнению исполнительного документа нарушило гарантированные права и законные интересы взыскателя в исполнительном производстве.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьей 170 Кодекса.
Поскольку арбитражным судом первой инстанции настоящее дело разрешено с нарушением норм процессуального права, вследствие чего апелляционный суд перешел к рассмотрению спора по правилам, предусмотренным в арбитражном суде первой инстанции, решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ и пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается, поэтому суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 июля 2021 года по делу N А50-9337/2021 отменить.
Произвести процессуальное правопреемство, заменив Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Закировой О.О. Лукиных В.В. Чупиной З.В., выразившееся в несвоевременном объединении исполнительных производств, находящихся на исполнении в отделе судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю в период времени с 24.10.2018 по 19.10.2020.
Признать незаконным бездействие Руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю - Главного судебного пристава Пермского края Неведомского С. А. в части ненадлежащего выполнения обязанностей, предусмотренных ч.3 ст. 34 Федерального закона Об исполнительном производстве
от 02.10.2007 года
229-ФЗ, в отношении исполнительных документов, предъявленных в ОСП по г.Березники и Усольскому району и МОСП по ИПРД территориального органа Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю в отношении должника-организации ООО
Авангард
в период времени с 24.10.2018.
Признать незаконным бездействие начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Черных Е. Ю. и начальника отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикиной А.С., выразившееся в отсутствии контроля за выполнением судебными приставами- исполнителями вверенных структурных подразделений обязанностей предусмотренных положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 года N 229-ФЗ в части несвоевременного объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство по должнику.
Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Закировой О.О. Лукиных В.В. Чупиной З.В., выразившееся в непринятии мер по списанию и перечислению денежных средств, обнаруженных на счетах организации-должника ООО "Авангард" в общей сумме 312585,38 рублей.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Лукиных В.В. и начальника отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикиной А.С. по распределению и перечислению денежных средств в сумме 5309 рублей с нарушением требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Закировой О.О. Лукиных В.В. и начальника отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Зеленикиной А.С. по распределению и перечислению денежных средств в период времени с 24.10.2018 по 19.10.2020 с нарушением требований статьи 111 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
Признать незаконным бездействие судебного пристава отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю, отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, выразившееся в невнесении в банк данных исполнительных производств измененной информации об адресе организации-должника ООО "Авангард".
Признать незаконным бездействие должностных лиц отдела судебных приставов по городу Березники и Усольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, выразившееся в непринятии мер по ходатайствам Муниципального казенного унитарного предприятия "Центр социального питания г. Березники" о розыске организации-должника, розыске имущества организации-должника.
Обязать заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Производство по делу в части требования о признании незаконным бездействия в виде непринятия мер по отобранию объяснений с руководителя организации-должника, непринятию мер по привлечению руководителя организации-должника к ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ прекратить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9337/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПИТАНИЯ Г.БЕРЕЗНИКИ"
Ответчик: МОСП по ИПРД УФССП России по ПК (старший судебный пристав Черных Елена Юрьевна, ОСП по г. Березники и Усольскому р-ну УФССП России по ПК (начальник отдела - старший судебный пристав Зеленикина Антонина Сергеевна), ОСП по г. Березники и Усольскому р-ну УФССП России по ПК (судебный пристав Закирова О.О.), ОСП по г. Березники и Усольскому р-ну УФССП России по ПК (судебный пристав Закирова Оксана Олеговна), ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Чупиной Зинаиде Валерьевне, ОСП по г.Березники и Усольскому р-ну УФССП России по ПК (начальник отдела-старший судебный пристав Лукиных Виктория Владимировна), Управление ФССП России по Пермскому краю (главный судебный пристав Неведомский Сергей Анатольевич)
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, Межрайонная ИФНС России N 2 по ПК, ООО "АВАНГАРД", ООО "Березниковская водоснабжающая компания", ООО "ЖПЭТ - 1 - АБРАМОВО", ООО "КОМФОРТ-НАБЕРЕЖНАЯ", ООО "ТОПЛИФТ", ОСП по г. Березники и Усольскому р-ну УФССП России по ПК (начальник отдела - старший судебный пристав Зеленикина А.С.), ОСП по г.Березники и Усольскому району УФССП России по Пермскому краю Чупиной З.В., ПАО "ПЕРМЭНЕРГОСБЫТ", Управление ФССП России по Пермскому краю, УФССП по Пермскому краю, ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, МОСП по ИПРД УФССП России по ПК (старший судебный пристав Черных Е.Ю.), ОСП по г.Березники и Усольскому р-ну УФССП России по ПК (начальник отдела-старший судебный пристав Лукиных В.В.), Управление ФССП России по Пермскому краю (главный судебный пристав Неведомский С.А.)